В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рената Литвинова kак Татьяна Доронина cегодня Назад
Рената Литвинова kак Татьяна Доронина cегодня
В фильме "Небо. Самолет. Девушка" с девушкой и самолетом все в порядке. А вот с небом?

Господи, сколько же лет прошло? Неужели почти 35? Лучший фильм 68-го года - "Еще раз про любовь" - так решили читатели "Советского экрана". Лучшая девушка Москвы и Московской области - в исполнении лучшей актрисы в Эсэсэсэре Татьяны Дорониной. В своем поколении она, Доронина, конечно же, была белой вороной. Как-то неправильно она дышала. Словно слова страшно мешали ей "чувствовать спешить"; словно амфибия, задыхалась на берегу среди занятых прозой жизни людей. Среди бессмысленных споров лириков с физиками она одна мечтала о морях и кораллах и уплывала в небеса на бумажном кораблике из газеты вчерашней.
Есть фильмы, отнюдь не шедевры, кроветок которых долго пульсирует в висках. Мы повторяем малозначительные реплики героев, вспоминаем их улыбки, напеваем их любимые песенки. И если пульс этот совпадает с твоим сердцебиением - рождается новое кино. Так случилось с Ренатой Литвиновой - белой вороной в поколении 90-х.

Пьеса Радзинского "104 страницы про любовь", с аншлагом шедшая в театрах страны, и картина Георгия Натансона, снятая по ней, потрясли до наваждения, впечатлили и без того впечатлительное сердце волоокой блондинки Ренаты (между прочим, сценаристки, режиссера, актрисы и продюсера в одном лице). И избавиться от этого наваждения можно было только с помощью нового кино. Нет, ремейком картину "Небо. Самолет. Девушка" назвать рука не поднимается. Скорее ремейком роли. Понятно, что увлекла не просто женская роль - Ролища. Недаром и критики 60-х, и нынешние, пусть преувеличивая, называют Наташу (в версии Ренаты - Лару) "Идиотом" в юбке.

В исполнении Литвиновой "идиотизм" героини еще более нарочит. Возлюбленный справедливо руками разводит: "Ты серьезно разыгрываешь сумасшедшую?". Более всего переименованная в Лару Наташа любит читать меню и инструкции к снотворным. Она не говорит, а вскрикивает: "Ой, вы странный. Ой, вы странный". Вскрикивает, потому что привыкла повышать голос в самолете при взлете и посадке - шумно же! А повторяет она буквально каждую фразу, потому что иначе не умеет.

Вот и у Киры Муратовой, любимого режиссера Ренаты, все герои многажды талдычат одно и то же. Да ведь все одно: не слышат друга друга. А "небесной девушке" хочется пробиться сквозь всеобщую турбулентность хотя бы к одному человеку, тому, кто "явится нежданно". И в постельной сцене (разыгранной Литвиновой на грани пародии) она будет с упорством маньячки спрашивать: "Ты меня любишь?". Кстати, о друге. Вполне закономерно, профессию физика (сегодня романтическая некогда стезя связана лишь с нищетой и грузом проблем) "отменили". Манкому, вальяжному герою-любовнику, избрана адекватная работа - опасная и денежная: военный телерепортер. Анекдотичное ныне имя Электрон тактично сменено на победоносное - Георгий. "Ты принесешь мне удачу?" - спрашивает он строго. "Хорошо, принесу", - подумав, ответственно отвечает она.

Сразу было понятно, не обойтись картине без фирменных "литвиновских" дивертисментов. (Вспоминается незабываемый романтический рассказ ее медсестры в "Увлечениях" Киры Муратовой - о забытом в чреве больного скальпеле во время операции.) Здесь весьма колоритна история об откушенном носе, который хозяин безуспешно пытался прилепить пластырем. О рыбах, которых героиня рожает во сне. Потом не знает, что с ними делать: не жарить же в самом деле.

