В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Башмет: Сыграли на дюжине Страдивари Назад
Юрий Башмет: Сыграли на дюжине Страдивари
Юрий Башмет заставил ревновать свой собственный альт

В Большом зале Консерватории состоялся концерт, достойный упоминания в Книге Гиннесса. Музыканты ансамбля "Солисты Москвы" во главе с лидером коллектива Юрием Башметом сыграли исключительно на инструментах Антонио Страдивари.

До сих пор в мире таких прецедентов не было. Конечно, инструменты великого итальянского мастера (всего он их за свою 93-летнюю жизнь изготовил около 600) имеются во многих странах. Например, в Японии их 60 - в пять раз больше, чем в России. Но там они разрознены по частным собраниям, а у нас сосредоточены в знаменитой Госколлекции уникальных музыкальных инструментов.

Концерт стал совместной акцией Госколлекции и "Солистов Москвы". Во-первых, просто захотелось напомнить публике, каким богатством владеет страна. Во-вторых, безумно интересно послушать, как звучит такой уникальный ансамбль. В-третьих, сейчас необходимо привлечь внимание к Госколлекции, которая нуждается в расширении помещения, улучшении условий хранения. И, видимо, неслучайно среди публики находился и.о. министра культуры Александр Соколов...

Впрочем, сам вечер прошел на удивление неформально. Юрий Башмет не только играл, но и рассказывал об инструментах, которые держали в руках его оркестранты. Оказывается, даже самому классному музыканту трудно с ходу сладить с таким сокровищем. Ведь у каждой скрипки, у каждой виолончели - индивидуальная длина грифа, размеры корпуса. Ставишь пальцы в позицию, к которой привык на своем обычном инструменте, а звучит не та нота... Самая же главная проблема - громкость. У скрипок Страдивари необычайно мощный, насыщенный звук. Играть с непривычки пианиссимо не получается. Юрий Абрамович пошутил: это как если бы вы, привыкши к "Запорожцу", вдруг пересели на шестисотый "Мерседес" - едва нажимаешь педаль, а скорость уже 150... К такому "лихому коню" надо привыкать не меньше года.

Башмет после концерта признался, что и его собственный альт работы миланского мастера Паоло Антонио Тестори (1758 год) "не простил" ему измены, пусть и очень кратковременной. В Альтовом концерте Георга-Филиппа Телемана Юрий Абрамович одну из частей сыграл на инструменте Страдивари 1715 года, который считается лучшим альтом в мире.

- Когда в финале вновь взял в руки своего Тестори, - признался Башмет, - тот сперва и поскрипывал, и покряхтывал. Я-то знаю, что это неслучайно: он ведь живой, за столько лет совместной жизни мы прекрасно друг друга изучили. Но слава Богу, не злопамятный - быстро "отошел" и зазвучал в полную силу.

цена вопроса

Застрахованная музыка

Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов создана в 1919 году по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского. В документе говорилось: "С моего согласия и по приказу ВЧК в Москве произведена национализация редких музыкальных инструментов, изъятых в настоящее время из рук торговцев и частных владельцев и перенесенных в особо предназначенное помещение".

Сегодня в Госколлекции 12 инструментов Антонио Страдивари (1644-1737), в том числе девять скрипок, один альт и две виолончели. Большинство инструментов изготовлено между 1703 и 1723 годом, когда искусство Страдивари достигло наивысшего расцвета. Говорить о рыночной цене этих инструментов сегодня бессмысленно, поскольку они, как утверждает директор Госколлекции Михаил Горонок, никогда не будут выставлены на продажу. Страховая же стоимость их колеблется от 1 до 3 миллионов долларов.

На мировых аукционах средняя цена скрипок Страдивари составляет 3,5 миллиона долларов.


Труд

http://www.rambler.ru/news/culture/music/12722839.html

13.05.2008


Док. 480476
Перв. публик.: 13.05.08
Последн. ред.: 24.08.08
Число обращений: 104

  • Башмет Юрий Абрамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``