В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сергей Мироненко: перед Церковью спасовал даже Хрущев Назад
Сергей Мироненко: перед Церковью спасовал даже Хрущев
Государственный архив Российской Федерации на Бережковской набережной.

Гость: Сергей Мироненко - Директор Государственного архива РФ


В гостях у "Маяка" - Сергей Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации с момента его основания, доктор исторических наук, автор многих публикаций.

- Сергей Владимирович, вы на днях вернулись из Джорданвилла, где встречались с митрополитом Лавром. Это первоиерарх Русской православной церкви за границей. Какие впечатления?

МИРОНЕНКО: Я в первый раз был в Джорданвилле, и Свято-Троицкий монастырь - это центр духовной жизни Русской православной церкви за границей - произвел на меня очень сильное впечатление. И сильное впечатление произвел владыка Лавр, прежде всего своим спокойствием. Вы знаете, нет никакой лихорадки, хотя, как я понимаю, положение Русской православной церкви за рубежом не очень простое. Есть довольно сильное сопротивление среди эмиграции, эмиграция никогда не была особенно единой, есть прихожане, которые категорически возражают против объединения. Но мне кажется, что владыка Лавр человек очень мудрый, и то, что происходит этот неуклонный процесс объединения двух естественно единых церквей, это во многом его заслуга, заслуга, конечно, Святейшего Патриарха Алексия, и это, мне кажется, победа добром. Владыка Лавр, насколько я мог понять вот за эти два дня, когда мы с ним общались, человек глубокой веры и глубокой уверенности в промысле Божьем, не показной, человек очень скромной жизни и побеждающий именно духовностью, а не какой-то, знаете, свойственной каждому первоиерарху силой.

Я видел владыку Лавра первый раз в 1994 году, когда он сюда приезжал, и вот сейчас, через 12-13 лет после этого. И увидел в нем именно убежденность, внутреннюю силу такого ясного, светлого, доброго человека. Я когда с ним пообщался, мы пообедали вместе, и вот даже за обедом человек излучает какую-то добрую силу. Силу не в смысле кулака, а силу в смысле глубины чувств своих. И хотя мы говорили на самые разные темы, но я почувствовал, что, конечно, ему не так все просто, но он уверенно доведет это до конца, я уверен.

- Для справки скажу, что у РПЦЗ примерно пять сотен храмов по всему миру и примерно 600 священников. На постсоветском пространстве, включая Балтию, примерно 28 тысяч храмов и около 30 тысяч священников. Кажется, что Русская православная церковь за границей - это микроскопически малая величина. Но с другой стороны, ведь это вопрос принципа. И внутри Русской православной церкви за границей шла очень серьезная дискуссия, и многие пошли именно за Лавром.

МИРОНЕНКО: Вы знаете, что раскол уже дошел до того, что владыка Виталий покинул Соединенные Штаты, уехал в Канаду, это прежний первоиерарх. Он скончался полгода тому назад в Канаде. Так что обсуждение было не такое простое внутри РПЦЗ.

- Русская православная церковь в годы Гражданской войны и после этого столкнулась с беспрецедентными по масштабам систематическими репрессиями. Можете ли вы привести какие-то данные?

МИРОНЕНКО: Вы знаете, вообще точные цифры репрессий назвать очень трудно. И сейчас спорят - миллионы, десятки миллионов тех, кто пострадал по политическим мотивам за годы советской власти? Я думаю, что это, конечно, десятки миллионов, если вспомнить раскулачивание, спецпоселенцев и так далее.

Среди них священнослужители - это, конечно, сотни тысяч. Причем, знаете, когда читаешь архивные документы, это потрясающе. Батюшка вывешивает объявление, скажем, что рождественское богослужение. Тут же, на следующий день - 1937 год, жуткий большой террор - арестовывают, 10 лет без права переписки. 10 лет без права переписки - это значит расстрел. За что? За то, что отслужил рождественскую службу: мол, отвлекает людей от строительства, от работы, не дает им возможности спокойно жить.

