В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Л. Д. Реймана редакции радиостанции `Вusinеss FМ` Назад
Интервью Министра информационных технологий и связи Российской Федерации Л. Д. Реймана редакции радиостанции `Вusinеss FМ`



Вопрос: Первый вопрос, который я хотел бы Вам задать, интересует подавляющее большинство телезрителей и радиослушателей. Это - перспектива развития цифрового телевидения и радиовещания в России.

Ответ: Этот вопрос важен не только для нашей страны, сегодня весь мир занимается этой тематикой. Дело в том, что цифровые технологии имеют много важных преимуществ. Во-первых, они несут финансовую и энергетическую экономию. Во-вторых, повышается эффективность использования радиочастотного спектра, что позволяет делать телерадиопередачи более качественными, а это для потребителя, наверно, самое главное.

Наша страна уже несколько лет занимается этим вопросом. Делегация Администрации связи Российской Федерации принимала активное участие в важнейших международных форумах, посвященным вопросам использования частотного ресурса для цифрового телевидения и радиовещания. Надо сказать, что в этом году на Всемирной конференции радиосвязи российской делегации удалось достичь важных результатов. Наша страна отстояла сохранение частотного ресурса, необходимого для построения эффективной системы цифрового телерадиовещания на всей территории России.

Это, несомненно, большая победа. По масштабам и значению, ее, наверное, можно сравнить с достижением 60-х годов, когда произошел переход на цветное телевидение. Можно предположить, что решения, принятые в последнее время, будут определять перспективы развития телерадиовещания на последующие 40-50 лет.

Вопрос: Можно ли назвать сроки перехода на цифровое вещание?

Ответ: В России создана Правительственная комиссия по развитию телерадиовещания под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Дмитрия Анатольевича Медведева, которая занималась разработкой Концепции развития телерадиовещания в российской Федерации на 2008-2015 годы. В ноябре текущего года этот документ был утвержден.

В документе описывается механизм перехода на цифровое телерадиовещание. Концепцией предусматривается наличие каналов свободного доступа, обязательных к распространению на всей территории России. Таким образом, всем жителям России гарантируется доступ к информации, а участники рынка вовлекаются в процесс перехода на цифровое вещание и построение сетей на базе государственно-частного партнерства.

Но, необходимо отметить, в первую очередь, рыночную направленность Концепции. Она предусматривает привлечение частных инвестиций в создание инфраструктуры и распространение оборудования /так называемых, приставок/, необходимых для приема передач в цифровом формате. Возможность государственной поддержки не исключается, но все-таки основой для развития телерадиовещания будут частные инвестиции.

Надо сказать, что в Российской Федерации уже проводятся эксперименты по цифровому вещанию. У нас есть компании, обеспечивающие показ телепрограмм в цифровом формате в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске.

Также есть регион, который полностью перешел на цифровое телевидение - Мордовия. Опираясь на результаты, полученные в Мордовии, мы проводим анализ экономических и технологических тенденций, существующих при переходе на цифровое телевидение. А результаты переход на цифровой формат дает очень интересные. Так, в Мордовии жители огромного количества населенных пунктов до перехода на цифровое телевидение смотрели одну программу, а сейчас везде 12 программ - и в административном центре республики, и в самом маленьком селе.

Необходимость перехода на цифровое телевидение очевидна. В целом по стране почти половина телезрителей смотрит менее четырех программ, а около двух миллионов человек вообще ничего не смотрят. В приграничных зонах очень часто качество изображения иностранных передач лучше, чем центрального и регионального ТВ.

Правда, сначала у нас было опасение, что люди не готовы к такому быстрому переходу на цифровое телевидение. Тем не менее, оказалось, что эта идея понравилась, и телезрители готовы инвестировать в цифровое ТВ, то есть, покупать приставки за свои деньги. Население очень легко разбирается в том, как это все работает. Мы получаем позитивные отзывы от жителей регионов, в которых внедряется новое телевидение.

Вопрос: Леонид Дододжонович, давайте посчитаем. Business FM очень интересно, каков объем рынка в денежном выражении, с учетом того, что в стране 140 миллионов жителей и, наверное, 30-40 миллионов домохозяйств, в которых может стоять приставка? Ведь это колоссальные деньги.

Ответ: Думаю, что стоит немного по-другому подойти к этому вопросу. В России примерно 65-70 миллионов телевизионных приемников. Очевидно, эти приемники будут обеспечены возможностью принимать цифровой сигнал. Приставка будет стоить в среднем около двух тысяч рублей. Вот Вам объемы рынка плюс инфраструктура, то есть система передатчиков.

Вопрос: Ну, скорее всего, это может быть какая-то плата за дополнительные каналы.

