В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Максим Кавджарадзе: Можно ли говорить о кризисе российского среднего образования? - мнения парламентариев Назад
Максим Кавджарадзе: Можно ли говорить о кризисе российского среднего образования? - мнения парламентариев
В понедельник, 1 сентября, начнется новый учебный год.
Как известно, в последние годы много говорилось о кризисе российского образования и о падении его уровня по сравнению с временами СССР. Выход из кризиса искали в реформах (либерализация и перекройка программ, введение ЕГЭ и т.п.), однако признаков подъема в подготовке выпускников пока не наблюдается. Некоторые видят главный недостаток нашей образовательной системы в ее архаичности, зарегулированности и оторванности от потребностей жизни. Другие, наоборот, считают, что образование должно быть фундаментальным и универсальным, направленным на формирование гармонически развитой личности.

Согласны ли вы с тем, что российское образование переживает кризис, и если да, то что нужно для его преодоления? Какое первое сентября запомнилось вам больше всего? С такими вопросами корреспондент REGIONS.RU/"Новости Федерации" обратился к представителям верхней и нижней палат парламента и к религиозным деятелям.

Члены Совета Федерации гораздо оптимистичнее депутатов Госдумы оценили уровень и перспективы российского среднего образования. По их мнению, сегодняшней школе приходится решать проблемы, которых в советское время еще не существовало.

Владимир Гусев Симптомы кризиса российского образования налицо, убежден первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от администрации Ивановской области Владимир Гусев.

"Нет ни малейшего сомнения в том, что российское образование переживает кризис", - заявил сенатор.
Для преодоления кризиса парламентарий предлагает вернуться к единой системе обучения и единым учебникам, прививать любовь к чтению художественной литературы и обратить серьезное внимание на духовно-нравственное воспитание школьников. "Во времена Советского Союза мы все учились по единым учебникам. Сейчас же школы имеют право выбирать на каких учебных пособиях им остановиться, в результате ребята оказываются лишены тех или иных основополагающих знаний, из-за того что какие-то авторы решили об этом в своих учебниках не упоминать", - подчеркнул он.

Кроме того, продолжил Гусев, "российская школа, как это делала советская школа, должна прививать любовь к чтению". "Компьютер с интернетом это, конечно, хорошо, интересно и современно, однако советские школьники читали в сотни раз больше, от чего они были духовно богаче", - отметил политик, добавив, что, по его наблюдениям, "современные девочки даже более распущены, чем мальчики".

Касаясь наиболее запомнившегося первосентябрьского праздника, парламентарий сказал, что, находясь на должности генерального директора химического объединения в Саратове, работая в областном комитете партии, будучи депутатом Верховного Совета РСФСР, Госдумы, а ныне сенатором, ему очень часто доводилось и доводится посещать разные школы и институты первого сентября. "И каждая встреча с подрастающим поколением меня всегда очень волнует", - заключил Владимир Гусев.

Хусейн Чеченов Ненужными считает разговоры о кризисе российского образования председатель Комитета Совета Федерации по науке и образованию, представитель в СФ от правительства Кабардино-Балкарской республики Хусейн Чеченов.

"Надо говорить не о кризисе в российском образовании, а о необходимости изменения его качества, о появившихся новых требованиях времени, которым образование должно соответствовать", - заявил сенатор. "И не надо сравнивать его с советским - разные эпохи требуют разных знаний. Ведь, например, сегодня многие школьники в определенных областях знают больше, чем преподаватели вузов десять лет назад", - заметил парламентарий.

По мнению Чеченова, новые наукоемкие технологии требуют междисциплинарной подготовки школьников и студентов. "Уровень знаний, который требуется в наше время, значительно выше, чем вузы в большинстве своем могут дать, поэтому качество образования должно выступить на первый план", - подчеркнул политик.

Для повышения качества образования сенатор считает необходимым переподготовить преподавательский состав высших школ, "подтянуть" уровень региональных вузов до центральных, увеличить их финансирование, а также следить за тем, чтобы вузы готовили востребованные на сегодняшний день кадры.

