В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ефим Рачевский: МГУ примирился с ЕГЭ Назад
Ефим Рачевский: МГУ примирился с ЕГЭ
Минобрнауки сохраняет за Московским университетом особый статус на один год
Руководство Министерства образования и науки вчера одобрило сохранение автономного порядка вступительных экзаменов в МГУ после 2009 года, когда вступит в силу положение о Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Статс-секретарь - замминистра Юрий Сентюрин заявил корреспонденту "Газеты", что МГУ, как и всем остальным российским вузам, придется учитывать результат школьных тестов по всем предметам. Но за главным университетом России остается право проводить дополнительные испытания, тем самым сохранив более жесткий отбор соискателей.

Кроме того, добавил Сентюрин, из-за большого конкурса свои собственные экзамены смогут проводить творческие и физкультурные вузы.

Что такое ЕГЭ

Нормы единого госэкзамена (ЕГЭ) позволяют сдать выпускные и вступительные испытания за один раз; участвовать в конкурсном отборе сразу в нескольких вузах; подавать документы дистанционно.

Для проведения ЕГЭ на территории каждого города создается государственная экзаменационная комиссия (ГЭК), в состав которой входят представители исполнительной власти, органов Минобрнауки и вузов. ГЭК организует работу по подготовке, проведению и контролю за соблюдением установленного порядка проведения ЕГЭ. Единые государственные экзамены проходят в специальных пунктах, необязательно в стенах вузов.

Результаты ЕГЭ по вопросам, предполагающим краткий ответ, обрабатываются компьютерами в едином центре. Проверка заданий с развернутыми ответами осуществляется по общим критериям комиссиями ГЭК в регионе. После проверки результаты экзамена направляются в Центр тестирования Минобрнауки, где происходит их совместная окончательная обработка. Свидетельство о результатах ЕГЭ действует до 31 декабря текущего года и предназначено для участия в конкурсе при зачислении в вузы.

По итогам ЕГЭ выпускник школы получает аттестат с традиционными отметками по пятибалльной шкале и свидетельство о результатах ЕГЭ с оценками по стобалльной шкале. Эта оценка заносится в свидетельство, которое выпускник может отправить в один или несколько вузов, участвующих в ЕГЭ. Абитуриентам надо иметь в виду, что проходные баллы в разные вузы, даже при поступлении на различные факультеты и отделения, могут варьироваться.

В перспективе решено создать банк заданий с открытым доступом для абитуриентов и преподавателей. Планируется введение системы оперативного информирования абитуриентов по условиям возможного зачисления в конкретный вуз через интернет.

Разъяснения статс-секретаря последовали после того, как ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий сообщил о том, что университет, имеющий отдельную строку в федеральном бюджете (все остальные вузы финансируются через министерство), за год до окончательного вступления в силу закона о ЕГЭ обязался учитывать его результаты. Однако выполнена норма будет достаточно формально. Виктор Садовничий оговорил несколько условий, позволяющих, по сути, сохранить нынешний порядок приема.

Садовничий долгое время сопротивлялся включению МГУ в систему ЕГЭ, объясняя это особым статусом и положением вуза. Эту борьбу Юрий Сентюрин объяснил в интервью "Газете" определенным переходным периодом, в течение которого нужно было адаптироваться к новым условиям и отработать контрольно-измерительные материалы. "Сейчас все это находится на таком уровне, что позволяет снять напряжение, возникшее вокруг ЕГЭ", - сказал заместитель министра.

Испытание аттестата

Уже весной результаты по русскому языку и математике начнут признавать на всех факультетах университета. При этом руководство нескольких факультетов сообщило корреспонденту "Газеты", что низкий уровень знаний по двум школьным предметам все же будет влиять на оценку по смежным вступительным экзаменам. Так, на факультете журналистики МГУ будет формально засчитываться в качестве результата по русскому школьный балл. Но если во вступительном сочинении будет допущено множество грамматических и орфографических ошибок, то значительно снизится оценка по литературе.

Для конкретного абитуриента в 2008 году процесс будет выглядеть так: при подаче документов с результатами ЕГЭ приемные комиссии МГУ учтут лишь результаты по гуманитарной дисциплине (в данном случае русскому языку) или точной (математике). Абитуриенту все равно понадобится дополнительно сдавать обычный экзамен по профильному предмету, и слабые знания по той же математике, несмотря на имеющийся балл в аттестате ЕГЭ, все равно обнаружатся и отразятся на оценке по физике или химии.

