В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Когда брали - веселились, подсчитали - прослезились Назад
Когда брали - веселились, подсчитали - прослезились
Брать деньги в долг - штука малоприятная. Ведь кредиторы обладают лучшей памятью, чем должники. Не брать деньги в долг, когда у вас пустой кошелек, тоже невозможно: убежать от голода и жажды еще никому не удавалось.

Одним словом, нищему человеку остается выбирать между плохим и очень плохим. Именно в таком положении оказались рязанские власти, задумав шесть лет назад капитально отремонтировать наш город. Они выбрали первое.

Тогда Вячеслав Любимов и Павел Маматов у руля еще не стояли. А сегодня губернатор и мэр - на тропе войны. Вот уже почти год они конфликтуют из-за многомиллионного кредита, взятого их предшественниками в Международном банке реконструкции и развития. А сдетонировали ситуацию, по всей видимости, депутаты горсовета во главе с председателем Анатолием Мухиным.


Куда бедному городу Рязани податься, кроме ВБ?


Устоять перед таким искушением, говорят, было невозможно. "Добрый дядя" в лице российского правительства предлагал потрясающе выгодную сделку, дескать, мы берем кредит в Международном банке реконструкции и развития (его называют еще и Всемирным банком - Авт.), отдаем рязанским властям его часть в виде субзайма, а вы решаете набившую оскомину проблему ведомственного жилья.

Идет безденежный 1996 год. Развалившиеся предприятия не в состоянии содержать подведомственные им жилые дома. А они, давно не ремонтированные, буквально трещат по швам. Трещит по швам и городской бюджет. А тут такое предложение! Кредит дают аж на 14 лет и всего лишь под 6 процентов годовых. Тогда как российские банки драли по 120 процентов и с возвратом денег уже через год.

Да за 14 лет, рассуждало рязанское начальство, можно горы свернуть, не то что привести в порядок (к тому же по западным стандартам!) сотни жилых домов! Что и предусматривал проект Всемирного банка "Передача ведомственного жилого фонда".

Конечная цель проекта - жилье перейдет жилищно-строительным кооперативам, кондоминиумам, то есть принятым во всем мире формам объединения граждан, живущих в одном доме. С заводов снимается бремя ЖКХ. Освобождаются от той же головной боли и городские власти. А граждане живут в комфортных условиях и сами за этот комфорт отвечают.

Итак, российское правительство берет во Всемирном банке 300 миллионов долларов США, объявляет конкурс на право получить субзаймы, и Рязань - в числе восьми городов - становится победителем этого конкурса. Цена победы - 67 миллионов долларов.

Тут следует сделать необходимое пояснение. "Живыми" деньги Всемирного банка в Рязань никогда не приходили. Оттуда они перечислялись в Москву, на рязанский субсчет в Минфине. Западные банкиры привыкли страховаться. Для них "Россия" и "воруют" - это слова-синонимы.

Использовать субзайм городские власти могли только через контракты с фирмами-подрядчиками. Но и тут выбор не за ними. Какие компании будут реализовывать проект - решает тендерная (конкурсная) комиссия. Компания предлагает бизнес-план, заявляет стоимость работ. Конкурсная комиссия, где из семи человек четверо рязанцев, тайным голосованием и определяет фирму-подрядчика. Чаще всего контракт получают иностранцы: у них, как правило, есть банковские гарантии. Чего, за малым исключением, не скажешь об отечественных компаниях.

Что-что, а деньги проклятые капиталисты считать умеют. А потому каждый этап реализации проекта, вплоть до оплаты работ, жестко контролируется экспертами Всемирного банка. Механизм оплаты выглядит так. Руководитель местной группы реализации проекта подписывает акты выполненных работ. На соответствие выполненным объемам их проверяют эксперты Всемирного банка. И только после этого контракт оплачивается. Опять же в Москве.


Мухин плюс Любимов: долой кредит!


Вернемся однако к замыслам 1996 года. Перевод жилья в частные руки оказался иллюзией. Создавать жилищные кооперативы на базе полуразвалившихся зданий, где гуляет ветер, - абсурд.

- Учитывая сложную ситуацию с теплоснабжением города, мы убедили кредиторов пустить займ на модернизацию системы отопления внутри домов, реконструкцию теплотрасс, а также на строительство автономных и районных котельных, - говорит глава администрации г. Рязани Павел Маматов. - То есть решать проблему теплоснабжения надо в комплексе.

Однако дефолт 98 года изменил планы местных властей. Размер субзайма они сократили до 36,7 миллиона долларов. Но финансы осваивались. К концу октября 2001 года работ было выполнено на сумму 7,5 миллиона долларов.

В конце прошлого года Анатолий Мухин от имени горсовета обращается в областную Думу с неожиданным заявлением: необходимо расторгнуть договор! К делу, как водится, подключается общественность, мол, субзайм сделает наш город банкротом, а расплачиваться будут дети и внуки.

Вслед за письмом Мухина уже на следующий день в облдуму поступает аналогичное обращение с требованием выйти из договора, подписанное губернатором Любимовым. Совпадение или скоординированные действия? Претензии Любимова и Мухина сводятся к тому, что средства субзайма осваиваются неэффективно, что иностранный кредит уже сейчас лежит на городе финансовым бременем. А в будущем этот долг полностью разорит Рязань. И вообще - на такие деньги, но своими силами можно построить куда больше котельных и теплосетей.