Ответ: Да, только затраты на создание инфраструктуры в общем объеме инвестиций будут не такими значительными. Но инфраструктура открывает большие возможности, потому что в соответствии с Концепцией развития телерадиовещания оператор обязан обеспечить распространение обязательных каналов, их будет около шести. На эту тему идет дискуссия в Министерстве культуры Российской Федерации, но структура приблизительно понятна. Это будут, например: новостной, спортивный, детский, культурный каналы плюс, может быть, два региональных канала. После того, как оператор обеспечит "пакет" необходимых программ, он может оказывать услуги по распространению каналов, транслирующих художественные фильмы. Эти каналы могут быть платными.

Вопрос: Леонид Дододжонович, что можно сказать о механизме выдачи лицензий на право цифрового вещания. Этим занимается Россвязьохранкультуры. Неоднократно звучали претензии, что лицензии распространяются по непонятной технологии. Имеет ли смысл перевести этот процесс на тендерную основу?

Ответ: Сегодня разработан механизм, при котором Россвязьохранкультуры является органом, выдающим две лицензии: одну техническую - на передающие средства, другую лицензию - на содержание. Я готов согласиться с рядом экспертов, считающих этот механизм не вполне совершенным. Надеюсь, что руководители Россвязьохранкультуры постараются его усовершенствовать, и мы готовы принять в этом участие и представить свои предложения.

В тоже время переходить на прямой аукцион будет не совсем правильно, поскольку кроме коммерческих задач у телерадиовещания существуют еще и социальные задачи. Необходимо, чтобы лицензии выдавались по итогам конкурсов, а условия этих конкурсов были бы абсолютно понятны и прозрачны.

Например, если компании выдается региональная рецензия, то важно, чтобы жители удаленных населенных пунктов получили возможность смотреть разные каналы телевидения, потому что в крупных городах России сегодня и так большой проблемы с этим нет. Победители конкурса, получившие лицензию, должны брать на себя обязательства социального плана перед населением. Но, конечно, они не должны делать это себе в убыток.

Вопрос: Перейдем к другой теме, которая естественно напрямую ассоциируется с Мининформсвязи России - телефонизации населенных пунктов, не имеющих связи, и предоставлении им доступа к сети Интернет. Что делается в этом направлении? И расскажите, если можно, о планах на 2008 и последующие годы.

Ответ: Это очень важный вопрос. Действительно, в конце 90-х годов перед нами стояла задача создать условия для развития в России самых современных технологий и обеспечить граждан современными инфокоммуникационными услугами. И эта задача решалась достаточно успешно. Если Вы возьмете рынок крупных городов России /Москва, Санкт-Петербург и другие/, то увидите, что самые современные услуги, которые в мире существуют, доступны их жителям. И сегодня в России из-за высокой конкуренции цены на мобильную связь существенно меньше, чем в Европе.

Однако мы в течение всего этого времени меньше внимания уделяли проблеме телефонизации удаленных населенных пунктов в регионах. Теперь мы перешли в активную фазу ее решения. Надо сказать, что эта проблема не только уникально российская. Она существует во всех странах мира и в 2000 году на Всемирном саммите на Окинаве была сформулирована как цифровой разрыв, цифровое неравенство. Для России цифровое неравенство - это разная доступность услуг, например, в Москве и Московской области.

Вопрос: Ну, вот у меня на даче телефона нет. Я пользуюсь мобильным телефоном.

Ответ: Это лишний раз доказывает, что проблема цифрового неравенства захватывает самые широкие слои населения и социальные группы. Мы решаем ее следующим образом. Во-первых, по инициативе Миниинформсвязи России реализуется ряд проектов, предусматривающих установку пунктов коллективного доступа к сети Интернет и телефонных автоматов в населенных пунктах, где они отсутствуют. Мы планируем к концу следующего года обеспечить базовыми услугами связи все нетелефонизированные населенные пункты России. Их примерно 150 тысяч.

Второе направление - приоритетные национальные проекты. Вы знаете, что за последние полтора года был реализован беспрецедентный по своим масштабам проект - подключение школ к широкополосному доступу к сети Интернет в рамках нацпроекта "Образование". В результате завершения проекта все 100 процентов российских школ к 1 сентября получили возможность выхода во всемирную "паутину". На момент реализации проекта только 9 тысяч школ из 62-х тысяч имели выход в Интернет. Да и эти школы были расположены в основном в крупных городах: Москве и Санкт-Петербурге.

К особенностям проекта можно отнести большую территорию страны, сжатые сроки, трудности с транспортным сообщением в ряде населенных пунктов. В более чем 9 тысячах школ полностью отсутствовала телефонная связь, а в некоторых из них не было и электричества. Еще одна особенность проекта - подключение к сети Интернет 7 425 образовательных учреждений, находящихся в труднодоступных районах страны.

