В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Хлунов: Популяризация науки глазами ученых и журналистов Назад
Александр Хлунов: Популяризация науки глазами ученых и журналистов
Аспекты пропаганды и популяризации науки в России обсуждали участники круглого стола

Многие аспекты пропаганды и популяризации науки в России обсуждали участники круглого стола, проводившегося 15 июня 2007 г. в Москве Фондом "Центр экономических исследований и распространения экономической информации "Открытая экономика" (далее - Фонд "Открытая экономика"). Для участия в дискуссии были приглашены представители всех целевых групп, активно влияющих на формирование информационного пространства вокруг сектора исследований и разработок в стране, включая ученых, правительственных чиновников, работников средств массовой информации и коммуникационных компаний.

Предлагавшиеся для обсуждения проблемы, казалось бы, понимают все. Однако в своих выступлениях пресса, хотя и связывает обычно их решение с переходом экономики страны на инновационный путь развития, привлечением в науку молодежи и т. д., но, как правило, ограничивается общими рассуждениями. Кроме того, как заметил открывший заседание круглого стола исполнительный директор Фонда "Открытая экономика" А. И. Гордеев, когда дело доходит до конкретных исполнителей, выясняется, что они особой нужды в решении данной проблемы не испытывают. Где место для разрыва этого замкнутого круга, кого мотивировать первым и что финансировать в первую очередь - эти вопросы были адресованы участникам круглого стола.

Существенные недостатки в вопросах популяризации научной деятельности отметил в своем выступлении директор Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки России А.В. Хлунов. Он сказал, что если запрашиваются деньги налогоплательщика на развитие науки, то ему надо объяснять, на что пойдут эти деньги и что общество от этого получит. Неинформированность об этом широкой общественности - это недоработки Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки РФ) и отчасти Российской Академии наук. К сожалению, по словам выступавшего, Минобрнауки РФ не удалось отстоять позиции по поддержке популяризации научной деятельности в федеральной целевой научно-технической программе на 2007-2012 гг. при согласовании с другими федеральными ведомствами. Однако запланировано существенное увеличение расходов на эту деятельность в новом проекте федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры". А.В. Хлунов выразил надежду, что скоро помимо "Евроньюс" в стране появятся новые отечественные каналы для надлежащего освещения вопросов науки с тем, чтобы широкие массы населения понимали, насколько важна научная деятельность для российской экономики и повседневной жизни населения. Из последних положительных примеров интереса прессы к науке в выступлении была отмечена серия публикаций, посвященных нанотехнологиям.

Тему нанотехнологии несколько с иной позиции затронул директор Центра фотохимии РАН академик РАН М.В. Алфимов. Он привел пример США, где в качестве государственной цели выдвигается мировое лидерство в коммерциализации результатов исследований, производстве разнообразной инновационной продукции, изготовляемой с использованием нанотехнологии. При постановке такой амбициозной задачи огромное внимание уделяется пропаганде. Выстраивается система пропаганды научных знаний в области микромира, начиная с детского возраста и до вуза. Поскольку нанотехнологии касаются производства всех известных материалов, изделий, образцов техники и т. д., в США считают нужным заниматься образованием на поле нанопроцессов. Население страны должно осознавать, что нанотехнологии -это новая культура.

Если наше государство в течение нескольких лет собирается вложить в развитие нанотехнологии $5 млрд., продолжал ученый, то это означает, что в наноиндустрию должны прийти профессиональные кадры, состоящие не только из ныне работающих ученых и инженеров. Подготовка специалистов для этой сферы должна начинаться с первого класса школы. Чтобы освоить выделяемые ресурсы, государству необходимо заниматься разъяснением, что такое нанотехнологии, почему они необходимы и что дают каждому. Поэтому роль СМИ здесь определяющая. Как сказал академик, журналисты часто освещают научные проблемы поверхностно. Видимо, государство должно озаботиться тем, чтобы представителям прессы предоставлялась необходимая содержательная информация. Иначе от них нельзя требовать популяризации научных проблем на высоком уровне.

