В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Сейчас как подарю свое искусство!` Назад
`Сейчас как подарю свое искусство!`
29 февраля в к/з "Минск" с программой "Избранное - избранным" выступит Владимир Вишневский. В Минске "поэт русского Дорубежья и советского Беспредела" до сих пор бывал лишь проездом. Впрочем, как заметил Вишневский в интервью "БДГ", многое в его жизни происходит поздно...

Опять звонили

от мадам Тюссо...

- Владимир Петрович, позвольте уточнить: когда вы вообще начали писать и кто из поэтов оказал на вас наибольшее влияние?

- Писать начал давно, в прошлом веке, еще в свои 14-15 лет, что случалось со всеми ненормальными детьми. Но более умные вовремя заканчивали с этим, а более простодушные сделали это своей профессией.

Наибольшее же влияние на меня оказал, наверное, Александр Блок. Ценю поэтов-шестидесятников: Евтушенко, Вознесенского. С последним, кстати, дружу, чему рад.

- Известность к вам пришла достаточно поздно. Но это, по вашему мнению, во благо?

- Трудно судить. В моей жизни многое происходило поздно. Но слава Богу, что вообще происходило, причем еще при моей жизни. Поскольку известны примеры, когда не происходит и этого. Поэтому будем считать, что с точки зрения судьбы известность ко мне пришла вовремя. Хотя, конечно, могла бы и пораньше.



...Я если что-то и успел -

лишь потому, что

в бытность школьником,

решительно не захотел

быть анонимным

трудоголиком.

- Тяготила ли вас в то время безызвестность? И насколько в этой связи автобиографичны эти строки?

- Мысль о безызвестности, конечно, свербила. Тщеславие и честолюбие - это ведь самые главные качества в публичной профессии, в ремесле и судьбе поэта. Без обнародования нет и песен. Неслучайно я еще в юности написал стихи про мальчика, подающего мячи на стадионе, и при этом простодушно сравнил его с собой - мол, я тоже пока лишь подаю мячи.

...И тот, кто

на ночь глядя бреется,

На что-то все-таки

надеется.

- Некоторая известность у вас появилась, наверное, вместе с первыми публикациями в рубрике "12 стульев" в "Литературке"?

- Вы хотите сказать, что моя известность началась со славы иронического поэта? Отчасти это верно. Однако в то время я писал еще и лирические стихи, публиковавшиеся в различных журналах: "Октябрь", "Юность", "Новый мир". Более того, в обе антологии лирики ХХ века, составленные Евтушенко, я вошел именно с лирическими стихами. Однако известности и славы они мне действительно не принесли, хотя это были добротные стихи.

...Удача - жить в России,

и при этом

Быть на свободе -

особливо, летом.

- Строка "Как хочется жизни при жизни!.." для вас, наверное, теперь не более чем просто строка?

- Ну не будем преувеличивать - многого все равно недостает. Неспроста же существует вопрос божественной цены: если открываются одни двери, то закрываются другие. И обязательно приходится платить большую цену за то, что не только тебе, но особенно другим кажется так называемой удачей. У меня даже есть такие строки: "Я радостно хожу под Богом, Всегда плачу налог с удач". Так вот, свой "налог с удач" я плачу сполна. Положим, я удачно снялся в кино, а фильм на экраны в результате не вышел... Однако не только жизнь нас штрафует - мы сами должны штрафовать себя на упреждение, причем должны делать это без лишней набожности, но и не теряя богобоязнь. И то, что нам кажется плохим, - это всего лишь плата за хорошее. Причем надо уметь быть довольными этой платой, поскольку она не столь велика, какой могла бы быть. Поэтому самодовольно сказать "жизнь удалась"?.. Она, возможно, удалась и удается так, как она кем-то задумана. Хотя неизвестно, чем еще кончится... Нет, конечно, чем именно закончится, все-таки известно. Поэтому, не впадая в пафос, будем считать, что судьба имеет свою неведомую нам логику.

- Вы, кстати, как-то сказали: "В Москве меня знают в лицо, и мне трудно представить себя в городе, где меня в лицо не знают. Это, конечно, наркотик, порождающий новую зависимость". И между тем вам же принадлежат строки: "От сдачи посуды на старости лет, О, не зарекайся, российский поэт!.." Очевидно, вы готовы ко всему?

- Да, это опять же такой богобоязненный налог на упреждение - надо проживать любые ситуации. Хотя это вовсе не значит, что будешь абсолютно к ним готов. Тем не менее всегда надо быть готовым к тому, что можешь быть свергнут и повергнут.

И долго буду

тем любезен я

и - этим...

- Валентин Гафт, услышав ваше "Я помню всех, кто не перезвонил", заметил: "Старик, это гениально!" Вас нередко именуют прижизненным классиком. Что вы при этом испытываете?

