В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Прогноз макроэкономических показателей на 2003 г Назад
Прогноз макроэкономических показателей на 2003 г

Вопрос: Олег Вячеславович, не могли бы Вы дать прогноз макроэкономических показателей на 2003 г? Какие параметры Банк России намерен заложить в свои "Основные направления"?

Ответ: Вообще-то, материал еще в работе. Но, что касается макроэкономических показателей, то я не думаю, что прогноз Банка России будет сильно отличаться от прогноза правительства. Мы в какой-то степени участвовали в разработке этого прогноза. Вряд ли можно ожидать слишком оптимистических темпов роста ВВП, как бы нам этого ни хотелось. Я считаю реальными цели по инфляции, которые будут закладываться в бюджет 2003 г - 10-12 проц. Такие ожидания оправданы и с точки зрения платежного баланса, который является для нас внешним фактором.

Вопрос: Когда Вы намерены внести этот документ в Госдуму?

Ответ: Новая редакция закона "О Центральном банке Российской Федерации /Банке России/" вступила в силу. В соответствии с ней, "Основные направления" будут вноситься одновременно с проектом федерального бюджета на следующий год. Мы готовимся внести документ к 26 августа и начнем с того, что представим два варианта по темпам роста экономики. По одному из них инфляция будет 12 проц, по второму - чуть меньше. Варианты будут зависеть от внешнеэкономических условий и от инвестиционных потоков . Но целевым для нас вариантом мы выберем центральный сценарий, который близок к правительственному варианту. Мы покажем, какие инструменты денежно-кредитной политики мы будем использовать при сильном платежном балансе и притоке валюты в резервы, равно как и в ситуации незначительного притока или оттока валюты, более низких темпов роста экономики и неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Сейчас есть тенденция сокращения оттока капитала, и если она продолжится, то у нас возникнет вопрос, как поддерживать уровень денежного предложения, обеспечивающий заданный уровень инфляции.

Вопрос: Считаете ли Вы, что ежемесячное снижение курса рубля должно соответствовать ежемесячным темпам инфляции?

Ответ: Динамика обменного курса отражает состояние платежного баланса, ЦБ может вмешиваться в краткосрочную динамику курса, сдерживая или ускоряя темпы роста укрепления рубля в реальном выражении. Очевидно, что при профиците платежного баланса, ЦБ наращивает резервы, аккумулируя ту часть этого профицита, которую не забирает экономика. В долгосрочном плане вряд ли Банк России может препятствовать объективным процессам. Несколько лет Банк России боролся с укреплением рубля, скупая валюту у рынка. В итоге из-за рублевой эмиссии инфляция по итогам последних 2 лет была высока и рубль по этой причине все равно укреплялся в реальном выражении. В этом суть происходящего в экономике. Наблюдался рост экономики, производительности труда и, как следствие, - национальная валюта становилась более сильной. Если в перспективе это будет не так, то это скажется и на курсе рубля. А курсовая политика определена как политика гибкого плавающего обменного курса, и при этом курс может двигаться как медленнее инфляции, так и быстрее инфляции.

Вопрос: Выступая в Госдуме, Вы говорили о необходимости расширить набор используемых Банком России инструментов регулирования денежной массы. Какие именно инструменты и когда планируется ввести?

Ответ: Настало время для выстраивания денежно-кредитной политики, основанной не только на интервенциях Банка России на валютном рынке и накоплении депозитов правительства и коммерческих банков. Эта политика сообщающихся сосудов, - когда через один сосуд рубли подливаются, а через другой обратно забираются, - доказала свою определенную эффективность. При этом инфляция оказывалась под контролем, хотя и была нежелательно высока. Но такая политика, с другой стороны, не давала ясного ответа на вопрос о реальной стоимости денег. Такая политика не представляется эффективной для Банка России как для регулятора. Депозиты правительства не слишком предсказуемы, коммерческие банки сами управляют депозитами, решая, оставлять средства в ЦБ или нет. В нормальной ситуации центральный банк держит "на привязи" все банки, они выступают его должниками, и он их рефинансирует, предлагая им деньги по определенной ставке. Они берут их и, таким образом, формируется процентная ставка ЦБ. До сих пор у нас такой ситуации не было. У нас Центральный банк берет деньги взаймы и пытается формировать процентную ставку через депозиты. Так тоже можно делать, но для этого нужно систему инструментов диверсифицировать. Банк России нацелен на активную позицию в этом вопросе и намерен предложить ряд новых инструментов.

Вопрос: Какие сроки могут иметь новые инструменты?

