В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Белявский: Персонально Ваш Назад
Юрий Белявский: Персонально Ваш
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Юрий Белявский - главный редактор газеты "Культура".

Эфир ведет Ольга Бычкова.



О. БЫЧКОВА Добрый вечер, Юрий Исаакович. Уже идут вопросы к главному редактору "Культуры" на наш эфирный пейджер. У нас остается пара минут до выпуска новостей. Поэтому я начну с такого простого вопросика от Сергея Полякова. "Как Вам кажется, кто лучше Дед Мороз или Санта Клаус?"

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Мне Дед Мороз, без разговоров. Я имел в прошлом году удовольствие, правда, после Нового года, быть в Лапландии и иметь непосредственное общение с Санта Клаусом. Санта Клаус гораздо более организованный субъект, чем наш Дед Мороз. И может быть, на самом деле в связи с этим больше шоу. Но я как-то вырос с Дедом Морозом, правда, еще на протяжении жизни много Снегурочек было, и мне это кажется ближе и приятнее. Это мой вкус, никому не навязываю.

О. БЫЧКОВА Ну, теперь можно задавать серьезные вопросы. Елена Юрьевна просит Вас поделиться впечатлениями от гражданского форума, который проходил в Кремле совсем недавно. Путину были поданы записки с просьбами о смене ряда руководителей творческих союзов. Путина это крайне удивило. Видимо, удивило и Елену Юрьевну, которая просит подробностей.

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Елена Юрьевна, видимо, совершенно права. Во-первых, начнем с того, что я не был на гражданском форуме. Среди того количества общественных организаций, которые там были представлены, если Вы обратили внимание, СМИ не было вообще. Я пытался там проанализировать, в Интернете был поименный список участников гражданского форума от Москвы и Московской области. Если память не изменяет, было 458 человек. Я там нашел, наверное, пять знакомых имен, не больше. На мой взгляд, это было какое-то странное собрание, странная общественность. А по поводу того, что президента просят поменять руководство творческих союзов, ну, президента ведь все у нас просят, традиционно. Хотя творческие союзы сами в состоянии, я думаю, разобраться, кто ими должен руководить. Тем более, что, как мне кажется, в связи с отсутствием закона о творческих союзах само понятие творческого союза сейчас малоактуально.

-

О. БЫЧКОВА Сейчас вопрос, который мы всегда задаем нашим коллегам, или часто, по крайней мере, в рубрике "Персонально Ваш". Главное событие последнего времени, которое оказалось для Вас наиболее значимым.

Ю. БЕЛЯВСКИЙ В сфере культуры или вообще? В сфере культуры несколько премьер, в частности премьеры Большого театра, это обмены и гастроли Мариинки и Большого. Это произвело на меня серьезное впечатление. Думаю, что это самое крупное событие. Я не говорю о скандальных событиях. Конечно, крупное событие, когда в страну возвращаются картины, снятые с "Сотбис". Это крупное событие, но оно не носит художественного характера. Это сенсация, скандал. А обмены и гастроли Мариинки и Большого это серьезное культурное событие, которое обогащает жизнь, делает ее более интересной, и выполняет те задачи, которые вообще должно выполнять искусство. Думаю, что вот это, если говорить лично обо мне. Замечательные выставки прошли в Москве, открывались. В работе главного редактора газеты "Культура" очень много представительских функций, когда приходится посещать разные культурные мероприятия.

О. БЫЧКОВА Зато Вы в курсе того, что происходит.

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Ой, я Вас умоляю... да, в курсе, я газету "Культура" читаю, поэтому я в курсе того, что происходит. И когда-то это делаешь с удовольствием, когда-то это делаешь по некой обязаловке. Наверное, из того, что было за последнее время, от чего я действительно получил удовольствие, - это эти самые дела, связанные с оперой и балетом.

О. БЫЧКОВА Есть еще одно событие, о котором мы говорим сегодня, событие грустное. И об этом пишет Модест Мон из Красноярска. Мы потеряли сегодня Виктора Астафьева. Есть ли в планах газеты "Культура" опубликовать самый последний рассказ, который он начал, но не успел закончить?