- Что касается гениальности, то оценка эта завышена, это уже что-то вроде аванса. Классиком же, не теряя самоиронии, побыть согласен. Неслучайно все-таки на меня пишут пародии, неслучайно люди играют в одностишия, таким образом занимаясь своеобразной гимнастикой ума.

- Кстати, а кто из сегодняшних поэтов вам интересен?

- Люблю Олега Чухонцева, Дмитрия Сухарева, Игоря Иртеньева, Тимура Кибиррова - поэтов разных поколений, которых не так уж и много. И боготворю Вознесенского. За то, что он в своем возрасте генерирует новые стихи и подает главный признак жизни поэта - пишет новые интересные стихи.

Поэт Вишневский

к вам с букетом

Поаккуратней там

с поэтом

- Надо думать, одностишия у вас есть на все случаи жизни?

- Думаю, что да.

- А о журналистах, которых, насколько можно судить, вы не слишком любите?

- Если быть честным, я теперь сталкиваюсь с такими журналистами, в том числе будто бы и "дружественными", которые удивляют меня отсутствием не только этики, но и надежности и верности слову. В результате, начиная не любить журналистов, теперь люблю их скорее избирательно. Хотя понимаю, что по большому счету я все-таки не прав. Правда, не скажу, что в этом смысле я расист - нет, но... Раньше я к журналистам относился лучше.

- Значит, одностиший о журналистах у вас нет?

- Есть такие две строчки: "...Он понял: это интервью и ну давать его, давать!" Хотя наверняка есть и что-то еще. Надо вспомнить...


Я потому Вас обнимаю,

Что, как никто,

Вас понимаю.

Но если я не Вас бужу -

Я Вас не очень подвожу?..

- А вот строки "Да, в третьем браке так смешить не будут..." и "Скажи, а ты веселая вдова?" напрямую относятся к вашей супруге Татьяне? Или же их адресат безличен?

- Нет, напрямую к ней.

- И как она их воспринимает?

- Нормально, с улыбкой. Вернее сказать, уже не воспринимает... Впрочем, буквально прямого соответствия искать все-таки не стоит, поскольку поэт изначально обязан предполагать, что его мысль адресована не конкретно одному человеку, а еще и остальному человечеству, в данном случае - женской половине. Поэтому я лучше так отвечу: это лично адресно, но, надеюсь, вызовет скромный интерес и у других.


Мои стихи не выпуск пара,

Не блеф от нечего

продать,

Они не юмор & сатира,

Они... сейчас вы убедитесь...

Всему живому исполать!

Я их и сам люблю

за то, что -

Читаешь их -

и жить не тошно!..

- Часто ли вы встречаетесь со своими читателями?

- С публикой вижусь достаточно регулярно - это ведь часть моей работы, а в последнее время еще и энергетическая необходимость. Речь о моих выступлениях на вечерах, участии в корпоративных мероприятиях, которые происходят не реже, чем раз в неделю, а то и чаще.

- И по миру тоже путешествуете?

- Я выступал практически во всех странах, где есть русскоязычная аудитория, кроме Австралии. Правда, в Париже еще не был.


На исходе

двадцатого века,

Когда жизнь

непосильна уму,

Как же нужно

любить человека,

Чтобы взять

и приехать к нему!..

- Ваше выступление в Минске пройдет 29 февраля. Этот день бывает раз в четыре года. Как относитесь к такому совпадению?

- Как к подарку жизни в виде одного лишнего дня в году. Я не нагнетаю всю эту високосную мистику и не отношусь к этому дню так же, как и к цифре тринадцать. "Без личной мистики мы благодарны..."

А что бы я хотел сказать перед концертом моим будущим зрителям в Минске? Приходите на вечер. Я рассчитываю не на монолог, а на диалог с минчанами. Надеюсь, что этот час с неопределенным хвостиком мы проведем в условиях взаимного интереса. Привезу вам свои книги...

- А вы раньше бывали у нас?

- К сожалению, Минск я только проезжал на поезде. Это тоже из разряда того, что пришло с опозданием. Хотя вся жизнь моей семьи по линии мамы связана с вашим городом. Дело в том, что, если не ошибаюсь, именно в Минске моя мама познакомилась со своим первым мужем, впоследствии погибшим во время войны снова же под Минском.

- И напоследок: можете ли сходу прочитать еще что-то из себя?

- Пожалуйста.

Сейчас как подарю

свое искусство!

Любые лавры

не дают покоя...

Да, это я тут

гранями играю...

Не все, что я сказал,

вошло в учебник...

Хочу, чтоб настала

в стране

Уверенность

в завтрашнем мне.

Все же остальное и лучшее - уже избранным на концерте.



"Белорусская деловая газета"
http://bdg.press.net.by/2004/02/2004_02_20.1404/1404_14_1.shtml

Док. 479003
Перв. публик.: 20.02.04
Последн. ред.: 20.08.08
Число обращений: 204

  • Вишневский Владимир Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``