В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Абхазию и Осетию можно разменять на Косово` Назад
`Абхазию и Осетию можно разменять на Косово`
Парламент Абхазии в среду одобрил обращение президента Багапша к Дмитрию Медведеву с просьбой признать независимость республики. Аналогичное обращение Южной Осетии уже поступило в Совет Федерации. В этот же день стало известно, что Совет Федерации рассмотрит обращение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии на внеочередном заседании 25 августа. Ситуацию по просьбе "Росбалта" комментируют известные российские эксперты.

- Как вы думаете, каковы шансы на положительное решение в Совете Федерации по обращениям Абхазии и Южной Осетии о признании независимости этих республик?

Константин Симонов, директор Центра политической конъюнктуры России:

- Совет Федерации очень тонко чувствует существующую политическую конъюнктуру, поэтому все будет зависеть от того, как мы договоримся с Соединенными Штатами, какова будет их реакция. Я думаю, что США теоретически готовы согласиться с признанием Абхазии и Южной Осетии, только, может быть, не сразу.

Но ключевой вопрос, что мы отдадим взамен. То, что от нас будут требовать, давно понятно - это молчаливое согласие на усиление военного давления на Иран. Поэтому готовы ли мы сейчас к такому размену, - это вопрос к нашей дипломатии.

Я бы не стал пока однозначно говорить, что будет признана независимость этих республик. Если у российского руководства есть желание, то пускай. Но на самом деле нужно было осуществить эту операцию сразу после объявления независимости Косова и до войны с Грузией. Это было бы логично, правильно и менее кроваво. А сейчас, после войны, это сделать будет намного сложнее.

Леонид Поляков, заместитель декана факультета прикладной политологии по научной работе, заведующий кафедрой общей политологии Высшей школы экономики:

- Я думаю, что решения только одного Совета Федерации недостаточно. Такие вещи требуют длительного согласования. Однако сейчас есть шанс воплотить мечту этих маленьких государств в реальность. Я думаю, что в случае признания российской стороной независимости Южной Осетии и Абхазии эти государства с удовольствием подадут заявку на прием их в состав России, чтобы окончательно и бесповоротно гарантировать себе статус субъекта РФ, а значит и соответствующую безопасность.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций:

- Мне кажется, что вероятность начала рассмотрения этой проблемы достаточно велика. Но в принятии окончательного, стопроцентного решения я не уверен.

- Какие страны, кроме России, и как скоро могут признать независимость Южной Осетии и Абхазии?

Константин Симонов:

- Все зависит от того, сумеет ли Россия склонить к этому своих сторонников. Я не исключаю, что стран, помимо России, согласных признать независимость Абхазии и Южной Осетии, будет немного. Надо отдавать себе отчет в том, что далеко не все государства, даже те, которых мы считали партнерами, оказались таковыми. Я думаю, что мы сможем убедить Белоруссию и ряд постсоветских стран это сделать, но этого будет недостаточно.

Леонид Поляков:

- Мне кажется, что пришло время, когда мы можем пойти на этот шаг, причем не просто совершив такой акт в одностороннем порядке, а мобилизовав часть мирового сообщества, прежде всего европейцев.

Мы до сих пор действовали по формату Косова, наша позиция была последовательной, точной. Мы не признавали Косово в качестве независимого государства, поскольку процедура, приведшая к этому, была в целом нарушением международного права. Но поскольку теперь в самой Сербии состоялось решение по этому поводу - большинство сербов проголосовали за партию, которая выступает за европейскую интеграцию и готова обменять независимость Косова на вступление Сербии в Евросоюз, - то наша позиция по отношению Косово становится контрпродуктивной. Зачем нам быть большими блюстителями национальных интересов Сербии, чем сами сербы? Они нас избавили от этого обязательства.

И теперь Россия вполне может выйти с серьезным предложением в Европейский союз, в Совет Европы и во все европейские институты с конкретным предложением. Мы признаем Косово в качестве суверенного государства в обмен на то, что Европейский союз признает независимость Абхазии и Южной Осетии.

