В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг /ФКЦБ/ Игоря Владимировича Костикова агентству ПРАЙМ-ТАСС Назад
Интервью председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг /ФКЦБ/ Игоря Владимировича Костикова агентству ПРАЙМ-ТАСС
Вопрос: Игорь Владимирович, какие вопросы по фондовому рынку будут обсуждаться на заседании правительства РФ 21 ноября? С какими инициативами ФКЦБ намерена выйти на заседание правительства? Какие решения могут быть приняты на заседании?

Ответ: На заседании правительства 21 ноября мы будем обсуждать текущее состояние рынка ценных бумаг в России. В частности, проанализируем, чего удалось добиться за последние два года, а также определим дальнейшие шаги по развитию рынка.

Вопрос: В чем суть претензий президента РФ к поправкам в закон "О рынке ценных бумаг"? Каким образом они будут изменены или устранены, и в какие сроки возможно принятие поправок в закон?

Ответ: Замечания президента носят юридико-технический характер. Ряд замечаний касаeтся предмета регулирования закона "О рынке ценных бумаг" - о регулировании этим законом производных финансовых инструментов и неэмиссионных ценных бумаг. Специальное замечание президента вызвала предусмотренный законопроектом порядок регистрации ценных бумаг, проспект эмиссии которых был подготовлен с участием финансового консультанта.

В течение этого месяца была проведена работа с участием юристов администрации президента и аппарата правительства, в результате которой были согласованы изменения в закон, учитывающие замечания президента. Среди изменений - исключение из закона определения понятия "производные финансовые инструменты", точное указание случаев, в которых закон распространяется на неэмиссионные ценные бумаги (например, в законопроекте прямо указывается случай обращения инвестиционных паев на фондовой бирже).

20 ноября документ рассматривался на заседании Комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Комитет одобрил законопроект и рекомендовал Государственной думе принять его в редакции с учетом замечаний президента. Надеемся, что документ будет рассмотрен Госдумой на пленарном заседании до конца ноября.

Вопрос: Не могли бы Вы оценить первые результаты введения Кодекса корпоративного поведения? Будут ли еще внесены какие-либо изменения в законодательство в связи с принятием кодекса?

Ответ: На сегодняшний день сложилась группа по крайней мере из нескольких десятков российских компаний, которые видят очевидные экономические выгоды для себя в принятии наиболее важных рекомендаций и положений кодекса, а также рекомендаций передовой практики зарубежных стран. Другая, более многочисленная группа компаний готова к тому, чтобы принять отдельные рекомендации.

Что касается дальнейшей работы над законодательной базой по корпоративному управлению, ФКЦБ планирует совершенствовать методологию отчетности компаний о соблюдении рекомендаций Кодекса. Основным направлением этой работы будет детализация раскрываемой информации по наиболее важным аспектам практики корпоративного управления, влияющим на обеспечение прав акционеров. Например, таких как предоставление информации при подготовке к общему собранию акционеров, состав совета директоров с точки зрения обеспечения независимости и обоснованности, принимаемых его членами решений, размер и принципы определения вознаграждения высших менеджеров, выплата дивидендов, совершение сделок с заинтересованностью и крупных сделок. Кроме того, ФКЦБ будет работать над тем, чтобы наиболее важные с точки зрения защиты прав инвесторов рекомендации Кодекса включались в действующую законодательно-нормативную базу.

Вопрос: ФКЦБ рекомендовала биржам включить в правила листинга требования о соблюдении эмитентами Кодекса корпоративного поведения. Все ли биржи учли эти рекомендации?

Ответ: Да, на настоящий момент ФКЦБ зарегистрировала соответствующие изменения в правила листинга всех российских фондовых бирж.

Вопрос: Когда и в какой форме будет рекомендовано биржам включить в правила листинга требования к эмитентам о раскрытии информации по МСФО?

Ответ: По нашему мнению, чем быстрее российские эмитенты, ценные бумаги которых обращаются на организованных площадках, перейдут на МСФО, тем лучше для фондового рынка в целом, так как международная отчетность является более прозрачной и понятной.

В настоящее время ведется работа по определению необходимости внесения изменений в нормативные акты. Если этого не потребуется, то ФКЦБ довольно быстро выпустит рекомендации для торговых систем, чтобы эмитенты отчитывались по МСФО уже по итогам 2002 г.

Вопрос: В "белой" книге говорится о необходимости преобразования бирж в ОАО. Будет ли эта мера обязательной или рекомендательной?