Ю. БЕЛЯВСКИЙ На самом деле у нас даже была с Виктором Петровичем договоренность, и я думаю, что только болезнь помешала ему ее реализовать до конца. Он готовил для нас большую публикацию, больше полосы по объему.

О. БЫЧКОВА О чем?

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Как он говорил, о его мироощущении, о том, что он видит вокруг. Называться оно должно было, условно, "Колобок". Это условное название. Мы договорились с ним об этом где-то полгода назад. Поскольку, я думаю, что, во-первых, Петрович, как мы его между собой называли, был человек ответственный, в художественном смысле этого слова, очень ответственный к тому, что он писал. А во-вторых, болезнь-то мучает, конечно. Мне неудобно сейчас звонить, спрашивать о судьбе. Время пройдет какое-то, естественно, я позвоню и спрошу, дописал, не дописал, в каком состоянии это находится. Сейчас совсем уж пустое звонить, спрашивать, нехорошо это.

А так, я не могу сказать, что мы с ним были личные друзья. Мы несколько раз с ним были вместе в зарубежных поездках, а там больше времени для того, чтобы общаться, остается. Это был великий русский писатель, это само собой, априорные вещи, что сейчас об этом говорить, это все в некрологах напишут, в том числе и в газете "Культура", это ясно. Кроме этого, это был очень веселый человек, замечательный компаньон по всякого рода поездкам, человек, который, даже будучи старым, очень любил выдумывать всякие приключения. Просто посидеть с ним, выпить пива и поговорить было огромное удовольствие. Причем в каждый разговор он привносил некое художественное начало. Любой его рассказ... он довольно много и замечательно рассказывал. Говорят, если хорошо рассказываешь, плохо пишешь. Или наоборот, хорошо пишешь, значит, молчун. Но здесь как-то в нем... я не знаю, входит в планы нашей передачи мои личные мемуары о Викторе Петровиче? Он замечательно рассказывал всякие истории. И было такое ощущение, что ты первый слушатель того, что потом станет классикой отечественной литературы. Если собеседник это чувствовал... очень многие этого не чувствовали, они покупались на это вот... он такой простоватый был человек внешне, дурака любил повалять, притвориться немножко в этой простоватости. Люди на это покупались, они как бы не осознавали ответственности момента, что они разговаривают на самом деле с великим писателем. Все это понятно, трудно оценить, когда человек с тобой сидит. Это ты потом понимаешь, что он Лев Толстой. Я понимаю, что очень многие, кто имел случай с артиллеристом-поручиком, не очень много понимали о том, что будет в будущем. Так и здесь. Поэтому у меня очень светлые воспоминания о Викторе Петровиче.

Я был в Овсянке, я видел эту деревню, видел, как он живет. Видел, как много он делал для своих земляков. Это замечательная библиотека. У нас есть такой конкурс, называется "Окно в Россию". Газета "Культура" его проводит для провинциальных учреждений культуры. Эта библиотека в Овсянке, которая была построена Астафьевым за свои деньги, участвовала в этом конкурсе. Я даже ездил туда как-то, как председатель жюри, посмотреть, что это такое. Конечно, это был культурно-образующий центр. Вы меня простите за такого рода терминологию, но это правда, потому что иначе я буду очень длинно говорить о том, что это и как это. Он очень много делал для этой деревни, в которой жил. Он очень скромно в ней жил. Но его присутствие ощущалось там. Я не помню, кто из поэтов написал, что пока они живы, великие, нам еще не все дозволено. Они некий ограничитель, который много чего не позволяет. Только после того, как они уходят, начинаешь понимать насколько, даже в нравственном плане, их не хватает. Эта позиция, астафьевская, последних лет... он очень совестный был человек, понимаете? Гений и злодейство, это Пушкин считал, что они несовместны, а опыт показывает, что очень совместны. А здесь не просто был великий талант, но и очень глубокий и очень совестливый человек. Это то, чего очень не хватает.