Это будет, на мой взгляд, очень корректное и продуктивное предложение, которое, как мне кажется, имеет шансы на успех. Совещание в НАТО показало, что однозначной антироссийской консолидации там нет, хоть американцы и пытаются активно давить на своих союзников. Тем более, грядут выборы президента США, и их результат для мирового сообщества крайне важен. Маккейн и Обама очень разные политики, демократы и республиканцы имеют различные внешнеполитические стратегии.

Дмитрий Орлов:

- Конкретные страны мне не хотелось бы называть, поскольку мы не знаем пока формата этого признания. Я думаю, что 5-6 стран, входящих в СНГ, - причем из разных регионов - из Центральной Азии и Европы, - в той или иной форме поддержат или позитивно оценят это решение.

- Может ли Совет Федерации одновременно с признанием независимости этих республик принять решение об их военной поддержке и легализовать находящиеся сейчас в Грузии российские войска?

Константин Симонов:

- Если они будут признаны Россией как независимые государства, то можно будет подписать договор о присутствии военных частей РФ.

Леонид Поляков:

- Какие-то превентивные меры будут, безусловно, приниматься. Саакашвили продемонстрировал, что он готов воевать, его расчеты были довольно серьезными. Военные аргументы при выработке Россией решения о признании независимости Абхазии и Южной Осетии должны быть в ближайшем распоряжении.

Дмитрий Орлов:

- Если решение о признании независимости двух республик будет принято, то, конечно же, для поддержания безопасности в Южной Осетии и Абхазии востребованы российские войска. Суверенное правительство вправе обратиться к России за военной помощью, и мы можем им помочь. Но это должна быть очень тщательно юридически продуманная процедура, нужно просчитывать много факторов влияния, в частности со стороны Запада.

- Возможно ли строительство в Абхазии военно-морской базы Черноморского флота? Насколько оправдано строительство такой базы с военной и политической точек зрения?

Константин Симонов:

- Все возможно. Вопрос в том, сумеет ли Россия отстоять это право, когда на нее обрушится масштабная волна дипломатической критики от Соединенных Штатов и Брюсселя.

Леонид Поляков:

- Не уверен, что там достаточно ресурсов, чтобы перебазировать туда наш Черноморский флот. Я слышал мнение Рогозина (постоянный представитель РФ при НАТО - "Росбалт"), что Новороссийск, к примеру, для этих целей, ни в коем случае не подходит. Насчет Абхазии не могу точно сказать.

Дмитрий Орлов:

- Я бы не стал этого исключать, но сегодня это отнюдь не то решение, по которому есть консенсус у российского руководства.

- Заинтересована ли Россия в дальнейшем распаде Грузии, например, за счет выхода из нее Аджарии?

Константин Симонов:

- Россия заинтересована в одном: чтобы перекрыть каналы доступа энергоресурсов из Каспия в Центральную Азию и Европу, минуя собственную территорию. В принципе, политическая нестабильность в Грузии нам на руку. Что касается Аджарии, то сейчас там нет темы выхода из состава Грузии. Кроме того, территории Аджарии не граничит с Россией.

Леонид Поляков:

- Нет, Россия не заинтересована в дальнейшем распаде Грузии. Интерес Российской Федерации, скорее всего, заключается в окончательном принятии решения о независимости Южной Осетии и Абхазии. Как только этот вопрос будет решен, ситуация должна прийти в норму.

Я не вижу дальнейших распадов, которые могут произойти в Грузии. В частности, с Аджарией вопрос давно и окончательно решен. Остальная часть Грузии пусть себе существует на здоровье в качестве суверенного независимого государства. И стараться дальше ее дробить, по-моему, не имеет смысла.

Дмитрий Орлов:

- Я думаю, что свое отношение к принципу территориальной целостности Грузии Медведев высказал. И фразы "распад Грузии" им не было произнесено. Одно дело - суверенитет двух территорий, которые находятся в крайне напряженных отношениях с Грузией. И совсем другое - базовая часть страны. Распад Грузии повлек бы за собой постоянно тлеющий военный конфликт. Россия в этом не заинтересована.

Беседовала Анна Еремина

http://www.rosbalt.ru/2008/08/21/515600.html
Дата: 2008-08-21

Док. 479087
Опублик.: 21.08.08
Число обращений: 92

  • Орлов Дмитрий Иванович
  • Симонов Константин Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``