В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Без опоры на Бога мы - рабы Назад
Без опоры на Бога мы - рабы
- Вам не страшно идти на рок-концерты?

- Если я буду видеть в этом подвиг, то тем самым я опровергну то, что хочу сказать своим приходом. Я же как раз и хочу сказать: "Мы - не враги! Вера во Христа и любовь к року - не исключают друг друга!". Если я хоть на минуту начну считать себя белым среди черных, праведником среди грешников, своим среди "чужих" - вот тогда вход в рок-клубы будет мне противопоказан.
Гораздо больше смелости нужно для того, чтобы уйти в монастырь. Никто из христиан не должен идти в монастырь. Это именно твое личное дерзновение, подвиг. А выйти с проповедью на рокерский стадион - не подвиг и не выбор. Это просто обычный человеческий долг, от которого уклониться просто нельзя: делиться самым дорогим.
- Говорят, отец Андрей, будто какие-то отморозки бросали в вас пустые бутылки и вопили: "Попа - со сцены!". Это правда?

Никогда. Встречалась злоба отнюдь не рокерской прессы. Одна из западно-украинских телекомпаний заявила, что "Шевчук и Кураев - геополитический проект Кремля. Они приехали вместо русских танков, чтобы отнять нашу землю"... А на своем форуме в Интернете я прочел сообщение якобы очевидца из Чернигова: будто бы народ крайне возмутился появлением попа на фоне динамиков, в дьякона Кураева полетели чипсы и бутылки, а когда Кураев отшатнулся, все увидели, что он одет в бронеподрясник, и даже на ногах бронеобувь... Это оказался просто язычник, возмущенный тем, что ненавистное ему православие вышло из храма на площадь. На самом деле принимали очень хорошо. Когда мэр Ивано-Франковска запретил и концерт, и мою лекцию, несколько тысяч людей приехали к нам в соседний город...
- Еще один свидетель выложил в Сети другой рассказ: "Матерящиеся и пьющие пиво подростки вдруг побросали окурки, стали слушать Кураева, а потом - обсуждать сказанное проникновенным тоном"...

- Бывало по всякому. Не раз после концерта ребята из числа зрителей разыскивали меня, а не только Шевчука, и просили дать им на память крестик. Но порой я видел и откровенно ненавидящие глаза. Причем, как ни странно, на востоке Украины было гораздо больше недружелюбных и озлобленных глаз, больше пьяных. Я видел, как при упоминании о князе Владимире и Крещении Руси бритоголовый скинхед повернулся спиной к сцене, лицом к толпе и демонстративно поднял вверх средний палец... Просто на западе, у католиков больше форм церковно-молодежного общения, чем у восточно-православных, потому и сатанистов там поменьше...
- Пока что вы - первый и единственный православный богослов, реально пошедший в молодежные массы. Последователей нет?

- Слава Богу, уже не единственный. По сути Церковь признала такое "рок-миссионерство". То, что раньше казалось нелепой выходкой, стало нормой... Когда 4 года назад я впервые вышел на сцену рок-концерта, многие говорили: "Он жаждет славы!". Ну, славы этим я себе вряд ли прибавил, а вот ругани от суперправославных довелось услышать немало.
А сейчас наш тур благословил Патриарх. И в каждом из 18 городов на площадь рок-концерта приходили или местные епископы или посланные ими священники. Как-то я позвал одного из них на сцену, чтобы он увидел молодую толпу на площади. И сказал: "Отче! Это ваша паства!". Он даже вздрогнул от неожиданности. Быть может, этот уже пожилой человек лишь тогда осознал: он в ответе не только за 300 милых женщин, исправно посещающих его храм. Но за весь город, включая эти тысячи молодых колючек...
- А что, если сама молодежь начнет воспринимать вас не как проповедника, а как некую рок- или шоу-звезду, но только в рясе? Вот, Юра Шевчук вышел-спел, а вот Андрюша Кураев...