Парламентарий рассказал, что проработав долгие годы в системе образования, он помнит все праздники 1 сентября на протяжении сорока лет. "И каждый из них был прекрасен по-своему", - заключил Хусейн Чеченов.

Валерий Федоров Состояние российского образования нельзя считать кризисным, уверен член Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Липецкой области Максим Кавджарадзе.

"Российскому образованию сейчас действительно тяжело, но не стоит утверждать, что оно в кризисе", - заявил сенатор.
Между тем, констатировав, что многие преподаватели высшего уровня во время перестройки или занялись другой работой, или эмигрировали, парламентарий указал на катастрофическую нехватку педагогических кадров, которых, по его словам, в послеперестроечное время "вырастить просто не смогли". Связано это, по его мнению, и с отсутствием "того уровня зарплат, который был в советское время".

Посоветовав в связи с этим увеличить оплату преподавателям, Кавджарадзе также обратил внимание и на объективные причины возникновения трудностей у современного образования. "Сейчас жизнь ставит перед нами другие задачи, страна перестраивается в направлении бизнеса, а при любой переделке бывают потери, и одной из них является падение духовно-нравственного уровня современного поколения, уровня общей культуры, откуда идет и падение авторитета учителей", - отметил политик. При этом сенатор подчеркнул, что лично для него, учившегося в советской школе, "учитель всегда был человеком, на которого хотелось равняться и во всем слушаться".

Парламентарий рассказал, что он до сих пор очень хорошо помнит тот день, когда ему пришлось впервые переступить порог школы. "Поскольку меня всегда тянуло к знаниям, то я шел в школу не просто как на праздник, а с ощущением, что сбылась моя несбыточная мечта, как будто я полетел в космос", - заключил Максим Кавджарадзе.

Александр Тер-Аванесов О кризисе российского образования говорить нельзя, уверен заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам федерации и региональной политике, представитель в СФ от Законодательного органа власти Костромской области Александр Тер-Аванесов.

"Российское образование не переживает кризис", - заявил сенатор.
Такое утверждение, по словам парламентария, основывается на наблюдениях за тем, как учатся его дети, как повышается уровень их знаний и на сравнении со временем обучения его самого в советской школе. "Никакой особой разницы, кроме меньшего числа учеников в классах моих детей, я не замечаю", - сказал Тер-Аванесов, заметив при этом, что "уровень знаний школьников всегда зависел от уровня знаний учителя".

Между тем политик считает, что для более эффективного образования следует широко внедрять систему "детский сад - школа - вуз", при которой занятия в детском саду и затем обучение в школе ведутся по профилю определенного вуза. "Вот при такой системе, когда специалистов определенного профиля будут растить буквально с пеленок, уровень их образования будет действительно высоким", - подчеркнул сенатор.

Парламентарий рассказал, что хранит в памяти два первосентябрьских дня, когда вначале один, а через три года другой его ребенок пошел в школу. "Оба раза я очень переживал и переживал больше, чем они", - заключил Александр Тер-Аванесов.

Иван Мельников Российская система образования на сегодняшний день переживает глубокий кризис, убежден вице-спикер Госдумы, первый заместитель председателя фракции КПРФ Иван Мельников.

"Российская система образования находится в глубоком кризисе", - заявил депутат. "Если еще в 90-е годы удавалось какие-то образовательные "реформы" сдерживать, то при министре Андрее Фурсенко все либеральные шедевры сорвались с цепи", - пояснил он.

Парламентарий подчеркнул, что "в то время как все передовые страны на основе анализа советской системы образования ведут модернизацию образования в сторону всеобщей доступности и улучшения качества, российскую систему под разговоры о Европе толкают в обратном направлении". "Так, - продолжил он, - в России менее 40% студентов учатся за счет бюджета, и тенденция к уменьшению этой цифры усиливается".