- Только вот где эти деньги взять, если их недостаточно даже на текущие ремонты теплосетей, - не устает повторять на это Павел Маматов. - Сегодня в Рязани сотни домов, где температура воздуха зимой не превышает 13 градусов!


Консультант в переводе с английского


Но и после выборов, когда рязанцы повторно избрали Маматова мэром, ситуация продолжает накаляться. Субзайм становится во властных структурах темой номер один. Требования выйти из договора звучат все громче.

Но что значит - выйти из договора? Это не только разорвать уже заключенные контракты, но и в течение трех дней заплатить банку ни много ни мало - почти 300 миллионов рублей. На просьбу губернатора найти такие деньги в областном бюджете Дума отвечает отказом, а Любимову и Маматову предлагают найти компромиссный вариант.

Под давлением Маматов соглашается сократить размер субзайма до 9,8 миллиона долларов. Это стоимость выполненных работ и уже заключенных контрактов. Сегодня губернатор настаивает на цифре 6 миллионов долларов. Того же требует и горсовет. А его председатель Анатолий Мухин в очередном письме в облдуму предлагает и вовсе революционное решение: провести инвентаризацию всех строительно-монтажных работ, выявить выполнение консультационных контрактов, после чего выставить им встречные претензии по срокам и качеству.

Кстати, о консультантах. Известно, что зарплата некоторых из них превышает 16 тысяч долларов в месяц. А всего на оплату услуг консультантов было потрачено более 40 процентов из уже освоенных денег.

На предмет чего и какие же консультации дают иностранные спецы? Этот язвительный вопрос сейчас у всех на устах.

- Тут злую шутку сыграл дословный перевод договора на русский язык, - поясняет руководитель местной группы реализации проекта Юрий Дряхлов, - Консультационные фирмы в США - это то же самое, что наши проектные институты. Это группы инженеров, которые готовят проектно-сметную и техническую документацию, обеспечивают технологию работ. Короче говоря, готовят и ведут производство от начала до конца. На Западе это высокооплачиваемые специалисты, и размер оплаты их труда был изначально предусмотрен условиями договора.

Но почему такая огромная сумма - более 4 миллионов долларов - составляют консультационные работы?

- Дело в том, - продолжает Юрий Дряхлов, - что сегодня консультантами подготовлена документация на весь объем работ, то есть на 36,7 миллиона, а это - 11, 5 процента. Но поскольку нас вынудили сократить субзайм до 9,8 миллиона, то и удельный вес консультационных работ оказался выше - около 50 процентов. Если, как настаивает губернатор, размер займа уменьшится до 6 миллионов, то вырастет и удельный вес оплаты консультационных работ. Арифметика простая, но сегодня наши оппоненты жонглируют этими процентами, превращая их в страшилку для простых граждан.

Но, наверное, особенно болезненный интерес у людей вызывает участие в консультациях не только иностранных инженеров, но и наших, рязанских специалистов. И то что это были главным образом друзья и родственники рязанских реализаторов проекта.


Палата считает, а проект идет. Каков же итог?


Его еще нет. Но есть материалы проверки использования средств субзайма Счетной палатой Рязанской области.

- При заключении договора было нарушено законодательство, - говорит аудитор Владислав Попов. - Например, муниципальные займы должны быть рублевыми, а не в валюте. Нет прединвестиционного обоснования проекта. Нами выявлены и факты завышения объемов работ. Расходование средств субзайма происходит фактически без контроля со стороны администраций города и области. За шесть лет не было ни одной независимой аудиторской проверки.

Можно не сомневаться: после поднятого шума вокруг этой истории проверок будет достаточно. Депутаты решили подключить к ним прокуратуру области.

А пока областной Думой решение о размере сокращенного субзайма еще не принято, в Рязани продолжает работать американская фирма "Хотевелл". Она занимается переоборудованием 51 здания. Московская фирма "Импульс" ведет строительство 7 автономных котельных. Оборудование туда поставила японская фирма "Ниппон Стилл". Но когда теперь, после фактического выхода из договора, у рязанских властей найдутся ли деньги, чтобы построить другие котельные, теплотрассы и утеплить другие жилые дома? На этот вопрос ни у одной из противоборствующих сторон ответа нет.

Кстати, из восьми российских городов ни один не вышел из проекта. А на деньги, оставшиеся после сокращения субзаймов в связи с дефолтом, вступили в договор Саратов и Ижевск. И еще 12 городов готовы участвовать в проекте. Вероятно, там власти придерживаются другого принципа, а именно - мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевое.

P. S. Когда автор статьи обратилась к Анатолию Мухину с просьбой прокомментировать ситуацию вокруг субзайма, он сначала ушел от ответа, а потом раздраженно бросил: "Не надо будоражить город!" Но кому, как не жителям Рязани придется своими кровными оплачивать последствия решений властей...

http://www.novyeludi.ru/articles/ms/033.shtml

Док. 475205
Перв. публик.: 28.11.01
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 285

  • Любимов Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``