- Почему надо всего бояться? Лучше строить свою работу на надежде. Я не себя показываю на сцене и не о себе говорю. О них самих, об этих ребятах, об их культуре, об их жизни и их боли. Мое имя вряд ли они запомнят. Но они узнают, что Церковь разнолика, а, значит, под ее куполом найдется место для них...
Впрочем, однажды я действительно был опознан именно как Андрей Кураев. Однажды в Москве я шел домой от метро. Поздний вечер, темно, слякотно. Вижу - навстречу двое парней-студентов. Когда в тумане они разглядели мой силуэт в церковной "спецодежде", то решили приколоться: вскинули руки в нацистском приветствии, зачеканили шаг прямой ногой, и поровнявшись со мной, рявкнули: "Аллах акбар!". Я им спокойно ответил: "Воистину акбар!"... Руки у них опали, челюсти отвисли. Вглядываются меня, и вдруг один пихает другого локтем: "Слушай, да это же Андрей Кураев! Он - наш, он не православный...". Ну, и с чем же тогда у этих ребят ассоциируется православие?! Неужели Церковь для них это монотонно-безулыбчивый мир?
Так что моя работа разрушительна. Проломить стереотипное восприятие Церкви как заповедника старушек. Свернуть колючую проволоку и ликвидировать линию фронта, которую слишком поспешно провели между миром рок-культуры и христианства.
- Как вы это делаете? О чем и как говорите?

- Например: "Молодость - это талант выбора. Самый трудный и интересный выбор - между Небом и землей. Тот, кто не найдет себе точку опоры в Небе, пополнит ряды тех, кто здесь, на земле скован одной цепью. Не веришь в Бога - поверишь в черную кошку. Поверишь в то, что тебе предсказамус настрадал. Превратишься в место, где законы психоанализа проявляют себя...".
- Вы печетесь и о детях младшего возраста. Говорят, даже искали в книгах про Гарри Поттера сатанинский подтекст. Нашли?

- Поначалу я действительно читал эту сказку взором инквизитора, был готов разразиться проповедью о том, как масскульт в лице Джоан Роулинг уводит детей от христианской колыбели нашей культуры. Но вдруг из этой книжки повеяло чем-то родным, за сказочными прибамбасами проглянула добрая и вполне христианская этика. А когда вышла последняя книга и Роулинг дала итоговое интервью, я испытал приступ профессиональной гордости. Есть русская поговорка: "Дуракам наполовину сделанную работу не показывают". А Роулинг призналась: "Я сама - христианка, и с самого начала я знала, что у моей эпопеи будет евангельская концовка". Я же обрадовался тому, что о ее христианском настроении догадался по первому же тому и без специальной подсказки со стороны автора. Знать, не совсем дурак...
Беззащитность может быть путем к победе - вот итог "Гари Поттера". Беззащитность - это орудие христиан и детей. Один американский студент решил стать миссионером у индейцев Амазонки. Поехал к ним и исчез. Вскоре стало известно, что всю их группу индейцы убили. Его сестренка решила выучить язык именно этого племени и полететь к ним с той же проповедью. Через год племя вышло из джунглей и объявило о своем крещении. На вопрос о причине крещения вождь ответил так: "Если бы к нам приехал мужчина, мы бы его убили. Если бы это была семейная пара, мы мужчину убили бы, а женщину сделали рабыней. Но к нам пришла эта девочка. Без оружия и говорящая на нашем языке... И нам ничего не оставалось делать, как начать ее слушать...".
Вот и Христос предупреждает апостолов - "вас будут гнать во имя Мое", ни нигде не говорит: "Вы будете гнать во имя Мое". Понимаете теперь, почему в конце книги Гарри Поттер идет на заведомо смертельную встречу с Волан-де-Мортом без оружия, без волшебной палочки? Чтобы выиграть на одном уровне, на другом, более примитивном, бывает нужно проиграть.
- Почему детям интересней не русские народные сказки, а мистика древних кельтов?

