В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Равиль Гайнутдин: Международный форум `Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества` прошел в Москве Назад
Равиль Гайнутдин: Международный форум `Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества` прошел в Москве
Международный форум "Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества" прошел 15 июня в международном бизнес-центре на Красной Пресне в Москве. В форуме принимают участие раввины и имамы из разных городов мира и СНГ, общественные и политические деятели, представители бизнес-сообщества, ученые и журналисты. Гостем форума стал член парламента Исламской республики Иран, иудей по вероисповеданию г-н Метамед. В оргкомитет конференции вошли представители Евро-Азиатского еврейского Конгресса (ЕАЕК), Конгресса еврейских религиозных общин и организаций в России (КЕРООР), а также представители Совета муфтиев России (СМР).

В первой пленарной части форума с приветствиями и докладами выступили председатель СМР Равиль Гайнутдин и главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич, а также президент ЕАЕК Александр Машкевич, президент Всемирного фонда развития демократии Фаттах Шодиев и представитель СМР Фарид Асадуллин.

Равиль Гайнутдин начал свою речь с поздравления в адрес иудейской стороны со 100-летним юбилеем Московской хоральной синагоги. Его доклад был посвящен подробному раскрытию "утверждаемого в Коране принципа единства в многообразии", из которого следует положение о веротерпимости ислама. Председатель СМР предупредил, что утверждаемое им может показаться "неожиданным" в силу распространения всякого рода "небылиц" об исламе, в частности, приписываемой этому вероучению агрессивности и жестких способов насаждения своей веры. По словам Р.Гайнутдина, принципы свободы совести и свободы вероисповедания "конституированы в Коране". Ислам, подчеркнул он, запрещает прозелитизм, т.е. "миссионерство в форме давления на людей, не желающих добровольно слушать проповедь". Далее муфтий, привлекая коранические тексты, раскрыл принципы отношения мусульман к иноверцам: это "справедливость" по отношению к мирным иноверцам и "адекватные меры" для защиты от агрессивных; в последнем случае приоритет должен отдаваться мирным переговорам. Р.Гайнутдин подчеркнул особое отношение мусульман к "людям Писания" -- иудеям и христианам: веротерпимость по отношению к ним проявляется, в частности, в позволении вступать в браки с представителями этих вероисповеданий, не требуя при этом, чтобы они поменяли свою веру. Таким образом, отметил выступавший, Коран "выказывает уважение к верующим других религий".

Подчеркнув, что ислам и иудаизм имеют "общие религиозные корни", он говорил о сегодняшнем сотрудничестве мусульман и иудеев России, которое оценивает как "в целом успешно развивающееся". В частности, муфтий напомнил, что данный форум не является первой встречей подобного рода -- две первые исламско-иудейские конференции состоялись достаточно давно, в начале 90-х гг., в рамках программы "Лицом к лицу". В заключение Равиль Гайнутдин призвал "освежить в памяти положительные примеры" исламо-иудейского сотрудничества и руководствоваться этими примерами в будущем.

Эту идею развил главный раввин России (КЕРООР) Адольф Шаевич. По его словам, "тысячи, миллионы примеров братского сосуществования иудеев и мусульман" в России доказывают, что в нашей стране между этими общинами нет проблем. Обеспокоенность А.Шаевича вызывают иудейско-исламские взаимоотношения за пределами России, а также "масса недостойных людей, порочащих ислам и иудаизм". Раввин призвал "авторитетных людей" каждой религии во имя искоренения невежества "сказать свое мнение для просвещения народа".

О личном опыте близкой дружбы и делового сотрудничества со многими мусульманами рассказал в своем выступлении президент ЕАЕК Александр Машкевич. Он считает необходимым и первоочередным донести до людей, что "наши две религии - родные и близкие", а также противостоять распространению идей неизбежного конфликта цивилизаций и религий. Тех людей, которые пропагандируют эти "деструктивные" идеи, А.Машкевич предлагает "изолировать от общества". Президент ЕАЕК выразил надежду на то, что форум сможет положить начало систематическому сотрудничеству и постоянному диалогу исламской и иудейской общин России - как в сфере богословия, так и в практике взаимоотношений.

Эта идея положена в основу совместного заявления, текст которого был распространен среди участников форума. "Взаимопонимание, диалог и толерантность между различными вероисповеданиями есть путь к решению современных проблем общества. Вместо "столкновения цивилизаций" мы утверждаем их взаимодействие с целью совместного преодоления злоупотреблений религиозными ценностями в откровенно политических целях", -- говорится в документе. Предлагается расширить уже осуществляемый диалог между лидерами иудейских и мусульманских общин до уровня низовых религиозных и общественных организаций, уделяя особое внимание привлечению молодежи к духу братского общения. Выражается намерение разработать определенную программу широкого иудео-мусульманского диалога и придать ему "постоянно действующие организационные формы". В заявлении выражена также озабоченность ростом в ряде стран межэтнической и межконфессиональной нетерпимости. "Мы уверены, что совместные усилия мусульманской и иудейской общественности помогут выработке продуманной... государственной политики в сфере этнокультурных и конфессиональных отношений", -- так завершается документ.

В рамках форума состоялись два круглых стола: "Исторические и религиозные аспекты диалога" и "Современная практика сотрудничества мусульманских и иудейских организаций Евро-Азиатского региона", в которых приняли участие муфтии и раввины, а также ученые - специалисты в области исламско-иудейского диалога.


15.06.2006
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=6953

Док. 475014
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 190

  • Гайнутдин Равиль Ибн Исмаил (Гайнутдинов Равиль Исмагилович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``