О. БЫЧКОВА У нас на пейджере вопрос об еще одном писателе. Вадим спрашивает о Вашем отношении к книге Солженицына "200 лет вместе". Была ли дискуссия на эту тему в вашей газете?

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Нет, дискуссии на эту тему у нас в газете не было. Я работаю не в "Литературной газете", в газете "Культура". Мы все больше по... у нас, знаете, как при советской власти говорили? Литература и искусство. То есть литература, а еще есть искусство, а литература как бы не искусство. Так вот, если использовать ту терминологию, мы как бы по искусствам. Мы про кино, про изобразительное искусство, про театр, про музыку. Естественно, мы пишем о литературе, но несколько меньше, чем специализированные издания. А что, я с большим интересом прочел первый том, который вышел. Сейчас должен второй том выйти.

О. БЫЧКОВА Но второго еще нет, по-моему.

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Но должен выйти. Да, он к Новому году должен выйти. Первый том прочел с интересом. Есть там какие-то для меня... во-первых, практически вся та фактура, которой пользуется Александр Исаевич, в том или ином виде была известна и раньше. То есть никакого открытия не произошло. Произошла некая систематизация, которой раньше не было. В какие-то моменты чувствуется, что Александр Исаевич просто за морду себя тянет, для того чтобы быть объективным. Это даже в тексте комментарийном проскакивает. Ему очень хочется быть объективным, и это дается ему с очень большим трудом. Это чувствуется, ощущение такое есть. И дай бог ему здоровья, что он смог заставить себя или сумел так выстроить свой душевный мир на тот момент, когда он писал эту книгу, что он... мне кажется, что это вполне объективная книга.

О. БЫЧКОВА Тут есть серия вопросов на одну и ту же тему. Я процитирую только один вопрос, он очень характерно сформулирован, Петр его задает. "Как относится редактор культуры ("культура" на пейджере у нас с маленькой буквы и без кавычек) к программе "За стеклом"?"

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Ой... я только что про это писал, вообще, у меня как раз был материал им посвящен. Я к программе "За стеклом" отношусь спокойно, как к любой другой программе. Я считаю, что на самом деле любая программа, не пропагандирующая, как известно, насилие и национальную рознь, имеет право на существование. Мне активно не нравятся те люди, которые сидят за стеклом. Лично мне. Не как главному редактору газеты "Культура", а как человеку, который, листая программы, где-то в 0:40 наталкивается на эту программу. Так получается, я поздно начинаю смотреть телевизор, прихожу поздно с работы...

О. БЫЧКОВА Зато видите все самое интересное.

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Ну, когда в инфракрасном свете там ребята начинают, извините меня за прямоту римлянина, друг по другу неумело елозить, вообще, мне становится очень скучно от этого и неинтересно. А как-то раз я даже слышал некие дискуссии, которые там происходят. К сожалению, это скучные, неинтересные, бледные и ленивые люди. Я сходу скажу, сейчас пошел еще один проект телевизионный. Можно сказать?

О. БЫЧКОВА "Последний герой".

Ю. БЕЛЯВСКИЙ Да, "Последний герой". Он дороже. Понятно, он априорно должен быть интереснее, этот проект. Там активные люди, готовые к неким лишениям и т.д. Но я абсолютно уверен, что в этом заочном споре каналов победят бледные и ленивые застекольщики, потому что, как мне кажется, они ближе к ментальности тех людей, которые их смотрят. Все-таки "Последний герой" игра для сильных, уверенных в себе. А бледных и ленивых у нас в стране пока гораздо больше, чем сильных и уверенных. Я не люблю бледных и ленивых, понимаете?

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Юрий Белявский - главный редактор газеты "Культура".


29.11.2001

http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/16885.phtml




Док. 479440
Перв. публик.: 29.11.01
Последн. ред.: 21.08.08
Число обращений: 308

  • Белявский Юрий Исакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``