"В этом году по русскому языку мы будем выводить оценку, опираясь на школьные баллы по ЕГЭ. Нам останется только соотнести 100-балльную систему госэкзамена с нашей пятибалльной. Однако, если при проверки сочинения по литературе как во время творческого конкурса, так и непосредственно в момент вступительных экзаменов мы заметим, что уровень грамотности абитуриента не будет соответствовать школьным оценкам, на высокие баллы по литературе ему надеяться не стоит", - сообщила "Газете" декан факультета журналистики Елена Вартанова. Она отметила, что знание литературы складывается из соблюдения и стилистических норм, и грамматических.

Таким образом, Московский университет намерен сохранить жесткий отбор абитуриентов, несмотря на учет результатов ЕГЭ. Федеральные законы "Об образовании" и "О высшем послевузовском профессиональном образовании" в полной мере в части положений о ЕГЭ начнут действовать через год. В 2009 году МГУ будет обязан учитывать все школьные оценки, а не только русский язык и математику. Дополнительный отбор станет проводиться посредством творческих конкурсов и разных тестирований.

МГУ одним из последних сдал оборону. Три года назад результаты школьных экзаменов Минобрнауки обязало учитывать большинство творческих вузов, в том числе такие, как театральный институт имени Щукина. Проходные баллы в каждом вузе разные и зависят от конкурса: бывает, что для получения заветного студбилета достаточно иметь 50 баллов по профильным предметам, а бывает, что нужны все 100.

Провинциальная угроза

"Нас поставили в жесткие рамки, обязав учитывать результаты ЕГЭ. Хотя основополагающими для нас являются, конечно же, результаты творческого конкурса. Замечу однако, что с теми же оценками по литературе и русскому языку, которые ребятам выставляют в школе, крайне сложно определить, стоит ли принимать абитуриента на киноведческий факультет, обучение на котором требует глубоких знаний по гуманитарным предметам", - заявил корреспонденту "Газеты" президент Щукинского училища Александр Новиков.

В большинстве столичных вузов говорят об угрозе наплыва бездарных абитуриентов, получивших незаслуженно высокую оценку в своих школах. Об обратной стороне процесса, то есть повышении доступности столичного образования для одаренных молодых людей из глухомани, вузовские работники не говорят.

Последний год медалистов

В 2008 году золотые медалисты смогут в последний раз воспользоваться преимуществом при поступлении в МГУ. В следующем году льготы получат лишь победители всероссийских олимпиад.

Ректор МГУ стал почетным москвичом

Мосгордума присвоила вчера ректору МГУ им. Ломоносова Виктору Садовничему звание "Почетный гражданин Москвы". Звание "Почетный гражданин" было учреждено в 1866 году и до революции было присвоено лишь 12-ти людям. После 1917 года звание было упразднено и восстановлено в 1995 году. За последние 12 лет почетными гражданами столицы стали патриарх Московский и всея Руси Алексий II, композиторы Георгий Свиридов и Александра Пахмутова, ряд других известных деятелей. Последний раз звание почетного гражданина присваивалось в 2005 году - гендиректору ДСК-1 Владимиру Копелеву.

Церемония вручения Виктору Садовничему грамоты, удостоверения и знака почетного гражданина на темно-красной ленте пройдет в Белом зале мэрии на Тверской. На нее будут приглашены почетные граждане Москвы, депутаты Мосгордумы, чиновники мэрии и представители общественности. Дата церемонии пока не определена. Имена почетных граждан и тексты постановлений Мосгордумы о присвоении звания вносятся в Книгу почетных граждан города, хранящуюся в здании Думы.

В среднеобразовательных школах новость о признании ЕГЭ в МГУ восприняли с восторгом. Директор центра образования "Царицыно", член ОП Ефим Рачевский заявил корреспонденту"Газеты", что решение Виктора Садовничего создаст равные условия для талантливых абитуриентов из российской глубинки. "МГУ долгое время стоял особняком, считая себя эксклюзивным рейтинговым вузом, - отметил он. - Я рад, что Садовничий принял правила игры. Теперь выпускники из регионов будут иметь те же стартовые условия, что и столичные абитуриенты".

Сами будущие абитуриенты МГУ заявлению Садовничего не обрадовались. Ученик 11-го класса одной из школ города Обнинска Калужской области Алексей Симагин хотя усиленно готовиться к вступительным экзаменам начал еще с 2007 года, уверен, что задания в МГУ по другим предметам выйдут за рамки школьной программы и окажутся во много раз сложнее: "Это ничего не изменит. В любом случае мне придется сдавать обычные вступительные экзамены по математике и физике, а там задачки выходят далеко за рамки школьного курса".

С введением единого госэкзамена кому из выпускников станет легче поступать в вузы, а кому сложнее?