- Увы, интереснее любых сказок для современных детей дурные стрелялки в компьютере. Вот где национальная трагедия!.. Где юные корабелы, пускающие самодельные кораблики по весенним ручьям? Сегодняшняя Москва - город, который где-то прячет своих детей. Во дворах малыши с бабушками, а школьники вместо московско-дворовой прописки избрали верность виртуальным мирам. Избрали или им навязали, подсунули? И это не вина детей: московские (и не только) власти их продали давно, издав распоряжение о всемерном содействии открытию компьютерно-игровых клубов.
-Вы за бум рождаемости. И вместе с тем, против многонациональных браков. А как же - польза от притока свежей крови?

- Если бы смешение кровей приводило к рождению гениев, то Латинская Америка ими просто кишела бы!
Да и всякий ли организм переживет вливание донорской крови? Ведь есть такие болезни и состояния, когда возможен лишь гемодиализ: переливание собственной крови пациента... Желудок солдата может переварить даже гвозди. А с годами лучше все-таки перейти на диетическую пищу... Ну, не молода уже Россия! Пора избавиться от подростковых самоощущений. Не надо считать себя крутым перцем. Мы уже не таковы. Тут не до новых приобретений. Выжить бы, сохраниться...
Да, Россия могла вбирать в себя другие народы. Но из того обстоятельства, что нечто удалось в былые годы, не следует, что рекорд повторим тем же человеком спустя полвека...
Кроме того, в былые века ответ на вопрос "что значит быть русским" был прост: верить по православному и класть жизнь за русского Царя... Надеюсь, военной консолидации у нас не будет, и "За Медведева-Путина" в бой стране идти не придется.
А мирного, внятного и единого "символа веры" у "старожилов" России сейчас нет.
И что же тогда сможет объединить "аборигенов" и "гастарбайтеров"? Совместно болеть за Диму Билана, "Зенит" и сборную по хоккею? Не слишком ли мелка и кощунственна такая "спортивно-попсовая" самоидентификация на руинах "Третьего Рима"?
- Даже в храмы в России уже строят мусульманские гастарбайтеры!

- В этом есть добрая сторона: мусульманин, строивший христианский храм, не будет потом его считать чем-то совсем чужим и враждебным для себя. Если он и его дети останутся тут - этот храм они будут считать "почти своим". Если он вернется на свою родину - и там на местные христианские храмы он будет смотреть добрым глазом, а энтузиазм косоваров, взрывающих сербские церкви, будет ему чужд.
- Но опыт Франции показал, что не всегда мигранты готовы интегрироваться в европейский образ жизни.

- Ну и что! Если кто-то не готов стать христианином, это не повод к тому, чтобы я к нему стал относиться не по христиански. Наша этика вообще не предполагает полной симметрии. Мол, как ты ко мне - так и я к тебе. "Если вы любите любящих вас - то не то ли делают и язычники!". Это серьезное искушение для современных христиан: начать брать пример с мусульман. Мол, они отвечают террором на ущемление своих интересов, и мы точно также должны "давить". Пусть меня не понимают - но я то понял свою веру, и потому не должен от нее отказываться и перенимать чужой стандарт поведения!
Если мы будем ненавидеть наших новых соседей - то точно не сможем влюбить их в нас и нашу веру и страну.
Как-то у того же метро, я улыбнул скинхедов, я повстречал и негра. Я как раз покупал связку бананов. И тут - мимо идет хмурый негр - студент-"афророссиянин" из университета Патриса Лулумбы. Я не выдержал, отломил от связки половину и протянул ему. Он остолбенел и чуть не обнял меня. Вы бы видели, как просияло его лицо!

http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=178

Док. 488007
Опублик.: 11.09.08
Число обращений: 25

  • Кураев Андрей Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``