В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ТИХИЙ ЛОББИЗМ Назад
ТИХИЙ ЛОББИЗМ
Водочный магнат Колесник игнорирует прокуратуру





В среду, 21 мая, наряду с бюджетными планами на будущий год и несколькими социальными программами депутаты Рязанской областной Думы всерьез заинтересовались беззащитностью губернатора Вячеслава Любимова. Народные избранники обсуждали Закон о гарантиях деятельности высшего должностного лица Рязанского региона. Самый спорный и щекотливый пунктик этого документа, уже принятого в первом чтении, - предоставление главному чиновнику области статуса неприкосновенного лица.


"Мы даем губернатору неприкосновенность не для того, чтобы его не мог на улице остановить милиционер - он его и так не остановит - а чтобы у губернатора было больше свободы в действиях". Это слова одного из депутатов Рязанской областной Думы. А это - цитата из законопроекта "О гарантиях деятельности губернатора Рязанской области". Прокуратура области, осуществляющая надзор за деятельностью местных законодателей, попросила эти слова убрать. Выражаясь мягким прокурорским языком, они не соответствуют никаким федеральным нормам. Проще говоря - яро противоречат российской Конституции.

"Статья 6. Губернатор обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия областной Думы, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность губернатора распространяется на занимаемые им жилое и служебное помещения, на его багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи ограничения не распространяются на действия губернатора, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия губернатора, не связанные с осуществлением им своих полномочий. В случае возбуждения дела, предусматривающего уголовную или административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, в отношении действий губернатора, не связанных с осуществлением им своих полномочий, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям такое дело не может быть передано в суд без согласия областной Думы. В отношении губернатора следственные действия и порядок производства по административным правонарушениям осуществляются под непосредственным надзором прокурора Рязанской области. Для получения согласия областной Думы на привлечение губернатора к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на его задержание, арест, обыск или допрос, кроме случаев задержания на месте преступления, а также на личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей, прокурор Рязанской области вносит представление в областную Думу. Получение такого согласия предусматривается в отношении действий губернатора, связанных с осуществлением им своих полномочий. Областная Дума в порядке, установленном Регламентом, рассматривает представление прокурора Рязанской области и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения представления принимает по нему мотивированное решение".


ЗАБРАЛО ЗАКРЫТО...


Вообще, рассуждать о гарантиях губернатору от милицейского преследования может только человек, одаренный манией этого самого преследования. Ну, представьте себе такую сцену: лейтенант милиции тихим торжественным вечером в ресторане "Рязань нулевая" подходит к губернатору, принимающему посла братской таджикской республики и начинает шмонать главу области на предмет выявления пакетика с героином. Или в "Дом губернатора" на Полонского, 9 ранним утром приходит наряд милиции, предъявляет ему заявление о совращении юной пионерки на первомайском митинге и уводит под белы рученьки в Советский РОВД. Или в кабинет на Астраханской (Ленина), 30 в рабочий полдень врывается джентльменский набор ОМОНа, ОБЭПа и какого-нибудь ЧОПа и, выволакивая губернатора из нагретого кожаного кресла, сажает в это кресло нового акционер-губернатора Рязанской области. Представили? Поздравляю, вы - сумасшедший! Или - депутат Рязанской областной Думы. Тем не менее, закон о гарантиях и, соответственно, о неприкосновенности главы администрации области принят во втором чтении. Третье, как правило - техническое. К нему поправки в законопроект уже не вносятся. То есть закон ляжет на подпись губернатору в нынешнем виде.

Весь вопрос в том, подпишет ли губернатор этот с правовой точки зрения бред или не подпишет? О целесообразности этого закона в период деятельности Вячеслава Любимова говорить сложно. Хотя, как считают в Думе, этот закон писался "под Любимова". И это уже не первый шаг губернатора (а именно администрация Рязанской области внесла проект в Думу), удаляющий его не только от избирателей и подчиненных, но и от коллег по цеху. Это движение глава области начал давно, и столь же ярко оно проявилось в строительстве первой в Центральном Федеральном округе губернаторской резиденции. (В этом Вячеслав Николаевич повторил своего политического оппонента Бориса Ельцина, выстроившего в свердловскую партийную бытность самое высокое в стране здание обкома. Правда, это не указывает ни на лояльность центра, ни на диссидентские настроения Любимова.) Строительство "Дома губернатора" (так резиденция именуется в миру) по завышенным сметам, как считают многие, стало одной из причин отставки первого замгубернатора Валерия Лобанова. Хотя, возможно, Любимов просто вывел из игры серьезного потенциального соперника. Почти так же, только без уголовных дел, партбосс Любимова Зюганов, почувствовав реальную угрозу забвени, "отодвинул" перспективного Сергея Глазьева. Кстати, резиденция, рассчитанная по полезной площади минимум на четыре губернаторских семьи, тоже имеет место быть упомянутой в законе. С легкой руки депутатов бороться за бюллетени избирателей губернатор будет не только укрывшись стенами резиденции, но и заручившись поддержкой правоохранительных органов. Так, месяц назад областной Думой была представлена схема структурных подразделений администрации области, где в разделе исполнительных органов субъекта значится УВД области. УВД всю жизнь подчинялось только и только федеральному центру - МВД РФ. Теперь же губернатор просит Думу переподчинить ему милицию, по чьему-то уразумению (или недоразумению) записанную даже не в территориальные органы федеральных органов власти. Такой выпад в сторону ведомства Бориса Грызлова не может быть если не прощен, то не замечен в Москве. Тем более, что отношения нашего "красного медведя" и "Медведя" трехцветного в последнее время заметно испортились. Новообращенный единорос Игорь Морозов практически везде появляется в паре с губернаторским антагонистом Николаем Булаевым, а Любимов публично отказывается приходить на первомайское шествие, если рядом будут идти верные путинцы.


