В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Дубинин: Реформа электроэнергетики: новые возможности инвестиций Назад
Сергей Дубинин: Реформа электроэнергетики: новые возможности инвестиций
Заместитель Председателя Правления РАО "ЕЭС России" Сергей Дубинин занимается разработкой инвестиционной политики компании. Сегодня он делится с читателями "Энергии России" своими размышлениями о возможностях и перспективах привлечения инвестиций в российскую электроэнергетику и задачах, которые предстоит для этого решить.

Основные производственные фонды электроэнергетики России создавались несколько десятилетий тому назад. По этой причине их износ и соответствующая амортизация основного оборудования АО-электростанций и АО-энерго достигает к настоящему моменту времени 54 %.

Процесс выбытия производственных мощностей из эксплуатации в ближайшие три года будет нарастать. Несмотря на то, что существующие на сегодня установленные мощности по производству электроэнергии будут достаточны для удовлетворения текущих запросов потребителей, с учетом экономического роста и соответствующего повышения спроса на электроэнергию в более долгосрочной перспективе ситуация может измениться. Предложение окажется недостаточным для покрытия возросших потребностей, что приведет к дефициту электроэнергии.

Современная тарифная политика, проводимая регулирующими органами, и в частности отказ от включения так называемой инвестиционной составляющей в тариф в достаточном объеме привели к снижению темпов ввода мощностей в течение последних лет. При этом, по оценке специалистов РАО "ЕЭС России", на период с 2002 по 2006 г.г. минимально необходимая для обеспечения критического уровня энергетической безопасности потребность в инвестициях по РАО "ЕЭС России" составляет 19,6 млрд. долл. США. Объем целевых инвестиционных средств РАО "ЕЭС России" на 2001 год составлял 0,34 млрд. долл. США, а в 2002 г. - 0,61 млрд. долл. США.

Таким образом, существующий экономический механизм в электроэнергетике России не обеспечивает решения долгосрочных проблем гарантированного удовлетворения потребностей экономики в электроэнергии.

Для того, чтобы изменить эти негативные тенденции требуется коренное изменение методов хозяйствования в отрасли и переход от административных методов к экономическим методам ее регулирования. Создание конкурентного рынка электроэнергии призвано запустить в действие современные стимулы инвестирования, базирующиеся на экономической оценке эффективности капиталовложений.

Преодоление негатива и перевод отечественной электроэнергетики на новые рельсы - основная цель реализации новой стратегии развития РАО "ЕЭС России", гарантирующей долгосрочную финансовую устойчивость, повышение эффективности производственной деятельности, рост прибыли и, как следствие, инвестиционной привлекательности энергокомпаний, образующихся на базе холдинга после 2004 года.

Кроме того, реформа российской электроэнергетики является отправной точкой структурных реформ в других секторах экономики: жилищно-коммунальном хозяйстве, газовой и угольной промышленности, железнодорожном транспорте. Таким образом, разработка современных рыночных механизмов функционирования электроэнергетики сегодня создает предпосылки для возникновения новых возможностей эффективного вложения средств в будущем.

Как показывает опыт либерализации электроэнергетики в Европе и США, только через несколько лет после начала действия конкурентного рынка инвесторы будут готовы расценивать тенденции рынка и тарифообразования, как устойчивые и надежные для оценки финансовых потоков и проектного финансирования. Предстоящие два-три года РАО "ЕЭС России" предполагает использовать для формирования стимулирующего механизма обеспечения устойчивого роста капитальных вложений. Данный механизм послужит основой для сооружения своеобразного моста через период инвестиционной паузы.

В этой связи РАО "ЕЭС России" была разработана программа "5000 МВт", цель реализации которой - привлечение российских и зарубежных инвесторов для участия в инвестиционных проектах. Программа устанавливает общие рамки и масштабы капитальных вложений. При этом конкретные инвестиционные проекты оцениваются согласно экономическим критериям эффективности. В рамках этой программы приоритетными для РАО "ЕЭС России" являются следующие проекты:

* достройка 2-го блока ПГУ-450 на Северо-Западной ТЭЦ,
* достройка 3-го блока мощностью 215 МВт на Псковской ГРЭС,
* строительство блока ПГУ -195 на Дзержинской ТЭЦ,
* реконструкция Краснодарской ТЭЦ с вводом ПГУ-450,
* строительство двух ПГУ-450 на Щекинской ГРЭС,
* строительство Сочинской ТЭЦ-ПГУ мощностью 70-100 МВт,
* реконструкция ТЭЦ-27 Мосэнерго с вводом ПГУ-325.

