В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Мухамеда Циканова Назад
Интервью заместителя министра экономического развития и торговли РФ Мухамеда Циканова

Вопрос: В прогнозируемых доходах консолидированного бюджета на 2004 г учтены разовые платежи за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов на предоставление права пользования участками недр в размере 27,2 млрд руб, в том числе в доход федерального бюджета - 24,4 млрд руб. Поступление указанных сумм планируется во втором полугодии следующего года. За счет продажи каких недр будет получена эта сумма?

Ответ: Расчет предполагаемых бюджетных доходов от проведения аукционов за пользование недрами в этом году был сделан первый раз. Предполагаемые платежи от проведения аукционов за пользование недрами также впервые включены в доходную часть консолидированного бюджета РФ на 2004 г. При расчете бюджета на 2005 г эта практика будет продолжена, но все будет зависеть от наличия запасов, которые готовы к продаже.

В целом в прогнозируемые доходы бюджета за право пользования недрами включены платежи от аукционов и конкурсов по продаже запасов нефти, газа, угля, и золотой руды.

При расчете бюджетных поступлений мы исходили из предполагаемой стартовой цены аукциона на месторождение, если конечная цена превысит стартовую, то отчисления в бюджетную систему РФ также увеличатся.

Поступления платежей в бюджетную систему за пользование недрами по результатам проведения аукционов и конкурсов предполагают, в том числе, отчисления от проведения аукциона на освоение Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения в Якутии и коммерческого и конкурса по золоторудному месторождению Сухой лог в Иркутской области.

Вопрос: Каковы основные предложения Минэкономразвития по концепции новой редакции закона "О недрах", которую предполагается в сентябре рассмотреть на заседании правительства?

Ответ: Основная цель новой редакции закона "О недрах" - сделать недропользование прозрачным и инвестиционно привлекательным. Другой задачей нового закона является стимулирование разведки недр, так как сейчас запасы наращиваются гораздо меньшими темпами, чем их потребление. В новой редакции закона предполагается применить ряд принципов, ранее не применявшихся в сфере недропользования.

Концепция предполагает внедрение эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов, обеспечение равных условий доступа природопользователей к природным ресурсам, а также переход к гражданско-правовым отношениям между государством и инвестором-природопользователем.

Необходимо дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых. Сейчас все недропользователи платят налог по одинаковой ставке независимо от глубины залегания, доступности извлечения и качества добываемых ископаемых. Если вариант законопроекта, предлагаемый Минэкономразвития, будет принят, то соответствующие поправки будут внесены в Налоговый кодекс.

Законопроект "О недрах" предполагает переходный период для компаний, которые работают согласно действующему закону "О недрах". Механизм перехода, скорее всего, будет прописан в соответствующих изменениях в Налоговый кодекс. Точные сроки переходного периода пока не определены.

Вопрос: Удасться ли внести в правительство согласованный вариант этой концепции?

Ответ: Я боюсь, что к сентябрю мы не согласуем законопроект "О недрах" с Минприроды, и он будет внесен в правительство с таблицей разногласий. Я думаю, что согласовать его будет чрезвычайно сложно.

Вопрос: Каковы предложения Минэкономразвития по концепции новой редакции лесного кодекса?

Ответ: Согласно действующему лесному кодексу, лесной комплекс является федеральной собственностью, но при этом большинство решений по использованию лесного фонда принимается органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, участки лесного фонда могут предоставляться на основании решения органа государственной власти субъекта РФ без согласования с федеральными органами исполнительной власти в аренду сроком до 5 лет без каких-либо состязательных процедур. На сегодняшний день до 80 проц лесопользования осуществляется через этот механизм, при этом порядка 50 проц лесозаготовительных предприятий убыточны.

По нашим предложениям, лесными ресурсами должно распоряжаться федеральное правительство и передавать свои полномочия субъекту РФ по соглашению. Кроме того, мы считаем необходимым введение обязательной состязательности в доступе к лесным ресурсам, которая должна осуществляться в форме аукциона.