Мельников осуждает также переход на двухуровневую систему в высшей школе. "На первом уровне - получение "навыков", когда убивается присущая нашему образованию фундаментальность, а второй уровень - только для тех, кто может платить", - пояснил депутат. Недоволен политик и системой ЕГЭ, поскольку, по его словам, "эта система просто убивает таланты, бьет по нервам детей и родителей, а главное: вузы теряют связь со "своим" студентом, так как система отбора этого студента утеряна".

Политик подчеркнул, что государственные расходы на образование уменьшаются. "В 2007 году доля образования в расходах федерального бюджета составляла чуть более 5%. В скорректированном бюджете на 2008 год - 4,79%. В следующем планируется снижение до 4,65%. В 2010 уже 4,53%", - рассказал он.

В этой связи депутат заметил, что "при тех мизерных средствах, которые получают преподаватели, система образования не может выполнять функцию воспитания детей в школе, и не может соответствовать современным требованиям в вузе".

По мнению депутата, вывести образование их кризиса можно только при условии "особой ответственной государственной политики". "Образование должно перестать быть рынком по продаже услуг, заработную плату учителей необходимо довести до средней в промышленности, а преподавателей вузов до удвоенной средней в промышленности, повысить их социальный статус. Только тогда в образование придет живая здоровая инициатива. Также нужно сделать серьезные вложения в восстановление дошкольного образования, а всеобщность образования - сделать фундаментальным принципом всей политики государства. И это лишь ряд мер, главное - заложить верные принципы", - подчеркнул парламентарий.

Отвечая на вопрос о своем личном отношении к 1 сентября, политик рассказал, что у него "четыре любимых Дня знаний". "Один - когда я сам пошел в школу. А другие три - когда в школу пошли мои дети. Такие воспоминания остаются на всю жизнь", - заключил Иван Мельников.

Виктор Шудегов Отсутствие прогресса в российской системе образования заставляет эту сферу сегодня переживать кризис, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Справедливая Россия" Виктор Шудегов.

"В современной России гуманитарные науки и многие дисциплины научного профиля не подвергаются модернизации, за счет чего классическое образование практически осталось на прежнем, советском уровне", - заявил депутат.

По мнению парламентария, чтобы преодолеть существующий на сегодняшний день кризис в сфере образования надо провести очень большую работу, и прежде всего, "необходимо увеличить финансирование, потому что только после этого можно смело говорить о дальнейшем повышении качества образования". По его мнению, для того, чтобы обеспечить сферу образования высококвалифицированными кадрами "необходимо чтобы средняя зарплата в сфере образования была равна средней зарплате в банковской сфере". "Также, - продолжил депутат, - необходимо менять спектр специальностей и делать учащихся более практико-ориентированными, поскольку нет ни одного выпускника, которого можно было бы сразу со студенческой скамьи поставить к мартеновской печи".

На вопрос о самом запомнившемся лично для него празднике первого сентября Виктор Шудегов ответил, что для него таковым стал тот день, когда он впервые пошел в школу.

Гаджимет Сафаралиев Российская система образования нуждается в срочной модернизации, убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции "Единая Россия" Гаджимет Сафаралиев.

"Российская система образования переживает кризис, поэтому она нуждается в срочной модернизации", - заявил депутат. "После распада Советского Союза страна поменялась в целом, а система образования осталась старой", - добавил он.

По мнению парламентария, чтобы преодолеть существующий кризис в системе образования необходимо прежде всего "на законодательном уровне объединить закон об образовании, написанный в 1992 году, и закон о послевузовском образовании, написанный в 1996 году, а также внести в получившийся единый закон соответствующие поправки, направленные на модернизацию образовательной политики". "Законы должны подстраиваться под политику, а не наоборот", - подчеркнул он.

Кроме этого, отметил депутат, "необходимо, чтобы вузы готовили только профильных специалистов и возродить среднее профессиональное образование".

На просьбу рассказать о самом запомнившемся ему лично первом сентября, депутат отметил, что "таких дней было много". "В хорошем смысле, это - первый поход в школу и последний, перед выпускным вечером, а в плохом смысле - события 2004 года в Беслане", - заключил Гаджимет Сафаралиев.