Вместе с тем следует особо отметить, что параметры экономической эффективности инвестиционных проектов в значительной мере зависят от прогнозируемого уровня тарифов на весь жизненный цикл проекта, т.е. на период от 25 до 30 лет в теплоэлектроэнергетике и 40 лет в гидроэлектроэнергетике. Срок окупаемости проектов в теплоэнергетике должен составлять 5-10 лет, а в гидроэнергетике - 10-12 лет.

Для компенсации разницы тарифов, складывающейся между уровнем рыночной цены электроэнергии и уровнем, заложенным в модели окупаемости инвестиционного проекта, РАО "ЕЭС России" предложило создать Фонд гарантирования инвестиций. Кроме того, обязательно должен быть создан механизм оценки и одобрения соответствующих инвестиционных проектов. Фонд гарантирования формируется за счет абонентной платы на период перехода к конкурентному рынку. В перспективе отчисления в этот фонд станут составной частью рыночного тарифа на электроэнергию для потребителей.

Одновременно РАО "ЕЭС России" завершает сооружение целого ряда гидроэлектростанций и межсистемных линий электропередачи, строительство которых началось 15-20 лет назад в условиях нерыночных отношений. В настоящее время доля инвестиций РАО "ЕЭС России" в строительство гидроэлектростанций и сетевое строительство составляет около 87 % от общего объема. Оценка этих проектов с точки зрения экономической эффективности показывает, что данные проекты требуют государственного участия и капиталовложений, причем только для завершения строительства ГЭС необходимо до 2010 г. освоить около 4 млрд. долл. США. Принимая во внимание важную социальную роль этих энергообъектов, необходимо на длительный период сохранить государственное регулирование деятельности Федеральной сетевой компании (ФСК) и гидравлических оптовых генерирующих компаний (ОГК), а также государственное участие в их капитале.

После создания гидравлических ОГК завершение строительства соответствующих объектов должно быть поручено этим компаниям. Для централизации соответствующих финансовых ресурсов РАО "ЕЭС России" внесло в Правительство Российской Федерации предложение о создании Фонда достройки социально значимых объектов генерации - в первую очередь в Сибири и в регионах Северного Кавказа.

Сооружение крупных генерирующих источников потребует значительного наращивания сетевого строительства для выдачи электроэнергии с вновь создаваемых мощностей и обеспечения надежности функционирования единой энергетической системы. Кроме того, принципиальное значение имеет строительство электропередачи для выдачи в Европейскую часть страны энергии, производимой в Западной и Восточной Сибири. Реализация данной задачи должна быть учтена при формировании тарифов на сетевые услуги по передаче электроэнергии для ФСК.

В настоящие время РАО "ЕЭС России" вступило в переговоры с рядом ведущих энергетических компаний Европы и Америки о формах и методах их участия в электроэнергетике России. И этот процесс уже становится результативным: 11 июня 2002 г. Президент Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР) г-н Лемьер заявил о намерении предоставить ОАО "Ленэнерго" инвестиции на сумму 40 млн. долл. США. Германский концерн "Э.ОН Энерги" проявил интерес к инвестированию в создание мощной теплоэлектростанции на базе технологии ПГУ на европейской территории нашей страны на принципах проектного финансирования. Иностранные инвесторы прежде всего заинтересованы в развитии системы долгосрочных контрактов по снабжению станций топливом и по сбыту электроэнергии. Возможность заключения таких контрактов предусматривается моделью конкурентного рынка.

РАО "ЕЭС России" разработало схему привлечения зарубежных электроэнергетических компаний, обладающих высокими рейтингами и репутацией на рынке, к управлению активами создающихся в настоящее время тепловых ОГК. С помощью контрактов на управление будет достигнуто резкое повышение технической и экономической эффективности деятельности генерирующих компаний. В дальнейшем планируется предоставить управляющим компаниям преимущественное право на приобретение контрольных пакетов акций соответствующих ОГК. Передача активов под управление будет происходить на конкурсной основе.

Не остаются в стороне от инвестиционного процесса и крупные отечественные компании: о готовности вложить в энергосистему "Кузбассэнерго" до 100 млн. долл. США по завершении ее реформирования заявила компания "Ренессанс-Капитал". "ЮКОС-Холдинг" намерен инвестировать до 200 млн. долл. США в развитие энергокомплекса Томской области по окончании реструктуризации ОАО "Томскэнерго".

В ближайшей перспективе проведение тендера на покупку 25 % акций с опционом на дополнительные 25 % акций АО "Северо-Западная ТЭЦ" и привлечение стратегического инвестора для завершения ее строительства. Кроме того, в 2002 г. планируется решить вопрос о привлечении стратегических инвестиций и заключении контракта на управление Псковской ГРЭС.

Но это только начало, потому что с каждым годом число перспективных проектов будет расти.

08.09.2002
http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/89-2002/show.cgi?Dubinin.htm

Док. 483017
Перв. публик.: 08.09.02
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 285

  • Дубинин Сергей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``