И при этом лживо и беспардонно объявляется, что Церковь независима от государства. Ведь репрессии не прекращались против Церкви на протяжении всех этих десятилетий. И даже после 1943 года, когда открыли лавру, открыли академию, открыли семинарии, Сталин решил воспользоваться поддержкой Церкви в тяжкую годину испытаний Великой Отечественной войны, и Церковь пошла, мы знаем, на это, на то, чтобы поддержать Родину в трудную минуту, молилась за победу и благословляла русских солдат. А потом начинаются 60-е годы, когда запирают в психбольницы священников, когда пытаются закрыть лавру. Скажем, известная борьба за Почаевскую лавру, когда Хрущев - помните знаменитые слова Хрущева?.. "По телевизору последнего попа в 1980 году я вам покажу", - сказал Никита Сергеевич. И вы представляете, что в устах человека, у которого была такая необъятная власть, это была не просто фраза. Но Никите Сергеевичу, например, не удалось закрыть Почаевскую лавру. И в том числе, между прочим, благодаря поддержке Русской православной церкви за рубежом, которая подняла огромную кампанию по поводу преследования верующих в Советском Союзе. Хрущеву пришлось отступить.

- Да, это, конечно, тяжелая была история. И вот, слава Богу, сейчас все это завершается. В четверг состоится подписание "Акта о каноническом общении" Русской православной церкви в Отечестве и Русской православной церкви за рубежом.

МИРОНЕНКО: Мне очень приятно, что 17-го числа, в день, когда будет первое совместное богослужение двух предстоятелей православной церкви - Святейшего Патриарха и митрополита Лавра, первоиерарха Православной церкви за рубежом, в храме Христа Спасителя откроется выставка, в подготовке которой принимает участие Государственный архив Российской Федерации вместе с издательским отделом Московской патриархии, вместе с церковными архивами, вместе с архивом Русской православной церкви за рубежом в Джорданвилле, и мы постараемся на подлинных документах показать вот этот нелегкий путь, который прошли эти две церкви, начиная от тайного завещания патриарха Тихона, который понимал, что советская власть его не оставит в покое, и, заботясь о преемственности Церкви, он называл своих преемников. Это очень короткое завещание. Он говорил о своем преемнике митрополите Петре, который был расстрелян через некоторое время после этого. Патриарх, как вы знаете, сам скончался. Следующий, тот, кто, патриарх Тихон думал, может возглавить Церковь, если сам он окажется в заточении, не сможет руководить, следующий тоже оказался расстрелянным. И вы знаете, когда в 1943 году стали собирать, с трудом набрали трех митрополитов, чтобы привести к Сталину, для того чтобы Сталин вот так вот с ними поговорил и сделал вид, что советская власть никогда особенно ничего и не делала, согласился на восстановление патриаршества.

- Вы сказали, что государство делало вид, что Церковь от него отделена. Сейчас тоже по Конституции Церковь отделена от государства. И тем не менее был важный импульс от государства, когда Владимир Путин поехал в 2003 году в Штаты, встретился с митрополитом Лавром и из рук в руки передал ему письмо от Алексия II, Патриарха всея Руси. Но если бы письмо было доставлено почтой, то вряд ли бы, наверное, что-то сдвинулось. Владимир Путин представлял, естественно, государство. Получилось, что государство в какой-то степени тоже дало толчок этому воссоединению, это был важный импульс. И государство здесь является некоей третьей фигурой этого согласия. Так ведь?

МИРОНЕНКО: Я с вами совершенно согласен. И уверен, что без влияния Владимира Владимировича этот процесс не пошел бы столь быстро. Тут, конечно, было важно слово президента России. Не знаю, о чем уж, конечно, там шла речь, могу только предполагать, что речь шла о том, что пора уже двум церквям одной конфессии, одной страны соединиться, жить в мире.

Но вы помните, ведь одно из самых главных препятствий к объединению было сергианство, когда патриарший местоблюститель митрополит Сергий в 1928 году опубликовал воззвание и призвал помириться с большевистской властью. Вот эта декларация митрополита Сергия, ее Православная церковь за рубежом не приняла, ее не приняла вся монархическая эмиграция, потому что нельзя прославлять безбожную власть. Но что было делать тем, кто находился в стране? И когда я разговаривал с митрополитом Лавром, он дал ясно понять, что он очень хорошо понимает тягчайшее положение, в котором находилась Церковь и ее лидеры в 1920-30-е годы.

15.05.2007
http://www.radiomayak.ru/tvp.html?id=68801&cid=

Док. 483496
Перв. публик.: 15.05.07
Последн. ред.: 01.09.08
Число обращений: 116

  • Мироненко Сергей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``