Существующая на сегодняшний день форма налогообложения лесного комплекса абсолютно непрозрачна. Наши предложения заключаются в том, что исполнительные органы определяют только стартовую цену на аукционе. И если даже будет допущена какая-либо ошибка, аукцион ее откорректирует.

Вопрос: В чем состоят ваши основные разногласия с Минприроды по лесному кодексу?

Ответ: Основные разногласия между Минэкономразвития и Минприроды связаны с правом пользования лесными ресурсами и формой передачи прав пользования.

Тем не менее мы рассчитываем, что основные разногласия с Минприроды будут урегулированы на днях, и в правительство будет внесен согласованный вариант новой концепции лесного кодекса.

Вопрос: В чем состоят предложения Минэкономразвития относительно ставки экспортной пошлины на лес?

Ответ: Сейчас ставка экспортной пошлины на круглый лес по некоторым видам древесины составляет 6,5 проц, а ставка на продукцию глубокой переработки - 10 проц. Наши предложения предполагают выравнивание ставки экспортной пошлины на круглый лес и переработанную продукцию до 10 проц уже в 2003 г. Это предложение уже согласовано с заинтересованными ведомствами и должно вступить в силу осенью этого года.

Кроме того, с 2004 г мы предлагаем перейти с адвалорной ставки экспортной пошлины на круглый лес на специфическую, которая будет измеряться в долларах или в евро за единицу объема лесоматериалов хвойных и мягколиственных пород. Предполагаемый размер специфической ставки составит 5-10 евро/долл за куб м. Одновременно мы планируем уменьшить ставку на продукцию глубокой переработки для стимулирования лесоперерабатывающего производства на территории России.

Вопрос: Какова на сегодняшний день ситуация с осуществлением северного завоза?

Ответ: Более 85 проц средств из федерального бюджета, что составляет порядка 8 млрд руб, на осуществление северного завоза уже перечислено, то есть федеральный бюджет уже почти полностью рассчитался по своим обязательствам.

Я уверен, что северный завоз по поставкам нефтепродуктов, угля и продуктов питания в этом году будет осуществлен в полном объеме и не будет проблем с доставкой грузов.

Единственная проблема, которая повлекла за собой дополнительные расходы федерального бюджета, возникла из-за изменения схемы доставки нефтепродуктов в связи с обмелением реки Лена. Правительство приняло решение выделить эти деньги /285 млн руб/, поэтому можно с уверенностью говорить о том, что необходимый объем грузов в Якутию и в Иркутскую область будет доставлен вовремя.

В целом северный завоз осуществляется по тому же графику, как в прошлом году. На сегодняшний день около 40-50 проц грузов уже доставлено во все субъекты.

Вопрос: Как обстоят дела с финансированием северного завоза из региональных бюджетов?

Ответ: К сожалению, ситуация плохая. В среднем из региональных бюджетов на осуществление северного завоза выделено только 25-30 проц от запланированного объема, что составляет около 2-3 млрд руб.

Вопрос: Какие самые неблагополучные регионы по выделению средств на северный завоз?

Ответ: Самыми неблагополучными регионами по ценообразованию и выделению собственных средств на северный завоз на сегодняшний день остаются Камчатка и республики Алтай и Тыва. Самыми благополучными регионами по осуществлению северного завоза являются Хабаровский край, остров Сахалин и Эвенкийский АО.

Вопрос: Будет ли федеральный бюджет перечислять дополнительные средства на осуществление северного завоза, если у региональных бюджетов возникнут трудности с выделением собственных средств?

Ответ: Нет, федеральный бюджет не будет перечислять дополнительные средства на осуществление северного завоза, так как объем средств, выделяемых из региональных бюджетов и источники финансирования, прописаны в консолидированном бюджете. О дополнительных средствах речь не идет вообще. Никаких политических или экономических предпосылок для выделения дополнительных средств за исключением чрезвычайных ситуаций не существует. Каждый регион берет на себя обязательства по выделению средств на северный завоз.




http://www.prime-tass.ru/

Док. 486763
Перв. публик.: 13.08.03
Последн. ред.: 08.09.08
Число обращений: 240

  • Циканов Мухамед Мухадинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``