В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Это не раскол, а желание помитинговать Назад
Это не раскол, а желание помитинговать

Интервью "Российской газете". 2 марта 2007.

Настоящей, наделавшей много шума, сенсацией стало письмо епископа Анадырского и Чукотского Диомида. Опубликованное в малоизвестной "Руси православной", оно неожиданно было оценено светскими СМИ как голос совести и раскола одновременно.


Епископ Диомид упрекал церковь в том, что в ней набирает силу "еретическое учение экуменизма", развивается духовное соглашательство, подчиняющее церковную власть мирской власти, утвердилось "молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти" оправдание и благословение персональной идентификации граждан (ИНН), одобрение демократии. Он упрекает церковь в проведении межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки", являющейся, по мнению автора, "органом мирового масонского правительства", и т.п.

Официальную оценку письму епископа Диомида с критикой руководства церкви даст Священный Синод, считают в Московской патриархии. Корреспонденты "РГ" обратились за разъяснением к известному церковному богослову, однокурснику владыки Диомида о. Андрею Кураеву.

Российская газета: Отец Андрей, расскажите, что за человек епископ Анадырский и Чукотский Диомид?

о. Андрей Кураев: Епископ Диомид - светлый и добрый человек, настоящий монах. Он несколько лет отказывался от того, чтобы его сделали епископом. Но, к сожалению, в богословском смысле это человек не выдающийся. И он, очевидно, еще с середины 90-х годов так себя настроил, что позволяет себе усваивать информацию только одного склада - негативно-катастрофического. Думаю, в том, как он воспринимает происходящие события, сказывается то, что он не участвует в реальной церковной политике. Возможно, даже у себя, в своей собственной епархии, он не работает постоянно с политиками регионального уровня. И в таком случае человек может начать переживать происходящее с позиции не творца, но жертвы. А это как раз не соответствует статусу епископа. Тем более в современном мире, когда у епископа есть возможность влиять на региональный климат, а иногда и на общецерковный и общеполитический. Когда человек находится вдали от центра принятия реальных решений, мир большой политики предстает в его глазах чем-то заколдованным и руководствующимся непонятными мотивами. А если они кажутся понятными, то становятся идеограммами. Человек может убедить себя, что все политические силы России - сплошные предатели, и общаться с ними невозможно. А это не так. Политики, мыслители, журналисты способны слышать церковных людей и понимать аргументы, и на их позиции, как и на процессы, происходящие в обществе, можно влиять.

В этом различие позиций московских иерархов и чукотского епископа - у них разный социальный опыт и отсюда разное восприятие того, что происходит в нашей стране.

В его послании есть выражение реальной боли, которую испытывают многие церковные деятели, да и просто люди, любящие Россию. Но есть и нервозность, которая сводит на нет ту пользу, которая в нем есть.

РГ: Есть ли в этом послании зерно раскола? Говорят, что по приходам собираются подписи в его поддержку?

О. Андрей: Само письмо епископа Диомида не является раскольническим документом. Другое дело, что есть очевидное желание и готовность у многих людей в церкви помитинговать. Как ни странно, именно люди, считающие себя консерваторами-монархистами в нашей церковной жизни, по умонастроению и психическому складу являются своего рода диссидентами. Они усвоили себе право радикальной критики всех и вся - и патриаршей власти тоже. Такие настроения есть, они довольно распространены. Это все люди, настраивающие себя на апокалиптический лад. Они все стилизуют в алармистском духе - все плохо, всего надо бояться. А опыт их пребывания в церкви превращается в школу ненависти. Они и пропагандируют такое богословие ненависти - "кругом враги, они все нам строят козни, надо им противостать, вплоть до... сожжения еретиков". Такие настроения есть и, как ни странно, по монастырям. Они-то и заразили в свое время епископа Диомида, а он их озвучивает сейчас.

РГ: Послание владыки Диомида могло бы остаться совсем втуне, оно было напечатано в "Руси православной" - это своего рода "Советская Россия" в спектре церковной публичности, многословная, обличительная, мало сопряженная с фактической реальностью газета. Но медийные эффекты оказались поразительными: публикации "Руси православной", во всем круглосуточно ищущей масонский заговор, радостно подхватили вроде бы пристойные, светские, достаточно либеральные и часто антицерковно настроенные "Новые Известия".

о. Андрей: Есть удивительное родство радикалов, "крайних людей" среди либералов и ретроградов. И тех и других не устраивает нормальная центристская власть. Тем более сторонникам владыки Диомида есть повод задуматься над тем, как реально звучит их голос в современном мире и кто оказывается в числе союзников. Есть повод задуматься над последствиями раскрепощенности своих чувств, не просвещенных ни богословским разумом, ни серьезным политологическим образованием.

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=109

Док. 487986
Перв. публик.: 02.03.07
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 115

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``