Ответ: Во-первых, окна непрерывного доступа для однодневных операций по размещению и привлечению. Это могут быть на стороне привлечения депозиты по фиксированной ставке, на стороне размещения - ломбардные кредиты или РЕПО. Однако мы рассматриваем аукционы по привлечению депозитов и по размещению ломбардных кредитов сроком на две недели как базовых операций по интервенциям Банка России на открытом рынке. Это будет основой для определения базовой ставки Банка России по операциям на открытом рынке. Ставки предоставления дневных кредитов и депозитов будут привязаны к процентным ставкам и к ставке Банка России по операциям на открытом рынке. Таким образом, банки смогут регулировать ликвидность как за счет размещения, так и за счет привлечения. При этом Банк России будет держать свою ставку, исходя из целей денежно-кредитной политики. Кроме того, Банк России намерен предложить и трехмесячные инструменты по привлечению /депозиты/ и размещению /операции стандартного РЕПО/. В этом случае мы ставку позволим определять рынку, а для нас критерием будет объем при отсечении. Таким образом, мы хотим приучить банки к новой системе работы с ликвидностью и уйти от ситуации "двух рычагов". Я надеюсь, что я эта система сработает. Предлагаемые меры должны также снизить чрезмерное внимание, уделяемое валютному курсу. В этом случае процентные ставки начнут влиять на курс в перспективе, что является фактом в работе многих центральных банков.

Вопрос: Как Вы намерены повысить действенность ставки рефинансирования на денежном рынке?

Ответ: Описываемые мною меры как раз и приведут к этому результату.

Вопрос: Можно ли ожидать в ближайшее время ее снижения?

Ответ: Такое решение может быть принято. Но я не вижу необходимости снижения ее по жесткому графику. Ставка сегодня не является ключевым индикатором, и поэтому нет необходимости ее менять в срочном порядке.

Вопрос: Не могли бы Вы описать структуру портфеля ценных бумаг Банка России, в том числе объем нерыночных бумаг? Каков остаток задолженности Минфина перед ЦБ РФ, в чем он выражен? Как он может измениться до конца года?

Ответ: Согласно данным на конец июня 2002 г, чистый кредит федеральному правительству составлял 134 млрд руб. Он получается путем вычитания из валового долга сумм депозитов правительства. Кроме того, правительство в 1999 г заняло у Банка России средства под выплату внешних долгов. Остаток этой задолженности на сегодня составляет чуть больше 6 млрд долл. Этот долг обслуживается и несколько раз был пролонгирован. С учетом выплат по внешнему долгу в 2002-2003 годах, правительство не будет погашать эту задолженность. В целом, по сравнению с началом года, задолженность правительства перед Банком России практически не изменилась.

Вопрос: А может ли она измениться до конца года?

Ответ: Банк России предложил правительству переоформить в 2002 г ОФЗ с доходностью 0 и 2 проц годовых, находящиеся в портфеле ЦБ РФ, в ОФЗ с плавающим купонным доходом, индексированным в соответствии с инфляцией. ЦБ РФ предлагает обменять бумаги на 15 млрд руб. Данное переоформление предусмотрено бюджетом текущего года. Летом этого года мы предложили обменять несколько мелких пакетов, ими не очень удобно оперировать. Согласно годовому отчету Банка России за 2001 г, задолженность Минфина РФ перед Банком России на 1 января 2002 г составила 459,085 млрд руб. В том числе задолженность Минфина РФ перед ЦБ РФ в валюте РФ на 1 января 2002 г составила 250,689 млрд руб и не изменилась за 2001 г. В то же время задолженность Минфина РФ перед Банком России в иностранной валюте на 1 января 2002 г составила 208,396 млрд руб, увеличившись за год на 19,75 млрд руб за счет изменения курсов иностранной валюты и за счет операций ЦБ РФ по приобретению в 2001 г государственных ценных бумаг России в иностранной валюте. Согласно отчету Банка России за 2001 г, долговые обязательства РФ перед Центральным банком РФ составили на 1 января 2002 г 263,71 млрд руб, средства Банка России, перечисленные Внешэкономбанку для предоставления кредитов Минфину РФ на погашение и обслуживание государственного внешнего долга, составили 192,22 млрд руб, задолженность государств СНГ и стран Балтии по процентам за технические кредиты - 2,8 млрд руб, задолженность по техническим кредитам - 0,35 млрд руб.

Вопрос: Какой, на Ваш взгляд, размер золотовалютных резервов РФ является оптимальным? Каким он может быть на конец 2002 г?