Ответ: Поправки к закону "О рынке ценных бумаг" предусматривает путь перехода бирж в открытые акционерные общества из некоммерческого партнерства и других организационно-правовых форм.

На настоящий момент некоторые биржи уже изъявили желание преобразоваться в ОАО, так как это предоставит биржам дополнительный источник финансовых ресурсов для развития бизнеса.

Открытые акционерные общества являются более прозрачными и понятными для инвесторов, что является очень важным фактором для инвесторов.

Преобразование бирж в ОАО будет добровольным, но после принятия поправок к закону "О рынке ценных бумаг" ФКЦБ будет стимулировать этот процесс. В частности, законопроект о коммерческих ценных бумагах предусматривает их обращение и регистрацию на биржах, организованных в форме ОАО. Поэтому биржи сами будут заинтересованы в скорейшем преобразовании.

Вопрос: А в какие сроки может быть принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", регулирующий обращение краткосрочных коммерческих облигаций?

Ответ: Данный законопроект на сегодняшний момент принципиально согласован со всеми ведомствами и внесен в правительство РФ. Мы надеемся, что до конца текущего года законопроект будет полностью согласован и принят Госдумой в начале 2003 года.

Вопрос: В какие сроки может быть подготовлена нормативная база по выпуску и обращению российских депозитарных расписок? Какие документы для этого необходимо принять? В какой стадии в настоящее время находится проработка данного вопроса?

Ответ: Для выпуска и обращения российских депозитарных расписок (РДР) необходимо внести дополнения в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", что планируется сделать к концу 2003 - началу 2004 г. В настоящий момент нами совместно с Банком России разработана концепция и проект технического задания в соответствии с проектом плана нормативных актов, утверждаемым правительством РФ.

РДР будут выпускается, в первую очередь, на базовые активы тех эмитентов, с регуляторами стран которых заключены соответствующие меморандумы об обмене информацией. На настоящий момент такие меморандумы подписаны с регуляторами США, Великобритании, Германии, Югославии, Кипра, Молдавии и Украины.

Вопрос: Какие требования будут предъявляться по раскрытию информации при регистрации? На какие активы будут выпускаться РДР? Когда могут появиться первые выпуски РДР и каких эмитентов?

Ответ: Среди требований по раскрытию информации, предъявляемых к эмитенту РДР при осуществлении государственной регистрации, необходимо отметить требования к информации о финансово-хозяйственной деятельности эмитента и о существенных корпоративных событиях.

РДР будут выпускаться на активы иностранных эмитентов, в том числе и на активы эмитентов - резидентов стран СНГ. Ожидается, что первые выпуски РДР будут осуществлены после внесения соответствующих дополнений в ФЗ "О рынке ценных бумаг"".

Вопрос: Как Вы оцениваете перспективы рынка корпоративных облигаций в России? В последнее время появилось мнение, что рынок нуждается в дефолте.

Ответ: Такое мнение обусловлено приближающимися сроками погашения корпоративных облигаций, выпущенных в 1999-2000 г в обход валютного контроля для вывода средств со счетов типа "С". В этой связи некоторые недобросовестные профучастники, которые прокручивали эти схемы, на сегодняшний день пытаются убедить рынок в необходимости его оздоровления с помощью дефолта, чтобы для себя облегчить решение данной проблемы.

Мы убеждены, что данную проблему можно решить. Если же все-таки будут предприняты попытки отказа от исполнения обязательств, ФКЦБ будет предпринимать серьезные расследования с привлечением правоохранительных органов и Комитета по финансового мониторингу.

В целом же я считаю, что рынок корпоративных облигаций нормально развивается. Правда, он слегка перегрет банковским капиталом. Банки вместо того, чтобы напрямую кредитовать промышленность и брать на себя кредитные риски, нашли более безопасную сферу деятельности - привлечение средств в депозиты и размещение их в корпоративные облигации. Мы считаем неправильным, когда банковский портфель на 95 проц. состоит из корпоративных облигаций.

Чем же тогда банк отличается от профессионального участника рынка ценных бумаг, не имеющего банковской лицензии? И зачем тогда нужна система гарантирования вкладов населения?

Мы будем обсуждать с Центральным банком необходимость регулирования нормативной базы банковской деятельности со стороны ЦБ РФ.

Вопрос: Как Вы в целом оцениваете состояние российского рынка ценных бумаг? Возможен ли новый финансовый кризис в РФ?

