В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Раппопорт: `Голубая фишка` навсегда Назад
Андрей Раппопорт: `Голубая фишка` навсегда
О том, что произойдет с акциями РАО ЕЭС в ходе предстоящей реформы, рассказывает заместитель председателя правления компании Андрей Раппопорт.

Какими методами можно повысить стоимость акций предприятий РАО ЕЭС и холдинга в целом?

Это два разных вопроса, не пересекающихся между собой. Когда инвестор рассчитывает, сколько стоит конкретная станция, он исходит из трех параметров: цена продажи электроэнергии, стоимость основных фондов и нынешнее ее состояние. Эти три параметра определяют cash flow в целом.

Такой элементарный фактор, как тарифы на электроэнергию, чрезвычайно влияет на капитализацию. Я прихожу на Запад и говорю: я подписываю договор с тобой, что в течение 10 лет я буду покупать электроэнергию у этой станции по цене 2 цента. Тогда сразу эта станция будет стоить не $200 млн, а $400 млн.

Второй фактор - преференции. Например, сегодня экспорт электроэнергии закрыт. А какой-то станции вдруг его разрешают. Электростанция сразу начинает стоить дороже.

Третий фактор - оборачиваемость капитала. Специфика электроэнергетики такова, что оборачиваемость капитала в ней очень маленькая. А этот показатель один из важнейших для капитала. Если я смогу увеличить показатель оборачиваемости, например, выставлять счета к предоплате, это почти на 25% повысит капитализацию. Это все четко просчитано.

Что же касается всего РАО ЕЭС, то здесь мы имеем дело с совсем другими факторами. Во-первых, это страновые риски. Это относится ко всем странам. Например, вы никогда не найдете ни одной финской компании, рейтинг которой был бы выше рейтинга Финляндии. Для капитализации рейтинг является одним из важнейших факторов.

Поэтому мы никогда не прыгнем выше России. Хотя мы прекрасно понимаем, что каждая наша электростанция стоит миллиарды долларов, но формально капитализация РАО ЕЭС - всего $4 млрд. Смешно - у РАО одних только федеральных станций 38 штук, а одна ГЭС чего только стоит! Все это понимают, но понимают и другое - если у России страновой рейтинг ССС-, то РАО ЕЭС - хоть ты на голове стой - никогда не будет стоить много.

Инвесторы знают, что вкладывать деньги в такую страну - это риск. Один фактор странового риска моментально дает абсолютно другие характеристики. Все действия, связанные с нами, как то: рентабельность, прибыльность, экономические итоги года, реструктуризация, политическая ситуация - важные факторы, но они несущественны с точки зрения капитализации. Они могут повысить ее на 15, даже на 20 процентов, но существенное влияние на капитализацию могут оказать только страновые риски.

А предстоящая реструктуризация повысит или понизит капитализацию РАО?

В конечном итоге итоге реструктуризация, конечно, повысит капитализацию, но процесс реструктуризации - это поначалу всегда понижение. Это очевидно для любой компании. Когда кто-то говорит, что покупает компанию, ее акции повышаются, когда продает - акции падают. Так и у нас - процесс реструктуризации объективно связан с понижением капитализации РАО ЕЭС.

Не жалко, что "золотое время" РАО как главной "голубой фишки" российского фондового рынка подходит к концу?

Не знаю, звучало это или еще нет, но нам, менеджерам РАО, стоимость наших акций, по большому счету, безразлична. Она нам нужна больше как политический фактор. Экономического значения для РАО его капитализация не имеет никакого. Во-первых, мы не являемся владельцами акций - как менеджеры, так и сама компания. У нас есть инвесторы, акционеры...

Погодите, вы наняты для того, чтобы увеличивать стоимость компании...

Мы наняты, чтобы эффективно управлять компанией и платить дивиденды.

Возможность платить большие дивиденды, по-вашему, совсем не зависит от стоимости акций?

Тут дело вот в чем. Можно выплачивать на акцию большие дивиденды, а капитализация компании останется небольшой. От того, выплатим ли мы 1 рубль на акцию или 20 рублей, цена акции повысится максимум на 20%. Это я вам говорю точно, существует специальная статистика на этот счет.

