В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью председателя совета директоров ОАО `АвтоВАЗ` Владимира Каданникова агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью председателя совета директоров ОАО `АвтоВАЗ` Владимира Каданникова агентству ПРАЙМ-ТАСС

Вопрос: Владимир Васильевич, расскажите, с какими показателями ОАО "АвтоВАЗ" закончило 2002 г?

Ответ: Сразу хочу оговориться, что все цифры будут утверждены собранием акционеров, которое состоится в мае. Все показатели будут представлены собранию акционеров за месяц до собрания. Окончательные цифры будут только тогда. Сейчас я могу назвать только предварительные цифры.

По предварительных данным, "АвтоВАЗ" собрал за прошлый год 708835 автомобилей. При этом предприятие произвело товарной продукции на 91 млрд 119 млн руб в действующих ценах. На этот год запланирован объем производства в объеме примерно 97,7 млрд руб.

Причиной того, что мы сделали меньше автомобилей в прошлом году стала, в частности, длительная задержка с принятием решения о повышении таможенных пошлин - задержка с апреля по октябрь. В это время наблюдался ажиотажный ввоз старых автомобилей в страну. Еще одна причина - наводнение в Европе, когда автомобили, пострадавшие в наводнении, также стали активно поступать на российский рынок.

Существенным фактором падения спроса мы считаем стихийное бедствие на юге России - в Краснодаре, Ставрополье, где традиционно продается значительное количество автомобилей именно осенью. Однако, у людей в этом регионе были другие заботы.

В результате всех этих факторов обычного осеннего всплеска продаж не произошло, и мы были вынуждены фактически на месяц остановить производство. Часовой график до остановки производства в ноябре-декабре был такой же, как и в 2001 г, и мы шли на выполнение производственной программы 2002 г, которая была чуть выше, чем в 2001 г. В прошлом году мы собирали 169,52 автомобилей в час, в 2001 г - 160,27 автомобилей в час, но из-за остановки производства мы не доделали определенное количество автомобилей.

В этой связи ожидается уменьшение прибыли предприятия. Балансовая прибыль будет примерно 12 млрд руб, что на 3-4 млрд руб меньше, чем в 2001 г, а чистая прибыль точно превысит 500 млн руб - примерно на 1,5 млрд руб меньше, чем в 2001 г. Опять оговорюсь, что это очень предварительные данные.

Вопрос: По итогам прошедшего года совет директоров уже выработал какие-то рекомендации по дивидендной политике?

Ответ: Пока нет, так как цифры по прибыли подсчитаны самым предварительным образом. Что касается дивидендной политики, то она остается той же - мы хотели бы выплачивать дивиденды каждый год.

Вопрос: Планирует ли "АвтоВАЗ" получить прибыль по итогам текущего года?

Ответ: Я надеюсь. В текущем году мы планируем произвести около 690 тыс готовых автомобилей, что несколько меньше, чем в прошлом году, а цифра объема производства в деньгах больше. Это связано с тем, что мы увеличили производство так называемых разобранных серий. У завода много запросов на машинокомплекты, в том числе из Украины, Казахстана, Эквадора, Египта, Уругвая.

В 2002 г "АвтоВАЗ" произвел разобранных серий на общую сумму 4 млрд 853,5 млн руб, что составляет 140,6 проц к уровню 2001 г. В этом году планируется увеличить этот показатель и довести его до 7 млрд руб /145,5 проц к 2002 г/.

Что касается прибыли, то мы надеемся, что она будет больше, чем в 2002 г - примерно на уровне 2001 г /2,346 млрд руб - прим ПРАЙМ-ТАСС/.

Вопрос: Планирует ли "АвтоВАЗ" открытие новых сборочных производств в новых странах?

Ответ: Пока нет.

Вопрос: Планирует ли "АвтоВАЗ" дальнейшую передачу с главного конвейера на сборочные предприятия заднеприводных автомобилей?

Ответ: Нашим стратегическим партнером в этом проекте является Ижевский автозавод. Соглашение с ним было достигнуто еще 2 года назад. Уже тогда мы понимали, что спрос на автомобили в России будет расти. И он действительно растет, может, чуть меньше, чем ожидалось, но растет, и, я думаю, будет расти.

