В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Кавджарадзе: Не потерять молодежь Назад
Максим Кавджарадзе: Не потерять молодежь
Студенческие волнения во Франции показали: даже в странах с относительно благополучной экономикой и развитыми демократическими институтами молодежная политика дает пробуксовку. Напомним: студенты знаменитой парижской Сорбонны протестовали против введения правительством нового трудового контракта. Он позволяет работодателю увольнять работника моложе 26 лет без объяснения причин. Правительство считало, что таким образом можно сократить безработицу, а студенты заявляют, что новый закон крайне неблагоприятен для молодежи. Французский прецедент стал поводом для беседы с членом Комиссии Совета федерации по вопросам молодежи и спорта Максимом Кавджарадзе. Он один из самых молодых сенаторов в составе верхней палаты парламента.

известия: Максим Геннадьевич, штурм полицейскими университета Сорбонна, беспорядки в других французских университетах - это звонок и для России?

Кавджарадзе: Во-первых, не только для России. Но для нас - в первую очередь. Потому что ситуация с молодежью в стране становится удручающей. Некоторые тенденции, честно говоря, приводят в уныние. Среди молодежи от 15 до 24 лет сегодня у нас самый высокий уровень безработицы - 7%. Из-за этого ежегодно более двух с половиной миллионов молодых людей уходят в так называемую теневую экономику со всеми вытекающими отсюда последствиями.

известия: Вы имеете в виду наркоторговлю, проституцию и прочее в том же роде?

Кавджарадзе: Естественно. Это раньше, при советской власти, теневики шили джинсы и модные батники. А то и книжки дефицитные продавали, что, кстати, совсем не вредно. Сегодня, как вы понимаете, все это есть на прилавках. И теневая экономика в первую очередь охватывает ту область деятельности, которую вполне можно назвать преступной. В результате на долю молодежи в возрасте от 14 до 29 лет приходится сегодня 55% всех преступлений, совершаемых в стране. В Москве 12-14-летние подростки, сбиваясь в стаи, грабят в метро молодых девушек. Они ничем не рискуют. Их много. Они с ножами. Девушка одна. Каждый день это происходит.

известия: У преступности причины - социальные. Переходный период в экономике и слом политической системы не могли не сказаться на жизни молодежи.

Кавджарадзе: Во многом это действительно так. Ведь за последние 10 лет только количество детей-сирот увеличилось вдвое. Их теперь у нас 734 тысячи человек. Причем 94% из них - сироты при живых родителях. Понятно, в каких условиях они вырастают и кем они становятся. Хотя опять же, повторяю, мне бы очень не хотелось всех стричь под одну гребенку. Люди - разные. У каждого своя судьба. Все это правда. И тем не менее у нас сегодня 5 миллионов молодых наркоманов! Это чудовищная цифра! И от нее никуда не деться. Кроме того, у нас до сих пор не отменено пресловутое постановление правительства No 231, которое позволяет иметь при себе десять доз наркотика. При таком подходе армия наркоманов скоро удвоится. Приняв его несколько лет назад, мы породили наркодилерскую сеть. Из кого? Из подростков, которых потом же сами и посадим в тюрьмы, взращивая новых потенциальных убийц. А ведь они могли бы работать на экономику страны не за тюремной решеткой. После всех этих фактов и цифр рассуждать о том, каким будет будущее страны, просто страшно.

известия: Но не ошибочно ли сваливать все на социальные условия? Ведь молодежь во все времена и при всех режимах оставалась молодежью, легко поддавалась различному влиянию, однако не всегда в массовом порядке уходила в преступные группировки и преступный же бизнес. Что же произошло сегодня?

Кавджарадзе: Вы правы, когда говорите, что молодежь легко поддается влиянию. Поэтому самое главное заключается в том, кто именно на нее влияет. К сожалению, вместе с политической и экономической системой мы разрушили систему воспитания. В прежние, еще советские, годы такая тщательно выстроенная система была. Люди старших поколений, побывавшие и октябрятами, и пионерами, и комсомольцами, ее прекрасно помнят.

известия: Но ведь та система базировалась на коммунистической идеологии. Что же, теперь нам вернуть к жизни марксизм-ленинизм и на его основе воспитывать молодых людей?