Реализация проекта стимулировала развитие телекоммуникационной инфраструктуры в регионах нашей страны, открыла путь для дальнейшего распространения современных технологий на всей территории России. Во многих населенных пунктах России у жителей впервые появилась возможность доступа к сети Интернет по приемлемым ценам.

Думаю, что к 2009 году уровень обеспеченности населения услугами связи и информационными услугами будет принципиально другим. Мы планируем обеспечить современными услугами связи, том числе широкополосным доступом к сети Интернет каждую семью, как это делается сегодня, например, в Финляндии.

Вопрос: Насколько я понимаю, для реализации этих проектов будут привлекаться частные инвестиции?

Ответ: Все эти проекты осуществляются на основе частных инвестиций. Но проект по обеспечению школ доступом к сети Интернет финансировался из государственного бюджета. Однако проект установления таксофонов в деревнях реализуют частные компании. Существует механизм универсального обслуживания, который применяют практически во всех странах мира. В России этот механизм был законодательно закреплен в 2004 году. Он позволяет создать привлекательные условия для частных компаний-операторов связи, оказывающих услуги населению в экономически сложных районах.

Вопрос: Какие-то компании уже выразили желание участвовать в этом?

Ответ: Да, конечно. У нас довольно много компаний, участвующих в этом проекте. Есть и традиционные, я имею в виду компании холдинга "СвязьИнвест". Но есть и много новых региональных /малых и средних/ компаний, которые сегодня активно занимаются этим бизнесом и видят интересные для себя перспективы, и мы стараемся их поддерживать.

Вопрос: Еще 15 лет назад в России кроме аналоговой связи ничего не было. Сейчас Москва и другие крупные города находится на высочайшем уровне по развитию мобильной связи и предоставлению Интернет-услуг. Как Вам удалось это сделать?

Ответ: Думаю, что основой эффективной работы является диалог с компаниями, всеми участниками рынка. Это позволяет выявить проблемы, которые есть у бизнеса и потребителей услуг. Мы стараемся их решать, структурируя законодательство, которое должно помогать компаниям эффективно вести бизнес и одновременно защищать интересы потребителей. Несмотря на то, что у нас периодически возникают дискуссии с компаниями,

в целом мы работаем с участниками рынка достаточно конструктивно и будем в этом направлении двигаться дальше.

Конечно, качество и уровень развития услуг мобильной связи должны оценивать не мы, а потребители в первую очередь.

Вопрос: Сегодня в России работают три лидирующих оператора: МТС, БиЛайн и Мегафон. Как Вы думаете, есть ли на рынке мобильной связи место для других операторов, и каковы Ваши прогнозы на этот счет?

Ответ: Не думаю, что есть большое пространство на рынке с точки зрения возможности создания четвертого оператора. И это вопрос не технологический, а рыночный. На российском рынке мобильной связи конкуренция очень высокая и доходы на одного клиента в месяц существенно ниже, чем на европейском рынке. Необходимы колоссальные объемы инвестиции и достаточно длительный период времени для того, чтобы появился четвертый оператор. Хотя, я считаю, что, групповые или межрегиональные операторы могут существовать и продолжать развиваться. Например, тот же самый "Теле2", который достаточно активно развивается или компании, предлагающие новые технологии WI-FI и Wi-Max.

Вопрос: 3G - вопрос, который всех интересует, потребителя. Какие прогнозы его появления? По итогам конкурса некоторые операторы выражали бурное неудовольствие.

Ответ: В этом году состоялся конкурс на выдачу лицензий по предоставлению услуг связи третьего поколения. В том, что по его итогам были недовольные, нет ничего удивительного. Любой конкурс - это ограничение прав и возможностей всех, кто в нем не победил. Никакой сенсации не случилось. Победили три больших оператора, которые у нас есть, потому что именно они, обладая большой инфраструктурой, созданной в течение нескольких лет на территории России, смогут наиболее быстро и экономически эффективно развернуть новую технологию и начать предоставление услуг связи третьего поколения.

Надо сказать, в какой-то степени мы искусственно сдерживали развитие этих услуг, поскольку считали, что на определенном этапе это могло повредить развитию инфраструктуры связи в регионах. Компании стали бы вкладывать больше денег в крупные рынки, например, в Москву, в Петербург, строить здесь сеть третьего поколения, и не стали бы инвестировать в развитие сетей связи в регионах. С нашей точки зрения, в контексте решения проблемы сокращения цифрового неравенства на территории России, важнее было сначала обеспечить развитие услуг связи в регионах.





http://www.prime-tass.ru/

Док. 484048
Перв. публик.: 13.12.07
Последн. ред.: 02.09.08
Число обращений: 191

  • Рейман Леонид Дододжонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``