Правда, в этом направлении уже кое-что делается. Например, Федеральным агентством по науке и информациям учрежден журнал "Российские нанотехнологии", который будет освещать развитие ситуации в данной области в стране. Его редколлегия намерена проводить постоянные обучающие семинары для журналистов. Вокруг журнала уже сконцентрировалось сообщество специалистов в области нанотехнологии, которые будут распределены по сферам, включающим категории товаров массового спроса, или направлениям, например, наноэлектроника, лекарства, медицина и т. д. Такой пул экспертов вкупе с информацией об их координатах облегчит журналистам поиск тех, кто будет необходим им для консультаций при написании статей на данные темы.

Необходимость проведения действенной государственной политики в области пропаганды науки подчеркивал в своем выступлении директор ГНИИ генетики и селекции промышленных микроорганизмов, член-корреспондент РАН В.Г. Дебабов. Во главе проведения государственной политики должно стоять Министерство образования и науки России, сказал он. Не может быть инновационной экономики при той информационной политике, которая проводится сейчас на нашем телевидении. Оно забито антинаучными, порой дикими темами, порочащими нашу страну. Говорят, что население не требует показывать науку, хочет развлечений. Под такие настроения телевидение создает программы, 80 процентов которых обществу не нужны. Очень мало делается для того, чтобы оградить телезрителей от лженауки. Американские СМИ попали бы под суд, если бы, к примеру, как у нас, рекламировали браслеты из титана, которые якобы снижают кровяное давление. Как все это остановить? Видимо, должна быть подписана какая-то хартия против широкого показа халтуры. Для этого СМИ должно быть доступно рецензирование материалов, готовящихся к публикации. Для этого не нужно много денег. "Например, наши академии -большая, медицинская, сельскохозяйственная - могли бы организовать небольшие пресс-центры, в которые журналист мог бы обратиться за профессиональной помощью, необходимой для корректного изложения научных сведений или фактов в своей статье или телепередаче. Это можно организовать в отделениях каждой из академий", - сказал ученый.

Разным аспектам обсуждавшейся темы посвятили свои выступления замеситель председателя правления Фонда В.Л. Гинзбурга "Успехи физики" Ю.Д. Плетнер; ведущий менеджер по инновационному развитию ЦВТХИРАР О.М. Корзинов; член Координационного совета по делам научно-педагогической молодежи С.Б. Попов; исполнительный директор, директор по развитию ГК "Биопроцесс" А.Л. Конов; председатель правления Всероссийского общества "Знание" В.П. Рыбалко.

Много интересных мыслей по поводу популяризации и пропаганды науки высказали представители СМИ, в частности, "Независимой газеты", журналов "Химия и жизнь" и "Вокруг света", радио "Свобода" и др. Они касались моделей популяризации науки, называли слабые места на пути продвижения научного результата от лаборатории к популярной статье (например, трудности во взаимодействии журналистов и ученых, перевода "с научного на русский язык" и некоторые другие). В ходе дискуссии научная информация также рассматривалась с позиций маркетинга; говорилось о стоящей перед обществом непростой задаче - сделать научную информацию конкурентной на общем рынке информации; сообщалось о таких ныне действующих инструментах повышения массового интереса к науке, как конкурс научных музеев, организованный фондом "Династия", всероссийский конкурс научно-популярных статей и научных фотографий; предлагалось наладить в стране службу научного мониторинга СМИ. С точки зрения действенности популяризации науки выступавшие рассматривали жанры научной литературы, методики ее популяризации, особенности российского рынка таких изданий, и многое другое.

http://www.ras.ru/digest/showdnews.aspx?_language=ru&id=fa443f51-a536-43c9-896a-e176630638ab

10.08.2007

Источник: ИС. Промышленная собственность


Док. 486182
Перв. публик.: 10.08.07
Последн. ред.: 06.09.08
Число обращений: 108

  • Хлунов Александр Витальевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``