Ответ: Фондовый рынок является зеркалом развития экономики. На настоящий момент российская экономика не дает оснований полагать, что могут возникнуть какие-то проблемы на российском фондовом рынке, даже в случае изменения цен на нефть.

Ситуация не райская, но вполне надежная и стабильная.

Вопрос: Когда планируется введение специального маржинального счета при проведении маржинальных операций? Какие дополнительные меры планирует ввести ФКЦБ по усилению контроля за маржинальными операциями?

Ответ: В настоящее время ФКЦБ ведет активную работу по изучению зарубежной практики использования маржинального счета. В ближайшее время в ФКЦБ планируется разработка нового документа, регламентирующего порядок осуществления маржинальной торговли, где предполагается введение понятия маржинального счета.

В целях усиления контроля за маржинальными операциями ФКЦБ также планирует установить четкие процедуры сбора организаторами торговли данных о совершаемых брокерами маржинальных сделках, контроля со стороны организаторов торговли и ФКЦБ России за соблюдением брокерами требований к ограничительному и минимальному уровням маржи, иных обязательных нормативов. Также планируется решать вопросы оперативности реагирования на выявленные нарушения установленных правил совершения маржинальных сделок.

Вопрос: Какие меры ФКЦБ намерена предпринимать для дальнейшего снижения рисков на фондовом рынке, в частности, для дальнейшего ужесточения контроля за регистраторами с целью исключения двойных реестров?

Ответ: В настоящий момент готовится проект постановления "О порядке взаимодействия регистраторов". Его принятие снизит ряд рисков, возникающих при учете прав собственности, а также при фиксации перехода прав.

Кроме того, впоследствии мы намерены устанавливать индивидуальные требования по собственному капиталу профучастников в зависимости от рисков, которые он на себя берет. При этом частично они смогут покрываться за счет страхования. Также будут определены минимальные требования по рискам. Введение данной системы предположительно займет 1,5 года.

Вопрос: В какие сроки возможно создание Центрального депозитария, на базе чего он может быть создан, на какой стадии находится решение данного вопроса? За счет каких средств будет финансироваться данный проект?

Ответ: В настоящее время мы работаем над этим вопросом с Банком России и Минфином РФ. Подготовленная нами концепция была представлена профучастникам рынка 19 ноября.

По нашему мнению, создание Центрального депозитария должно пройти в два этапа. На первом этапе будет создан центр хранения и обработки информации фондового рынка, а на втором этапе будет создан непосредственно центральный депозитарий. Хотелось бы, чтобы первый этап был осуществлен в течение 2003 года, а второй - в 2004 г.

Мы считаем, что функции по хранению информации должно взять на себя государство. Ключевую же роль в создании и функционировании центрального депозитария должны играть сами профучастники рынка, и ФКЦБ будет подталкивать рынок к решению этой проблемы.

Создание Центрального депозитария предусматривается на базе функционирующих инфраструктурных организаций, в т.ч. с целью ограничения расходов на его капитализацию и создание. Дополнительно финансовые ресурсы для осуществления проекта могут привлекаться как из частных источников (участники рынка, финансовые инвесторы в проект, в том числе иностранные, международные финансовые институты), так и из бюджета.

Вопрос: Как Вы оцениваете потенциал рынка коллективных инвестиций в России?

Ответ: Потребность в коллективном инвестировании в России обусловлена тем, что традиционные финансовые инструменты оказываются недоступны мелким инвесторам из-за высокой цены, сложностей работы с ними или нежелания эмитентов и посредников возиться с небольшими сделками. Инфраструктура рынка многих долговых обязательств государства устроена так, что участникам этого рынка неудобно работать со средствами мелких инвесторов, а часть государственных ценных бумаг просто не предназначена для инвестирования со стороны населения. Собранные вместе средства тысяч мелких инвесторов - уже сила, способная выступать в качестве покупателя или продавца, в частности, в Российской торговой системе /РТС/.

Кроме того, доходы инвесторов во многом зависят от грамотного управления капиталом, а для управления им надо нанять квалифицированных специалистов. Успехи самих коллективных инвесторов в консолидации средств мелких собственников, профессиональном управления активами и диверсификации риска существенно зависят от зрелости финансового рынка, развитости его инфраструктуры. Таким образом, развитие институтов коллективного инвестирования, с одной стороны, позволит выйти на рынок мелким инвесторам, а с другой стороны, будет способствовать привлечению новых достаточно больших инвестиций в предприятия реального сектора экономики. По различным оценкам, на руках наших граждан сейчас находится от 50 до 300 млн. долларов, которые никак не задействованы российской экономикой.