Олег Смолин Российская система образования переживает кризис, который в следующем году может стать еще более глубоким, считает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию, член фракции КПРФ Олег Смолин.

"Сегодня российская образовательная политика день переживает кризис", - заявил депутат. "Более того, - продолжил он, - в следующем году этот кризис может резко усилиться в результате некоторых нововведений".

Во-первых, отметил парламентарий, "в 2009 году вступает в силу закон о ЕГЭ, что означает: если не будут внесены изменения в законодательство, а результаты по итогам экзамена будут такими же, как в этом году, то половина российских школьников может остаться без аттестатов". Во-вторых, продолжил он, "в бюджете на следующий год впервые за послесоветскую историю не предусмотрено ни рубля на повышение зарплаты российским педагогам".

Говоря о вступающем со следующего года в силу законе о двухуровневом высшем образовании, политик подчеркнул, что "благодаря этому закону студенты будут учиться на год меньше, что позволит им получить менее качественное образование, а за более качественное уже придется доплачивать". Кроме этого, продолжил Смолин, "недавно министр образования и науки Андрей Фурсенко объявил о том, что собирается сократить примерно в шесть раз количество российских вузов". "Даже Егор Гайдар предлагал сократить только в два раза", - заметил он.

По мнению Смолина, ситуацию может исправить лишь отказ от губительных для системы образования реформ. "Для того чтобы преодолеть существующий кризис российско-образовательной политики, прежде всего, необходимо отказаться от всех реформ, способных нанести образованию вред, увеличить вдвое бюджетное финансирование, поднять статус российского педагога до государственного чиновника по уровню зарплаты и социальным гарантиям, обеспечить дополнительной поддержкой все нуждающиеся семьи с низкими и средними доходами, а также поменять информационную среду и восстановить образовательный канал или увеличить количество образовательных программ на всех российских телеканалах", - убежден парламентарий.

На просьбу рассказать о самом запомнившемся для него лично Дне знаний, депутат назвал день, когда он поступил в омскую школу-интернат для незрячих детей. "Это было самое волнующее первое сентября, поскольку это было не просто началом учебного года, а началом новой жизни", - заключил Олег Смолин.

Отец Борис Михайлов Российское образование утрачивает присущую ему фундаментальность, считает протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
"Система нашего образования - в кризисе. Одна из важнейших причин этого - утрата фундаментальности знаний. Придание знанию функционального значения и технологизация учебного процесса, т.е. процесса преподавания и усвоения знаний, приобретают сейчас глобальный характер", - сказал он.

"Но это не единственная причина. Есть причина более глубокого залегания. Она заключается в том, что образование в дореволюционной России воспринималось почти буквально исходя из понятия образа Божия в человеке. Другое дело, насколько удачно эта идея воплощалась на практике. Но в русской культуре эта идея имеет очень глубокие религиозные корни и занимает в ней очень важное место. И в свою очередь причина разрушения фундаментальности знания и превращения его в объект эксплуатации заключается в забвении главной цели образования - восстановление образа и подобия Божия в человеке. Какой бы нереальной, может быть, для многих ни казалась эта идея, но так или иначе она должна присутствовать в нашей системе образования", - считает отец Борис.

"Итак, если мы осознаем состояние кризиса в системе образования, мы должны осознать и его причины. Конечно, наша система образования должна как-то соответствовать мировым процессам, но она вовсе не должна им всецело подчиняться. В ней должно остаться глубокое, - фундаментальное в исконном значении слова - измерение. Для начала просто необходимо, чтобы хотя бы все гуманитарии изучали латынь и древнегреческий", - считает священник.

"Вообще не надо жалеть средств на образование. Нужно серьезно потратиться на то, что называется широким научно-образовательным кругозором, и не ожидать от этого быстрой выгоды", - подытожил отец Борис Михайлов.

Иеромонах Димитрий Россия не должна копировать американскую систему образования, уверен иеромонах Димитрий (Першин), руководитель информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата. "Да, наша система образования переживает глубокий кризис. Причем причина этого - в переходе с традиционной для России немецкой парадигмы развития на англо-американскую. Россия последних 300 лет - это страна немецкой культуры научной мысли, ведения войны и государственного управления", - напомнил отец Димитрий.