Кроме того, "классические" автомобили, которые мы снимаем с производства, продолжают быть востребованными, прежде всего, в сельских районах, где сложно организовать нормальный ремонт и обслуживание.

Мы с этим столкнулись, когда сняли с производства "шестерку" /ВАЗ-2106/. Люди ее просят, продолжают просить. Появилась необходимость продолжить ее производство. Кроме того, было понимание того, что надо увеличить в целом объем производства автомобилей. В результате была достигнута договоренность с Ижевским автомобильным заводом.

Ижевский завод - единственный из российских автозаводов в прошлом году увеличил производство примерно на 80 проц. И рост будет продолжаться за счет увеличения объема производства наших автомобилей. Он осваивает некоторые другие наши автомобили - "четверку" /ВАЗ-2104/, "семерку" /ВАЗ-2107/.

Такая же ситуация складывается, между прочим, и с автомобилем "Нива" /ВАЗ-21213/. Мы поставили на производство новый автомобиль вместе с американской корпорацией General Motors - Chevrolet-Niva, но получаем огромное количество писем автолюбителей, которые просят продолжать выпускать старую "Ниву".

Вопрос: Будут ли поставляться ВАЗ-21213, собираемые в Казахстане, на российский рынок?

Ответ: Пока в нашем договоре такого нет. Сейчас казахские партнеры планируют поставки в Казахстан, азиатские республики бывшего СССР. Также рассматривается возможность поставок в северный Китай. Но в Россию эти автомобили экспортироваться не будут.

Вопрос: Как обстоят дела с поиском стратегического партнера для ОАО "АвтоВАЗ"?

Ответ: Со всех точек зрения очень важно иметь стратегического партнера из числа крупных автомобильных транснациональных компаний в силу целого ряда причин. Например, можно организовать производство автомобилей и производство комплектующих, так как в конечном счете качество автомобиля во многом зависит от качества комплектующих. Инвестиции в комплектующие изделия более выгодны иностранному инвестору. С другой стороны, это доступ к самым передовым технологиям и передовым методам - это дорого стоит.

Со своей стороны, мы можем предложит бурно развивающийся рынок России.

Сейчас удачное время для того, чтобы найти стратегического партнера. Мы это понимаем и занимаемся этим.

Сегодня я не могу назвать партнера, с которым мы договорились, его просто нет, но надежда на то, что он будет, у нас есть. Я думаю, что этот вопрос принципиально в этом году будет решен.

Вопрос: Какие меры планируется предпринять для повышения капитализации предприятия?

Ответ: Мер много, всех не перечислишь. Стратегический иностранный инвестор - тоже одна из этих мер. Важно решить вопрос коренного изменения структуры предприятия, серьезной его реструктуризации и перестройки. Уже 2 года мы занимаемся этим вопросом, делаем компанию более открытой, прозрачной.

Это делается не потому, что мы сегодня закрыты, а потому, что сегодня "АвтоВАЗ" - это огромная махина, в которой просто трудно кому-нибудь, включая нас, детально увидеть все расходы и доходы по каждой части. На заводе уже организованы бизнес-единицы, центр ответственности, центр стоимости. Эти структуры пока работают без образования юридического лица, но уже со своим бюджетом, со своими доходами и расходами, с выходом на внешние рынки.

Еще одна мера - это публичные заимствования на финансовом рынке. В прошлом году мы выпустили простые дисконтные векселя, в феврале этого года подписали облигационный заем. Готовимся к выходу на рынок еврооблигаций, думаю, сумеем это сделать до конца текущего года. Это тоже, конечно, повышает капитализацию.

Еще один аспект - это отношения с миноритарными акционерами, дивидендная политика, прибыльность предприятия.

Я думаю в ближайшей перспективе наши акции будут стоить до 40 долл за штуку /на данный момент обыкновенная акция "АвтоВАЗа" стоит около 23,5 долл - прим ПРАЙМ-ТАСС/.

Вопрос: Не могли бы Вы подробней рассказать про планы по выпуску еврооблигаций?

Ответ: Мы пока проводим техническую работу.