Изучая опыт стран, где различные формы коллективного инвестирования наглядно продемонстрировали свои преимущества, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, от развития коллективных инвестиций в России выигрывает все население, поскольку с их помощью увеличится приток капиталовложений в экономику, что создаст условия для экономического роста. Вырастут и налоговые поступления, а значит - улучшится финансирование социальных программ и бюджетных организаций. Возрастет спрос на государственные ценные бумаги при одновременном снижении цены заимствования. Кроме того, расширятся возможности граждан сохранять и приумножать свои сбережения, что само по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к рыночной экономике. На экономическом развитии страны положительно скажется и обострение конкурентной борьбы коллективных инвесторов и коммерческих банков за деньги населения - финансовые ресурсы станут доступнее предприятиям. А если, как ожидается, повысятся цены на акции предприятий, выгоду от этого получат не банки, а миллионы собственников - акционеров.

Вопрос: В чем будет заключаться программа защиты инвесторов и когда она будет введена?

Ответ: Программа защиты инвесторов должна создаваться самими профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Во всем мире подобная программа существует за счет участников рынка, а не за счет государства.

Мы считаем, что профучастники сами должны выработать стандарты страхования своей деятельности, в связи с чем необходимо создание компенсационных фондов. Активную роль в данном процессе должны играть саморегулируемые организации. Именно они будут решать проблему функционирования фондов и определять размер необходимых взносов в зависимости от рисков профучастников.

Вопрос: Когда возможно создание компенсационных фондов?

Ответ: Мы уже второй год ведем переговоры с профучастниками. Я думаю, что на следующий год перейдем от разговоров к делу и в 2003 г эти схемы появятся.

Вопрос: Когда, на Ваш взгляд, можно ожидать массового притока средств населения на рынок коллективных инвестиций?

Ответ: Рост числа пайщиков в ПИФах происходит уже сейчас, на что безусловно повлияла созданная в этом году система регулирования деятельности фондов, которая призвана обеспечить права и интересы пайщиков. Отрасль ПИФов четко регулируется российским законодательством, а деятельность их управляющих компаний жестко контролируется ФКЦБ, благодаря чему значительно снижаются риски для пайщиков фондов. Управляющие обязаны получить лицензию ФКЦБ, позволяющую вести им этот вид деятельности. Они несут ответственность за все аспекты управления ПИФом. Предусмотрена регулярная отчетность управляющих перед ФКЦБ России и периодические аудиторские проверки. Управляющий обязан раскрывать всю информацию, связанную с его деятельностью по управлению фондом.

Вопрос: Что нужно сделать для повышения доверия населения к фондовому рынку страны?

Ответ: Для привлечения населения на фондовый рынок необходимо постоянно информировать граждан о том, что происходит на фондовом рынке, какие возможности он дает обычным гражданам, что они получат от вложения средств в активы российских компаний. То есть необходимо проводить образовательную программу населения.

Именно средства массовой информации должны играть решающую роль в данном процессе. Однако до сих пор российские СМИ не сориентированы на рынок коллективных инвестиций, тогда как во всем мире это чуть ли не самый рекламный рынок.

Вопрос: С какими силовыми ведомствами сотрудничает ФКЦБ и с какими планирует взаимодействовать в дальнейшем? Случались ли нарушения на фондовом рынке, при которых можно было применить статьи уголовного кодекса?

Ответ: В рамках осуществления текущей деятельности ФКЦБ России взаимодействует с различными силовыми ведомствами. В частности, имеется соглашение о взаимном сотрудничестве с Федеральной службой налоговой полиции РФ, Министерством юстиции РФ, Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, Комитетом по финансовому мониторингу РФ.

Да, случались нарушения на фондовом рынке, при которых можно было применить нормы Уголовного кодекса. Мы направляли материалы в Генпрокуратуру по фактам грубого нарушения прав и законных интересов владельцев именных ценных бумаг ООО "Сибирская регистрационная компания" (лицензия на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг аннулирована 02.10.2002), по факту нарушения ОАО Финансовая компания "Дженерал Секьюритис" законодательства РФ (лицензия проф. участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и дилерской деятельности аннулирована 09.10.2002) и по факту размещения ОАО "Продторг" ценных бумаг до их государственной регистрации (отказ в государственной регистрации выпуска обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "Продторг" 17.04.2002).







http://www.prime-tass.ru/




Док. 487488
Перв. публик.: 20.11.02
Последн. ред.: 10.09.08
Число обращений: 251

  • Костиков Игорь Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``