В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БЛИЗОСТЬ ДУХА Назад
БЛИЗОСТЬ ДУХА
Сургутнефтегаз" остается верен своим принципам. Компания хочет инвестировать на условиях получения полного контроля над производством. Вице-президент компании Анатолий Нуряев заявил на пресс-конференции белорусским СМИ, что "Сургутнефтегаз" примет участие в приватизации белорусского ПО "Нафтан", только если сможет приобрести контрольный пакет акций предприятия. И, хотя аналитики оценивают это заявление как "дипломатическую формулировку" (по белорусским законам блокирующий пакет акций сохраняется за государством), они склонны оценивать шансы команды Богданова высоко. Тому причина - личные симпатии Александра Лукашенко.

Производственное предприятие "Нафтан" (бывший Новополоцкий НПЗ) перерабатывает более семи млн. тонн нефти в год, выпускает топливо, ароматические углеводороды и масла. Тем не менее показатели не предельны. Для оптимальной загрузки заводу требуется около десяти млн. тонн сырья. Интерес российских нефтяников к "Нафтану" стал прорисовываться еще несколько лет назад, когда "ЛУКойл" и "ЮКОС" договорились с белорусским правительством о создании двух СП с контрольными пакетами акций у российской стороны. Но проекту не суждено было сбыться: предприятие попало в список "неприватизируемых", а правительство объявило о введении в действие собственной программы реконструкции производственного объединения стоимостью 190 млн. долларов.

С тех пор попытки утвердиться на белорусских просторах предпринимались регулярно как со стороны того же "ЛУКойла", так и других компаний-конкурентов. Среди прочих интерес к мощностям "Нафтана" проявил "Сургутнефтегаз", поставляющий на завод 500-600 тысяч тонн нефти в месяц. Правда, до момента заявления Нуряева о своих планах "Сургут" умалчивал. По информации газеты "Ведомости", посещая Минск в мае, Богданов встречался с Лукашенко. В самой компании это событие не комментировали никак, а по сведениям конкурентов, "Сургутнефтегаза" хотел взять "Нафтан" в трастовое управление.

Первый сигнал Владимир Богданов подал в декабре 2001 года - на пресс-конференции он обмолвился о возможном участии в приватизации белорусских мощностей. Теперь, после выступлений Нуряева, публичная позиция сформирована: вице-президент даже расшифровал, чем интересен бизнес "Нафтана". Тем, что тот "расположен на рубеже с зоной деятельности компании в России и западным рынком, на которых будут реализовываться нефтепродукты". Помимо этого, "Сургутнефтегаз" будет участвовать в приватизации других нефтехимических предприятий Белоруссии - ПО "Полимир" и ПО "Азот".

Такая открытость, видимо, свидетельствует о том, что вопрос об инвестиционном участии и даже победе в конкурсе практически решен: ведь "Сургут" никогда не делает официальных заявлений, пока вопрос не переходит в практическую стадию. И ,хотя отношения, которые находятся в плоскости политики, - достаточно далекая зона от прогнозирования, можно предположить, что вопрос для "Сургута" политически и экономически решится положительно, считает аналитик ИГ "Атон" Тимербулат Каримов. С тем, что "Сургут" имеет больше шансов получить белорусские активы, чем компании-конкуренты, согласен и Валерий Нестеров из "Тройки-Диалог". "Политический фактор играет свою роль, - отметил аналитик "НГ". - Лукашенко и Богданов близкие по менталитету люди, и, я думаю, их связывает большая общность взглядов по ведению хозяйственной деятельности, чем Лукашенко с Алекперовым".

Но взгляды - это одно, а интересы бизнеса - другое. И у каждого они свои. Похоже, здесь не обходится без разногласий. Около одного млрд. долларов планировал инвестировать в "Нафтан" "ЛУКойл". Анатолий Нуряев точную цифру не огласил: "Цену (за завод - ред.) могут называть разную, но существуют объективные факторы, которые ее определяют". "По инвестициям "Сургут", конечно, проигрывает конкурентам, а по программе долгосрочных вложений, социальной политике он лидер", - уверен аналитик банка "Метрополь" Денис Нуштаев. Что выберет Лукашенко, известно ему одному. Но ясно, что вопрос цены и качества решать придется.

Еще один барьер законодательного плана. По белорусским законам, контрольный пакет акций приватизируемых предприятий остается за государством, и это обстоятельство шло вразрез интересам всех инвесторов, претендующих на "Нафтан". "Сургутнефтегаз" как и другие компании хочет приобрести 50 процентов плюс одна акция". Нуряев нам сказал, что компания вряд ли согласится получить меньше", - поделился с "НГ" впечатлениями от встречи корреспондент "Белорусской деловой газеты" Вадим Сихович.

Если учитывать, что условия инвестирования, которые выдвигали российские нефтяники, у всех одинаковые, компромисса не избежать. "Закон, конечно, не поменяют, но пойти на уступки возможно, закрепив условия законодательным актом", - предполагает аналитик "Метрополя" Денис Нуштаев.

Пока вопросы витают в воздухе, вице-президент "Сургутнефтегаза" Анатолий Нуряев "прощупывает соперника" на предмет идеологической выдержки. Со слов Вадима Сиховича, Нуряев заявил им на пресс-конференции, что "Сургут" может и не покупать "Нафтан" и другие белорусские мощности, если цена окажется высокой. И дал понять, что у "Сургута" есть альтернатива - подобные заводы на Украине.

http://www.businesspress.ru/newspaper/article_mId_43_aId_113384.html


Док. 475976
Перв. публик.: 29.05.02
Последн. ред.: 14.08.08
Число обращений: 280

  • Нуряев Анатолий Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``