В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Керов: Тенденции развития журнального рынка в России за последние 10 месяцев Назад
Вячеслав Керов: Тенденции развития журнального рынка в России за последние 10 месяцев
Все больше в последний период выходит и выйдет до конца года еженедельных изданий или изданий, выходящих два раза в месяц.

В данной аналитической статье мне хотелось бы осветить последние тенденции развития журнального рынка в России с конца 2006 года по настоящий момент. При этом здесь и далее рассматриваются в основном наиболее значимые и/или заметные федеральные проекты. Коллекционные издания (partworks) скорее ближе к журналам, чем к газетам, потому отнесены здесь в журнальную категорию. Нижеследующий анализ не касается перезапусков, изменения дизайна, изменения названий и перепозиционирования изданий, хотя это тоже интересная тема и может быть поднята позднее отдельно. Как же развивался российский рынок печатных СМИ: сколько было новых запусков, сколько журналов ушло с рынка (закрылись или выпуск которых был приостановлен). И, наверное, самое интересное, - какие запуски планируются в ближайшем будущем.

Журнальный рынок в России растет. Это можно отметить и по росту аудитории, и по росту рекламных доходов (рост 24,1% в 1ом полугодии 2007 по отношению к 1ому полугодию 2006 года). Также мы видим, что количество запусков журналов более чем в 5 раз превышает количество закрытий журналов. За последние 10 месяцев было выпущено более 50 журналов федерального значения, а закрыто (приостановлен выпуск) всего около 10.

Наиболее активный период запусков пришелся на весну, в основном на март и апрель. Если считать с мартовскими номерами, которые выходят в феврале, то эта весна подарила российскому журнальному рынку более 20 новых проектов.

Наиболее активные издательские дома на рынке платных изданий - Burda, запустившая 5 проектов, из которых 3 партворка совместно с другими издательскими домами; Independent Media Sanoma Magazines и Hachette Filipacchi Shkulev, выпустившие по 3 новых проекта и готовящие к запуску еще по 2 (IMSM - Interni, Try!, HFS - Star Hit и др.), а также EdipresseKonliga (который к тому же скоро выведет на рынок международный бренд Viva! издательского холдинга Edipresse Group), Creative Media, C-Media, Комикс Лтд, Проф-Медиа, выпустившие по 2 новых журнала.

Большое количество из недавно запущенных изданий составляют B2B (около 10 журналов), а также специализированные нишевые издания по интересам. Надо отметить, что в Европе идет сильное развитие направления журналов специализированных по отдельным направлениям (special interest magazines), когда изданию уже не достаточно быть только мужским или женским, а надо быть в еще более сегментированной нише, то есть тематической поднише.

Если говорить об издательских домах, которые приостановили выпуск своих изданий, то здесь нужно отметить СК Пресс, который перестал выпускать 3 журнала (Seventeen, Travel + Leisure, Auto Motor und Sport). По одному изданию закрыли (приостановили выпуск) следующие издательские дома - Axel Springer (Wallpaper), Arnold Magazines (Loaded), Секрет Фирмы ("Имеешь право"), SPN Publishing ("Мы плюс"), ИД Родионова (L" Optimum) и др.

Все больше в последний период выходит и выйдет до конца года еженедельных изданий или изданий, выходящих 2 раза в месяц. Ранее еженедельная периодичность была свойственна скорее журналам с телевизионной программой. Очевидно, что ниша журналов с еженедельной периодичностью в России не так насыщена, как в других европейских странах. Поэтому понятно, что на ее долю приходится более 20% запусков журналов.

Надо отметить, что в связи с тем фактом, что стоимость распространения платных изданий увеличивается из года в год, издатели начинают активно рассматривать возможности запусков журналов бесплатного распространения. В 2007 году было выпущено более 10 подобных изданий.

Наиболее популярными тематическими нишами для запуска за последние 10 месяцев являются: ниша журналов о знаменитостях (celebrities) или о биографиях знаменитостей (2 издания выпущено и 7 готовится к запуску (Viva!, Story, Star Hit, Тайны звезд, Интервью, Paparazzi и другие), автомобильная ниша (4 издания выпущено и 1 готовится к запуску (Car), ниша журналов luxury (lifestyle, fashion, travel) (3 издания выпущено и 3 готовятся к запуску (Citizen K, Numero, Ten Magazine), ниша журналов для детей (4 издания выпущено, правда, хотелось бы, чтобы их выпускалось намного больше), ниша бортовых бесплатных журналов (2 издания выпущено и 2 готовятся к запуску). Что касается тематик, то в одних и тех же тематических нишах могут выходить новые проекты и закрываться уже существующие.

В этом году, как и в предыдущих, мы видим издательскую активность в выпуске новых женских изданий (3 издания выпущено и 5 издания готовятся к запуску (Tatler, Votre Sant#233;, More, Woman and Home, Sex & The City). Особенно из этого списка хочется отметить глянцевый женский журнал класса люкс - Tatler, запуск которого готовит издательский дом Cond#233; Nast, а также журнал More (запуск которого в России готовит издательский дом "Собака"), целевой аудиторией которого (в США) является женщина 40+. За рубежом журналы, выпускаемые для читателей после 40 или 50 лет, являются очень успешными: так в США один номер журнал More продается тиражом более одного миллиона экземпляров. Я думаю, что в России, где происходит смена поколений, ниша журналов 40+ также с годами будет не менее популярна, чем в других странах.

В этом году наблюдается еще одна интересная тенденция: издательские дома, не только средние, но и крупные, создают свои оригинальные названия запускаемых ими журналов, а не используют для названия международно-известные бренды. Так, Hachette Filipacchi Shkulev выпустил "Домой" и готовит к выпуску Star Hit, ИД "За рулем" выпустил журнал Trend, Группа Эксперт выпустила журнал "Русский репортер", Creative Media - "Личный бюджет" и готовит к запуску "Интервью", Forward Media Group скоро выпустит журнал "Story. Обыкновенные судьбы необыкновенных людей". Фактически для издателя отказ от лицензионных изданий означает снижение расходов, связанных с отчислением лицензиару, а также рисков возможной передачи в дальнейшем лицензии издания лицензиаром другому издательскому дому в России.

Таким образом, рынок журналов в России в 2007 году вырос по сравнению с предыдущим годом: появилось более 50 федеральных проектов, готовится к запуску более 30 новых. Налицо положительная динамика (в 2007 году появилось или появится около 100 значимых проектов, притом, что приостановлено было всего около 10 журналов), которая обосновывает и способствует росту аудитории и рекламных доходов журнального рынка в России.

Вячеслав Керов, заместитель генерального директора издательства "Деловой мир", президент Клуба менеджеров периодической печатной продукции.


http://www.media-atlas.ru/items/?a=view&id=6134&cat=analitics

Док. 488402
Перв. публик.: 19.09.07
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 112

  • Керов Вячеслав Всеволодович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``