Все же лучший номер фильма (подчеркнуто вставной, но при этом центральный смысловой эпизод) - песня в исполнении Лары, причем вовсе не про "кораблик". Она поет знаковый шлягер совсем другой эпохи - тот, что классик Дунаевский подарил своей музе Лидии Смирновой, воплотившей на экране мускулистую "Мою любовь" 40-х.

И вот теперь, смыкая это музыкальное ожерелье из мелодий безвозмездно любящих сердец разных эпох, длинноногая стюардесса по имени Лара в коралловых бусах поет: "Ждать любовь не надо, явится нежданной"... Как она поет! Голос ее самоотверженно взбирается на пик недостижимых регистров, почти срывается, гуляет по тональностям. Дыхания не хватает. А она пропитывает слова и не имеющие никакого смысла нотки такой сердечной искренностью, что стихает смех, волной накрываюший в начале пения и возлюбленного (ему-то и посвящен трепетный вокал), и зрителей.
Да и само кино я бы отнесла к жанру песни. Той, что поют в "Гавани..." у Успенского. Такими неправильными голосами. Вот и кино можно "спеть" про любовь. Мол, дан приказ ему... в горячую точку. Ей - в другую сторону. И припев Рената сама пропоет, и конец у песни - горестный.

Тут есть один важный момент. Знаю, что многих, в том числе и моих коллег, сам образ Ренаты Литвиновой страх как раздражает. Ее упрекают в жеманничаньи, неестественности, продуманном эпатаже. Не видят в ее шокирующих экранных превращениях юмора, пародийности. А это канва, по которой она расшивает свои роли и сценарии. И в новом фильме ей удается балансировать на грани тонкой пародии, гротеска и достоверности. Иронией пронизан весь фильм. Только финал горький. Почти дословно перепевающий финал Натансона. Глотая слезы, Мышка бредет к метро "Динамо" (здесь "Арбатская") и заученными, будничными словами рассказывает про гибель любимой подруги.

Догадываюсь, отчего Радзинский так легко отдал права на новую версию пьесы. Его единственное условие - в главной роли снимется сама Рената. Многоопытный драматург угадал редкое совпадение роли и персонажа, каким давно является сама Рената Литвинова. На мой взгляд, это ее лучшая роль.

Дело не только в том, что в разговоре "о странностях любви" как никто другой она уместна и органична. Сама актриса в этой работе меняется. Меньше красок не только во внешнем облике (минимум косметики, вместо алых вампирных губ чистая пастель), сам рисунок "странной" роли выписан без нажима, в одно касание. На экране - не идеальная девушка с обложки, а беззащитная в бескорыстной любви, единственная и неповторимая только для одного "ласкового, желанного".

Рената Литвинова не решилась сама снимать кино с собой же в главной роли. За помощью обратилась к режиссеру Вере Сторожевой, которая и с Кирой Муратовой тоже работала (писала сценарий новеллы). Продюсера себе девушки подобрали опытного - Елену Яцуру. Так что это женское кино. Кому, может, и эмоций через край покажется, и сентиментальности излишек. Только скажу, что и от "чисто мужского" кино в последнее время отчего-то поташнивает. Хочется залечь между рядами, чтобы с экрана случаем не подстрелили.

меня, например, претензия не столько к девушкам, сколько совсем наоборот - к молодым людям. Во-первых, Дмитрий Орлов в роли телевизионного супермена не слишком убедителен. Женщины-авторы, видать, сами это почувствовали, потому и наградили героя бархатным голосом Константина Хабенского. Другой вопрос к изображению. Увы, камере Михаила Кричмана не хватает полета. Среди ритмичной череды крупных планов он потерял одного из главных героев фильма: Небо. Нет, он снимает его честно: и голубое - с перышками облаков, и черное - с красноватым оттенком, не предвещающее добра. Но нет того самого бесконечного пространства "одного на двоих", которое притягивает, любит, "дарит нежность" и никому не уступает свою небесную девушку.

07,10,2002
http://renatochka.by.ru/rl/smi/2002-novayagazeta.html

Док. 482499
Перв. публик.: 07.10.02
Последн. ред.: 29.08.08
Число обращений: 268

  • Литвинова Рената Муратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``