Андрей Фурсенко, министр образования и науки:

Станет легче тем, кто хорошо знает предмет. ЕГЭ - это достаточно объективная система, и в перспективе человек будет зависеть только от своих знаний.

Раскроет ли ЕГЭ весь потенциал учащегося? А что, обычный экзамен его раскрывает? Есть письменный экзамен, а есть устный. И есть люди, которые плохо сдают письменные. Так что можно задать и такой вопрос: раскрывает ли письменный экзамен весь потенциал учащегося?

Одна журналистка, одновременно являющаяся и мамой, недавно сказала мне: "ЕГЭ - хорошая система. Дети меньше нервничают, психопатии тоже меньше, а вот знания определяются".

Виктор Садовничий, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик РАН:

Одни могут быть больше подготовлены к тому, чтобы отвечать "да" или "нет" на простые и короткие вопросы. Другие любят как можно глубже раскрыть один вопрос.

Но ЕГЭ - это уже другой способ подготовки к вузу. Если школьник талантливый, то он и ЕГЭ хорошо сдаст, и любой другой экзамен и, конечно же, поступит. Но большинству обычных ребят нужно будет готовиться к поступлению в вузы уже по-другому, что, на мой взгляд, не есть хорошо.

Я убежден, что лучше глубже учить науку, чем готовиться к форме поступления. Поэтому я и оппонировал абсолютному введению ЕГЭ. А в университетах, где образование идет на очень высоком уровне, кроме ЕГЭ, по-моему, обязательно нужны дополнительные испытания - для того, чтобы выявить профессиональные способности абитуриента по овладению конкретной наукой.

Елена Кондулайнен, заслуженная артистка России:

Легче будет зубрилам и тем, кто умеет ладить с учителями, которых можно подкупить (они тоже люди). Сложнее будет тем ребятам, которые уже видят себя на определенной специальности, потому что как раз многие специалисты и не сумеют попасть на свои места.

Мой старший сын оканчивает университет, и сия чаша его, к счастью, миновала. А младший пока еще учится в седьмом классе, и я надеюсь, что к тому моменту, когда он будет поступать, ЕГЭ отменят. Ясное дело, что в школе есть любимчики и нелюбимчики, и если бы, например, мои школьные отметки рассматривали в вузе, то я бы уж точно вообще никуда не поступила.

Борис Грачевский, художественный руководитель киножурнала "Ералаш":

Для абитуриента, обладающего потенциалом созидания, совсем неважно, какой будет экзамен. Если есть знания, то не важно, как они будут выданы. А тем, кому было трудно учиться и сдавать экзамены, совершенно так же будет и при ЕГЭ. Он жизнь никому не облегчит, но точки над i поставит.

Все эти субъективные взгляды - типа "ах какая милая девочка!", "это симпатичный парень", "здесь такие прыщи" - уходят. Но, к сожалению, мы идем к западной системе обучения, которая не является лучшей. Персонифицированные взаимоотношения со студентами (а с детьми в школе тем более) намного ярче и полезнее тестовых систем: ничего знать не знаю, а машина-робот принимает. Потому что в мальчике или девочке можно отыскать интерес и зажечь их. Я общаюсь со многими ребятами, они про ЕГЭ что-то ничего не говорят. Но мне кажется, они все равно что-нибудь придумают.

Олег Смолин, зампред комитета Госдумы по образованию (фракция КПРФ):

У ЕГЭ есть один плюс и множество минусов. Плюс такой: эксперимент показал, что ЕГЭ несколько расширил доступ в вузы (и в столичные, в частности) ребят из села и малых городов. Правда, только тех, у кого родители имеют достаточно высокие доходы для содержания студента в столице. А минус - что ЕГЭ меняет характер работы школы: вместо развития личности эта система заставляет ученика натаскиваться на решение тестов.

ЕГЭ способен повысить число студентов с хорошей памятью и, может быть, усердно занимающихся, но и способен понизить количество студентов с творческими способностями. А последнее является главным для ХХI века.

Надежды на то, что ЕГЭ покончит с коррупцией, полностью лопнули: этими заданиями уже торгуют. Чтобы сохранить единственный плюс ЕГЭ, мы внесли законопроект, предусматривающий добровольность сдачи этого экзамена. Мы - за свободу в образовании.

ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ, опрос подготовил АЛЕКСАНДР САРГИН

Материал опубликован в "Газете" No12 от 24.01.2008г.

http://gzt.ru/education/2008/01/23/220201.html


Док. 475951
Перв. публик.: 23.01.08
Последн. ред.: 13.08.08
Число обращений: 134

  • Рачевский Ефим Лазаревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``