Вопрос: Какие ближайшие перспективы развития модельного ряда "АвтоВАЗа"?

Ответ: Мы работаем над коренной заменой "десятого" семейства, "99-ой" модели - они уже на стадии подготовки к производству, замена "классики" - в разработке.

Вопрос: Когда планируется начать производство этих автомобилей?

Ответ: Начало производство обновленного "десятого" семейства мы разбили на 2 этапа, один этап попытаемся сделать в этом году, а закончить окончательно работы в следующем. Обновленная "99-я" - в эти же сроки.

Вопрос: Планирует ли "АвтоВАЗ" осваивать класс D - пустующую нишу отечественного автопрома? /ранее автомобили класса D выпускал в России только ОАО "Москвич" - прим ПРАЙМ-ТАСС/

Ответ: Пока нет. Мы оставили класс D как базу для переговоров с потенциальными инвесторами.

Вопрос: Будет ли "АвтоВАЗ" разрабатывать или у него есть готовый внедорожник, который будет собираться именно на сборочном конвейере "АвтоВАЗа"?

Ответ: Нет, такого автомобиля нет.

Вопрос: А планируется?

Ответ: Пока не планируется. Завод является главным поставщиком СП "АвтоВАЗ - General Motors". Мы поставляем для СП все агрегаты, и мощностей для другого внедорожника просто нет. У нас были мощности на 75 тыс внедорожников в год, и сейчас они фактически все заняты на нужды СП. То есть для того, чтобы поставить на производство еще один новый внедорожник, нужно создать новые мощности, это нерентабельно.

Вопрос: Какая у ОАО "АвтоВАЗ" будет ценовая политика в текущем году?

Ответ: Мы один год попробовали спрогнозировать цены. В прошлом году планировали, что цены не должны превысить инфляцию. В 2002 г инфляцию объявили в размере 12 проц. Соответственно цены не должны были вырасти больше, чем на 11 проц. Фактически цены выросли в прошлом году лишь на 7,8 проц.

В этом году мы не планировали такую ценовую политику, потому что убедились, что эти планы пока у нас не сбываются.

Мы будем следить за рынком. Это было, впрочем, всегда, кроме прошлого года. Мы всегда смотрели, как дилеры продают автомобили, они знают рынок, своих покупателей. А мы следим, чтобы их маржа не выскакивала за нечеловеческие пределы. И в этом году будем придерживаться такой же схемы.

Вопрос: Планируется ли введение рекомендованных розничных цен?

Ответ: Мы их уже вводим. По существу, цены, по которым мы отпускаем автомобили дилерам, - это и есть рекомендованные цены. Мы переходим на рекомендованную маржу /мы считаем нормальной маржу в 4-5 проц/. Вот это важно.

Вопрос: Как складываются сейчас у "АвтоВАЗа" отношения с дилерами?

Ответ: Отношения становятся более упорядоченными. Правила игры в большей степени оговариваются, и от того дикого рынка, который мы переживали, когда автомобили продавали на посыпанной щебенкой площадке под фонарным столбом, мы переходим к цивилизованным отношениям.

Правила игры с дилерами оговариваются в большом количестве деталей - отношение к гарантийному ремонту, закупка гарантированного запаса запасных частей, наличие инструмента, квалифицированных работников, кредитная история, банк, кредитующий дилера и т.д.

Вопрос: Будет ли меняться количество официальных дилеров у ОАО "АВТОВАЗ"? /на данный момент у "АвтоВАЗа" 313 официальных дилеров - прим ПРАЙМ-ТАСС/

Ответ: Число дилеров будет уменьшаться. Будет происходит укрупнение дилеров.

Вопрос: Какой Ваш прогноз развития отечественного автомобильного рынка в текущем году?

Ответ: Я думаю, что в этом году роста объема производства автомобилей в целом вряд ли можно ожидать. Судя по тому, какой принят курс по отношению к рублю /курс на уменьшение девальвации/, к снижению инфляции и т.д., думаю, что покупательская способность населения не будет серьезно расти в этом году.







http://www.prime-tass.ru/

Док. 487393
Перв. публик.: 25.02.03
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 233

  • Каданников Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``