В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юлия Казакова: `В том, что будут конкретные действия, не сомневайтесь` Назад
Юлия Казакова: `В том, что будут конкретные действия, не сомневайтесь`
Юлия Казакова, исполнительный директор ГИПП

Последнее время тема кадровые проблемы в СМИ звучит и с высоких трибун, и на небольших встречах, и в кулуарах. "Курьер печати" решил выяснить, что делают для решения этой проблемы общественные организации медиарынка, и пообщался на эту тему с исполнительным директором Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Юлией Казаковой.

- Поступают ли ГИПП как общественной организации просьбы, предложения, пожелания от издательского сообщества на тему кадровых проблем в СМИ?

- Издательская индустрия постоянно сталкивается с проблемой катастрофической нехватки кадров, и, естественно, ГИПП как индустриальная ассоциация, в курсе этой проблемы.

К сожалению, наша система профобразования существенно отстала в своем развитии от бурно растущего рынка. Из наиболее очевидных симптомов: низкий уровень либо отсутствие подготовки по целому ряду специальностей, нехватка специалистов, недостаток современной профессиональной литературы. Издатели уже в полной мере осознали, что без квалифицированных кадров их бизнес в ближайшей перспективе окажется неконкурентоспособным. Поэтому пожелание в адрес ГИПП только одно - заняться этой темой и изменить ситуацию, вот мы и занялись.

- Какая проблема, на ваш взгляд, для рынка острее - недостаточная квалификация журналистов или медиаменеджеров?

- Странный вопрос - по сути, кто важнее: журналисты или медиаменеджеры? Естественно, успех бизнеса - в профессионализме и тех, и других. По роду деятельности мне сложно оценивать сегодняшний уровень профессиональной подготовки журналистов, тем не менее, в нашей стране есть множество вузов, которые готовят журналистов. Насколько уровень их подготовки и количество соответствуют современным нуждам отрасли - другой вопрос. А вот что касается подготовки менеджеров для издательской отрасли - проблема гораздо острее. Хочу на этом остановиться подробнее.

Можно выделить три основных блока профессионального образования, которые вместе создают ту самую систему непрерывного образования, про которую сегодня говорят с самых высоких трибун: а) высшее образование для менеджеров издательского бизнеса - с этим самые большие проблемы: нет современных программ, учебников, профессиональных преподавателей; б) повышение квалификациивведение в специальность существует сегодня без какой-то системы: консалтинг, семинары, самостоятельные инициативы издателей; в) МВА - нет профильных программ в России.

- В чем основная причина кадровых проблем СМИ в России?

- На мой взгляд - в отрыве индустрии от образовательных структур или, если хотите, образовательных структур от индустрии. В советские времена существовал так называемый государственный заказ на специалистов - перечень специальностей и требования к ним, необходимое количество специалистов, система прохождения профессиональной практики и трудоустройства и пр. Естественно, сейчас такой госзаказ уже не формируется, советская система развалились, а индустриальный заказ образовательные заведения не получили, связи индустрии и образовательных учреждений только формируются. Индустрия недостаточно включена в процесс подготовки собственных кадров.

- Каковы пути выхода? Кто и с чего должен начать, чтобы изменить ситуацию?

- Очевидно, что индустрия должна сегодня проявить инициативу и взять на себя определенную ответственность, стать непосредственным участником процесса подготовки и переподготовки кадров - и при этом не только сотрудничать с государственными образовательными учреждениями, но и создавать собственные центры подготовки и переподготовки специалистов.

Но, прежде всего, считаю, индустрия должна составить перечень необходимых специальностей и требования к специалистам (знания, навыки, умения, количество специалистов) для обновления общего реестра специальностей.

Далее индустрия должна разработать совместно с образовательными учреждениями основу программ для обучения специалистов по той или иной специальности, которые вузы возьмут за основу и будут дорабатывать. При этом индустрия - неотъемлемый партнер в этой системе, оказывающий постоянную помощь: от подготовки и повышения квалификации преподавателей, участия представителей индустрии в преподавательской деятельности, экзаменации и тестирования, проведения мастер-классов до подготовки профессиональных кейсов и литературы и сертификации программ.

- Подобные реформы - всегда процесс длительный. На ваш взгляд, в течение какого времени реально добиться конкретных результатов?

- Я не люблю делать прогнозы, мне ближе активные действия. Естественно, за год мы ситуацию не исправим, но можем существенно продвинуться в решении проблем.

- Какова роль всевозможных в решении этой проблемы общественных организацию, в частности ГИПП?

- Главная задача, на мой взгляд, - сформулировать нужды индустрии и наладить контакт с образовательными учреждениями, начать работать с ними максимально тесно по всем перечисленным выше позициям. При этом именно индустрия должна создавать центры и систему повышения квалификации. Только с участием индустрии такая система будет эффективна.

- Известно, что ГИПП планирует провести конференцию на тему подготовки кадров в СМИ. Это первое мероприятия на подобную тему за историю существования Гильдии. Почему именно сейчас так остро встал вопрос о проблемах кадров в СМИ?

- Тема возникла давно, если помните, в 2002 году у ГИПП был проект "Школа издательского бизнеса", в рамках которого мы сделали попытку отработать описанную выше схему - подготовили программу для директоров служб рекламы издательских домов, собрали необходимые кейсы и подготовили преподавателей, которые сейчас успешно работают медиаконсультантами, сделали несколько выпусков. В то же время стало понятно, что нужен центр повышения квалификации: не наша функция заниматься обучением, функция ГИПП - сопровождение процесса со стороны индустрии и сертификация программ.

Последние полтора года, как вы знаете, ГИПП была плотно занята подготовкой Всемирного газетного конгресса WAN в Москве. После конгресса мы подняли тему подготовки кадров и озвучили предложения индустрии сначала в рамках выставки "Издательский бизнес - 2006", потом - на коллегии в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям. Именно там стало очевидно, что необходима отдельная конференция по проблеме подготовки кадров в издательской индустрии. У электронных СМИ ситуация с подготовкой кадров сегодня значительно лучше.

- Зачастую многочисленные круглые столы, конференции и т. д. заканчиваются ничем. Будут ли по результатам конференции ГИПП предприняты конкретные действия и какие?

- Вот в этом с вами соглашусь, к сожалению, очень многие отраслевые мероприятия превращаются просто в говорильню. Я бы не называла это мероприятие конференцией ГИПП. Это отраслевая конференция по проблемам подготовки управленческих и творческих кадров для издательской индустрии, ГИПП выступает инициатором и организатором. Есть оргкомитет, в составе которого - многоуважаемые специалисты индустрии, мы пригласили региональных участников, все отраслевые организации. Цель конференции - освещение сегодняшней ситуации с подготовкой кадров для издательской индустрии, формулирование краткосрочных и долгосрочных целей и задач, определение того, что индустрия и образовательные учреждения могут сделать для их решения самостоятельно, а в чем нужна поддержка государства. В том, что далее будут конкретные действия, не сомневайтесь. Могу в дополнение сказать, что проект отраслевого образования - один из приоритетных проектов ГИПП на 2007-2008 годы.

Кроме того, очень надеюсь, что эта общая тема станет площадкой для объединения усилий всех профессиональных отраслевых объединений

Юлия Володина, "Курьер печати"

Док. 487054
Перв. публик.: 15.12.06
Последн. ред.: 09.09.08
Число обращений: 136

  • Казакова Юлия Георгиевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``