"Надо сказать, что глобализационный выбор Петра был не случаен, потому что Германия тогда во многом задавала тон всей Европе. Это и лучшая философская школа: немецкий идеализм - пик и камертон всей европейской мысли XVIII-XIX вв. Это и фундаментальная наука, и, конечно, культура и искусство. Благодаря германской парадигме развития Россия буквально за несколько десятилетий вошла в круг ведущих европейских держав. На этой же основе была выстроена и советская система науки и образования, чем и объясняются наши научные прорывы и тот факт, что Россия и поныне еще остается страной, обучающей иностранных студентов", - сказал батюшка.

"А последние 10-15 лет мы видим переход на англо-американскую модель, в которой акцент делается не на фундаментальных базовых знаниях и жестких требованиях к образовательному стандарту, а на методиках адаптации человека к изменяющемуся миру и прикладных задачах. И вот сейчас происходит самая настоящая трагедия: отказ от мощной системы образования, восходящей еще к досоветскому периоду, в пользу англо-американской системы образовательных ценностей", - считает отец Димитрий.

"Вторая проблема российского образования - это отсутствие мотивации к образованию в целом. Многие люди, получившие серьезное образование, оказываются никому не нужными. Это уже не столько кризис системы образования, сколько кризис самого института науки как социального института. А отсутствие перспективы может быть страшнее всех остальных проблем", - отметил он.

"Для преодоления кризиса нужно взять лучшее из дореволюционной отечественной системы образования и нужно возрождать и развивать систему грантов и экспертных советов, прекрасно зарекомендовавшую себя на Западе. Кроме того, нужны точечные инвестиции в развитие конкретных научных исследований в рамках малых групп, создаваемых под конкретные проекты", - считает отец Димитрий.

"В целом же, по-моему, система образования нуждается главным образом не в реформах, а в сохранении того, что было достигнуто в советские годы. Советская система образования имела прекрасно отстроенную структуру базовых предметов - естественнонаучные дисциплины, русский язык и литература; осталось только по-другому расставить акценты в истории и обществоведении, что во многом уже сделано за последние годы. Следовало бы вспомнить и о гимназическом преподавании древних языков, изучение которых делает человека не только гражданином мира, но позволяет обратиться к истокам мировой культуры", - заключил он.

Отец Сергий Махонин Причин кризиса в российском образовании множество, считает протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова.

"Кризис системы образования очевиден. Причин множество - от самых банальных (экономических), до самых важных (нравственных), - сказал он.

"Клубок проблем образовался вокруг ключевой фигуры системы образования - учителя. Сейчас статус учителя низведен фактически до статуса обслуживающего персонала. А ведь учитель - это наставник, он должен быть носителем нравственного авторитета, а не просто передатчиком информации", - отметил священник.

"Много сложностей связано со сменой поколений преподавателей. Молодых учителей не так уж много. Не все готовы вступить на этот путь жертвенного служения. Да и уровень квалификации самих учителей часто оставляет желать лучшего", признал батюшка.

"Сейчас школа из источника фундаментальных знаний превращается в источник поверхностной и часто ненужной информации, да и ту дети переваривают с трудом, потому что нарушены важнейшие механизмы усвоения знаний. Серьезная задача - усвоение нравственных уроков, которые дает нам и история, и классическая литература. Без усвоения этих уроков само образование становится бессмысленным", - считает отец Сергий.

"Преодоление кризиса в системе образования непосредственно связано с преодолением нравственного кризиса, в котором оказалось наше общество. Надо молить Бога, чтобы Он послал таких делателей на Свою жатву, которые могли бы достойно представлять отечественную науку, культуру и образование", - заключил он.

29.08.2008
http://www.regions.ru/news/2163494/

Док. 482974
Перв. публик.: 29.08.08
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 40

  • Кавджарадзе Максим Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``