Ответ: Уровень золотовалютных резервов должен быть существенно выше долларового эквивалента денежной базы. Существует несколько способов определения достаточности золотовалютных резервов. По одному из них, этот объем не должен опускаться ниже четырехмесячного объема импорта товаров и услуг, который в России примерно равен 5 млрд долл в месяц. По другому, к описанному показателю необходимо прибавить объем годовых выплат по внешнему государственному и корпоративному долгу.

Вопрос: Какой расчет кажется Вам оптимальным?

Ответ: Для меня важным является именно уровень эквивалента покрытия денежной базы, так как в случае его достаточности атака на рубль изнутри затруднена. В целом же, резервы должны быть достаточно велики, чтобы гарантировать от расшатывания курса национальной валюты, и поэтому 40 с лишним млрд долл для России - неплохой запас, который можно еще и увеличить.

Вопрос: Банк России принимает участие в разработке новой редакции закона о валютном регулировании. Не могли бы Вы обозначить его основные положения?

Ответ: Готовящийся закон о валютном регулировании не предполагает тотальной либерализации и сохранит мониторинг капитальных операций. Закон должен быть подготовлен в очень короткие сроки и представлен в сентябре в Госдуму. Существуют предложения по отмене практически всех ограничений по совершению перевода капиталов за границу. Ограничения, закладываемые в законе, должны быть эффективны, а их обход - подразумевать ответственность. Я напомню, что ограничения есть практически во всех странах. В их числе находятся, например, меры, ограничивающие возможности увода денег от налогов, и легализацию средств, полученных преступным путем. Вместе с тем закон не должен запрещать осуществление инвестиций за рубежом. Необходимость создания нового закона уже давно назрела, так как старый вариант был создан на основе политического компромисса. Однако определенные разногласия между ведомствами - Министерством финансов и Министерством экономического развития и торговли - не дали возможность завершить работу над новым текстом закона. В связи с этим Банк России предложит вариант, который бы удовлетворил обе стороны.

Вопрос: Представители Банка России неоднократно выступали за снижение норматива обязательной продажи валютной выручки. Как Вы относитесь к этой идее?

Ответ: Норматив обязательной продажи валютной выручки будет закреплен в готовящемся законе о валютном регулировании и может быть поэтапно снижен. Я считаю, что нижняя планка должна определяться суммой предстоящих ежегодных внешних долговых обязательств государственного и корпоративного сектора плюс некоторый резерв на дисциплину.

Вопрос: Когда этот норматив может вступить в силу? Одновременно с законом или будет предусмотрена некоторая отсрочка? Может ли он быть отменен полностью?

Ответ: Новый норматив будет действовать с момента вступления закона в силу. Любая отсрочка введения должна чем-то мотивироваться, лучше двигаться поэтапно. Пока норматив не должен быть отменен совсем, так как он в определенной степени он гарантирует платежи по внешнему долгу, проводимые государством, причем не только по суверенному долгу, но и по частным обязательствам.

Вопрос: Планирует ли Банк России в 2002 г провести эмиссию бескупонных облигаций ЦБ РФ и в каком объеме?

Ответ: Банк России не планирует проведения эмиссии своих бескупонных облигаций /ОБР/ в обозримой перспективе. Нас не устраивает требование о регистрации выпуска в Министерстве финансов. Облигации Банка России - это инструмент оперативного регулирования банковской ликвидности, банкам он удобен, так они могут провести с ним операцию в любой момент в отличие от депозитов. Аналогичную возможность дают депозиты до востребования, но доходность по ним значительно ниже. Однако, из-за необходимости всякий раз регистрировать эмиссию оперативность теряется.

Вопрос: Может ли какие-то изменения претерпеть объем отчислений, проводимых банками в фонд обязательных резервов?

Ответ: Банк России мог бы разрешить банкам пользоваться так называемым осреднением резервов, т.е. отвлекать в течение месяца небольшую часть /скажем, 10 проц/ средства фонда обязательных резервов /ФОР/ на поддержание текущей ликвидности при условии поддержания установленного ЦБ среднего нормативного уровня. Однако, пока это трудно перевести в практическую плоскость. Современное состояние системы расчетов не позволяет этого. Кроме того, я считаю полезным уравнивание ставок ФОР по рублям и долларам. Поскольку ФОР является одним из механизмов денежно-кредитной политики, то и выравнивание ставок должно производится исходя из целей этой политики. Я бы предпочел уравнивать ставки, когда есть долгосрочный дефицит ликвидности и проводить уравнивание путем снижения, но это только предпочтение.






http://www.prime-tass.ru/


Док. 488013
Перв. публик.: 31.07.02
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 296

  • Вьюгин Олег Вячеславович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``