...ОХОТА ОТКРЫТА?


В такой вот патовой ситуации Облдума озаботилась личным иммунитетом губернатора. Слишком много в последнее время предпринимается действий, для которых нужна вышеупомянутая депутатами "свобода". Сами депутаты получили юридическое обоснование невозможности принятия закона в первоначальной редакции. В своем письме спикеру Облдумы Федоткину прокурор области Юрий Рыжков указывает "...Статьей 6 законопроекта в целях установления определенных гарантий неприкосновенности губернатора регулируются вопросы уголовного, уголовно-процессуального, административного права, определяются полномочия прокурора области.

Указанная статья законопроекта подлежит исключению из текста по следующим основаниям. Согласно ст.71 Конституции РФ уголовное и уголовно-процессуальное законодательство является предметом ведения РФ.

В соответствии со ст.11 ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" правовое регулирование по предметам ведения РФ осуществляется федеральными конституционными и федеральными законами, имеющими прямое действие на всей территории РФ. Уголовно-процессуальным Кодексом РФ (ст.ст.447, 448) высшее должностное лицо субъекта РФ не предусмотрено в перечне лиц, в отношении которых установлены особенности производства по уголовным делам (выделение наше - прим. ред.). Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и т.д.), согласно п.2 ст.1.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами. Указанным Кодексом, принятым по предмету совместного ведения РФ и субъекта РФ, не предоставлено право субъекту РФ регулировать правоотношения по данному вопросу. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров, на основании ст.3 ФЗ "О прокуратуре РФ" определяются Конституцией РФ, указанным Федеральным законом и другими федеральными законами. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Таким образом, законодательство субъектов РФ не вправе регулировать указанные ст.6 законопроекта правоотношения".

Но депутаты, многие из которых вообще не получили текста письма, не вняли прокуратуре, мотивируя это тем, что на то они и законодатели, чтобы выстраивать собственные правовые нормы. На прокуратуру попросту наплевали. Комитет по местному самоуправлению, возглавляемый водочным "олигархом" Колесником не дал своего заключения на предложенные Рыжковым поправки. За внесение их в текст закона (то есть за исключение приведенной выше статьи 6) проголосовали только два депутата: глава Сараевского района Петр Забалуев и десантник Анатолий Веденеев.

Питать иллюзии в отношении прокуратуры и обладминистрации не приходится. Письмо было составлено скорее для отчетности. Перед законом. Сам закон не в счет. Да и зачем он нужен, если завтра Дума подчинит губернатору не только УВД, но и ту же прокуратуру? А там, глядишь и УФСБ подтянется? Если говорить о личностях новоявленных лоббистов, то тут следует заметить, что прилагательное водочный вовсе не значит непотопляемый. А "лоббизм" и "лобастый" (стакан) далеко не однокоренные слова. Ни для кого не секрет, что следующие выборы губернатора планируется перенести с декабря 2004 года на март того же года, вместе с президентскими выборами. Перенос срока, на первый взгляд, играет на руку действующей власти: губернатор, не сомневающийся в своей победе, успевает приготовить сани летом - запастись гарантиями не только на оставшуюся, но и на будущую деятельность. Только останется ли Кремль таким же бессловесным в отношении Рязанской области или федеральные политтехнологи просто позволяют окружению Любимова вытворять, что заблагорассудится, собирая все больше и больше негатива? Чтобы обернуть его потом против: но не только окружения, а уже самого губернатора в один прекрасный предвыборный день. Именно поэтому губернатор рискует подписать закон о гарантиях. Гарантиях своего поражения.

http://www.novyeludi.ru/articles/ng/116.shtml


Док. 475227
Перв. публик.: 27.05.03
Последн. ред.: 12.08.08
Число обращений: 229

  • Любимов Вячеслав Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``