Конечно, акционеры ждут от нас дивидендов. При этом спекулятивным инвесторам нужна динамика: они зарабатывают как на падении, так и на повышении курсов. Любые обрывы наших акций вверх-вниз - благо для любого спекулянта. Стабильность для спекулянта - нонсенс.

А стратегического инвестора в РАО ЕЭС, в отличие от наших "дочек", поверьте, просто нет, если не считать государство. Так что еще раз подчеркну, экономического значения капитализация не имеет. От того, будет РАО стоить не $4 млрд, а, скажем, $10 млрд, нам больше кредитов не дадут. Значение исключительно политическое: мы должны понимать, что нас всегда могут обвинить в том, что происходит с акциями и всегда должны быть к этому готовы.

Многих сейчас волнует, останутся ли акции РАО ЕЭС вообще существовать физически уже через год-два, когда сама компания прекратит свое существование

Останутся.

Точно?

Да. По программе, утвержденной правительством, преобразование РАО ЕЭС в целом должно закончиться в марте 2004 года. До этого момента РАО ЕЭС будет существовать физически, а, значит, будут существовать и акции. Как они будут трансформироваться, сколько их будет - другой вопрос. Акции РАО по меньшей мере будут существовать до 2004 года. На мой, так сказать, чисто экспертный взгляд, они будут существовать намного дольше и в 2004 году не будет происходить исчезновения акций РАО ЕЭС.

И бумаги продолжат обращаться на рынке?

Да. Пока будет РАО ЕЭС как юридическое лицо. Но я даже думаю, что и в 2004 году оно не исчезнет. Затянут.

А что будет с акциями новых генерирующих компаний, той же Федеральной сетевой компании (ФСК)?

По поводу ФСК продолжается дискуссия. Акции ФСК могут поделиться зеркально, как акции РАО ЕЭС. В этом случае при выделении сетей 52% будут государственными, а остальное отойдет частным инвестором. Это только один из вариантов, самый легкий и, скорее всего, самый очевидный. А вот наращивание доли государства будет происходить уже за счет каких-то дополнительных средств. Поэтомe вначале инвесторы будут иметь пакет акций ФСК такой же, как они имели в РАО ЕЭС.

Что вы будете предпринимать для повышения ликвидности акций новых компаний, той же ФСК, генерирующих компаний?

Я думаю, они будут ликвидны априори по такому же принципу, как и РАО ЕЭС, т.к. все дочки, создаваемые из РАО ЕЭС, являются частью одного экономического механизма. На них будут распространяться и спекулятивные интересы, и акционерные интересы, такие же, как на все РАО.

Скорее всего, хотя я этого и не утверждаю - я понимаю возможности государства в этом процессе - любые деления РАО будут пропорциональны. Сегодня у государства нет денег, чтобы сказать: вот вам $3 млрд, я забираю себе сети, а вы, акционеры, возьмите себе денежку и на этом закончим. Юридически это законно, но этого не будет - государство просто не даст таких денег. Поэтому другого пути, кроме как разделить всем пропорционально существующим долям, нет. Если у акционера есть 3 акции РАО ЕЭС, он получит 1 акцию ФСК, 1 акцию - генерирующей компании и 1 акцию - в системном операторе. В этом случае мы не ущемляем прав акционера.

Получается, что со временем, когда акции РАО ЕЭС уйдут-таки с рынка, их доля на нем будет сохранена за счет образованных в ходе реструктуризации компаний?

Совершенно верно. На первом этапе это будет именно так. Дальше будут более сложные преобразования, например, свопирование акций генкомпаний и ФСК, но на первом этапе будет именно так.

Что после реструктуризации будет с ADR на акции РАО ЕЭС?

Сейчас ничего конструктивного на этот счет сказать не могу. Могу только догадываться.

28.08.2001
http://www.rao-ees.ru/ru/news/speech/execspeech/show.cgi?280801rappoport.htm

Док. 483099
Перв. публик.: 28.08.01
Последн. ред.: 30.08.08
Число обращений: 289

  • Раппопорт Андрей Натанович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``