Кавджарадзе: Вернуть к жизни марксизм-ленинизм уже вряд ли удастся. Да и не об этом речь. Речь о том, чтобы возродить систему воспитания на новой основе. А то мы одну идеологию упразднили, но взамен так ничего и не предложили. Кстати, и в прежней идеологии были полезные вещи. Например, интернационализм, толерантность к людям разных национальностей и рас. Разве можно было раньше представить, что молодые люди на улицах будут убивать себе подобных только потому, что у кого-то другой цвет кожи или они принадлежат к какому-нибудь национальному меньшинству? А ведь именно это сегодня происходит. Достаточно вспомнить убийства иностранных студентов и граждан в Воронеже и Санкт-Петербурге. Более того, согласно опросу, проведенному Фондом "Общественное мнение", 35% молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет испытывают неприязнь к людям других национальностей. А 51% одобрил выселение из регионов тех или иных этнических групп. И где? У нас, в России, которая всегда была не только многонациональной, но и толерантной.

известия: Но ведь иных, помимо коммунистической, идеологий у нас вроде бы нет.

Кавджарадзе: Вот тут вы ошибаетесь. Идеология - это система моральных (или аморальных) ценностей. Поскольку мы эти новые ценности еще не выработали - а точнее говоря, и не пробовали выработать, - то этим тут же воспользовались лидеры различных экстремистских группировок и сект. Молодежь, как мы уже говорили, подвержена влиянию. Вот на нее и влияют. Более того, ее просто вербуют в боевики, в скинхеды, в маргинальные партии и группировки. А там - своя идеология. Идеология, воспитывающая из наших же детей наших же врагов.

известия: В советское время существовал Ленинский комсомол. Вы действительно считаете, что и сегодня можно создать общероссийскую молодежную организацию или выработать единую идеологию, которой будет следовать вся молодая Россия?

Кавджарадзе: А единой и не надо. Надо просто вернуть молодежи понимание азов нравственности, которые, похоже, утеряны. Здесь свое слово могут сказать и церковь, и деятели культуры, и молодежные организации. А для начала надо хотя бы создать при президенте России некий общественный орган, который всерьез бы занялся выработкой молодежной политики. Именно общественный орган, никак не использующий бюджетные средства. А курировать его работу должен сам президент. Это нужно для того хотя бы, чтобы все принятые решения имели реальный вес, для того, чтобы они адекватно воспринимались и ветвями власти, и обществом. А то вот департамент Министерства образования создал концепцию молодежной политики до 2016 года. И что? Об этой концепции и в Москве-то мало кто слышал. В провинции - подавно. К тому же она не предусматривает ни системы своей же реализации, ни структур, способных ее хоть как-то внедрить в жизнь. Зачем? Некуда деньги направлять? Не слишком ли расточительно? Что же касается крупной молодежной организации или организаций всероссийского масштаба, то это вполне реально. Они необязательно должны быть политическими, могут быть и, допустим, профессиональными. Важно, чтобы молодой человек почувствовал себя составной частью общества, а не выброшенным на обочину жизни изгоем.

известия: Как показывают опросы, молодежь сегодня политически пассивна. В выборах участвует менее половины молодых людей из тех, кто имеет право голоса. С чем это, на ваш взгляд, связано?

Кавджарадзе: Про политическую пассивность не соглашусь. Если молодые люди не ходят на выборы, это еще не означает, что они инфантильны и равнодушны. Сейчас за молодежь развернулась борьба, в которой разного рода радикалы-националисты пытаются обратить ее в свою веру. Это опасная тенденция. Молодые люди, как правило, скептически относятся к представительным органам власти. Многим из них близка мысль Бакунина о мнимом господстве мнимой народной воли, будто бы выражаемой мнимыми представителями народа в мнимо народных собраниях. Поэтому их легко убедить, что Гитлер и Сталин - это решение проблемы для страны. Что баррикады - это выход. Но ясно, что это не решение проблемы, это не выход. Это движение в пропасть. Выход как раз в другом. Государство должно предложить молодежи систему ценностей и идеологию, которые воспитывали бы уважение к государству, к честному труду, к профессиональном росту. Но не только предложить, но и создать условия, чтобы эта идеология работала.

СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"

Кавджарадзе Максим Геннадьевич. Родился 10 июня 1969 года. Окончил Юридический институт МВД РФ по специальности "юриспруденция" (квалификация - юрист). С 2001 года - член Совета федерации Федерального собрания РФ от Липецкого областного Совета депутатов. Работает заместителем председателя Комитета Совета федерации по аграрно-продовольственной политике и членом Комиссии по делам молодежи и спорту.

31.03.2006
http://kavdjaradze.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=28&Itemid=34

Док. 482970
Перв. публик.: 31.03.06
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 136

  • Кавджарадзе Максим Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``