В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Моторин: Идея налоговой амнистии не вызывает сомнений, их вызывает механизм реализации Назад
Михаил Моторин: Идея налоговой амнистии не вызывает сомнений, их вызывает механизм реализации
Идея налоговой амнистии не вызывает сомнений, их вызывает механизм реализации, - примерно такова была главная мысль парламентских слушаний, прошедших накануне в Госдуме на тему: "Проблемы упрощенного порядка декларирования доходов физическими лицами в России".

Разговоры о так называемой налоговой амнистии идут достаточно давно. Новая система даже была одобрена Президентом еще в апреле 2005 года. Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию заявил, что упрощение процедуры декларации и освобождение граждан от бремени налоговой ответственности должно стимулировать приток средств в экономику России. К августу 2005 года Минфин подготовил проект закона "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами", но тут обнаружилось, что под амнистию не попадают средства, вложенные в недвижимость и ценные бумаги. К тому же, амнистии подлежали только те, кто не уплатил подоходный налог. А нарушителям валютного и таможенного законодательства грозило уголовное наказание. Получилось, что такая амнистия никому не нужна, и законопроект отправили на доработку. После доработки появилась новелла об отмене требования вносить задекларированные средства в банк, достаточно просто заплатить с них 13-процентный налог.

Законопроект, который обсуждался на слушаниях, был внесен Правительством в Госдуму 28 апреля 2006 года. Одновременно с ним на рассмотрении Думы был представлен еще один документ "О внесении изменений в статью 45 и 80 части первой Налогового кодекса РФ и в статью 57 Бюджетного кодекса РФ в связи с принятием закона "Об упрощенном порядке декларирования доходов физических лиц". Представлял законопроекты на слушаниях глава департамента налоговой политики Минфина Михаил Моторин. Он объяснил, что закон необходим потому, что "в прошлом налоговое законодательство было неоднозначным, а базисные экономические институты не урегулированы". Он прямо говорил "о бурных 90-х годах прошлого века". Но, как выяснилось, как раз на бурные 90-е амнистия и не распространяется. А ведь подобная акция должна проводится один раз и подводить черту под прошлым, чтобы с чистого листа начать "новую жизнь". Заместитель председателя комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев был удивлен тем, что в упрощенном порядке можно будет задекларировать доходы, полученные до 1 января 2005 года, но лишь за три предыдущих года. "Для кого тогда эта амнистия, для каких таких лиц, не плативших налоги в 2003, 2004 и 2005 годах?" - задал вопрос депутат. Но ответа так и не получил. Ведь, по словам Моторина, к 2003 году "налоговая система уже сложилась". Павел Медведев вообще не видит человека, который бы "подпадал под закон об упрощенном декларировании доходов". Крупного бизнеса он не касается. Человек, который рискнет законом воспользоваться, не гарантирован от того, что к нему не придут и не потребуют пояснить, откуда у него деньги, которые он "упрощенно задекларировал". Зам председателя комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров даже рискнул предположить, что на Митинском рынке сразу же будут продаваться диски с декларациями. Он также уверен, что "документ не будет способствовать возвращению капитала в Россию: те деньги, которые ушли из страны, работают уже на другие экономики. Вряд ли человек, который их вывез из России, хранит их нынче под подушкой. К тому же, законопроект не объявляет ни таможенной, ни валютной амнистии. А ведь вывоз денег зачастую был связан с нарушениями как раз таможенного и валютного законодательства. Есть и еще один нюанс: многие эксперты отмечают, что 10-процентный налог, который надо заплатить при упрощенном декларировании, слишком велик, его надо снизить до 7 процентов.

Отвечая на вопрос, сколько денег может вернуться в Россию в результате амнистии капитала, Моторин отметил, что соответствующих расчетов Правительство не делало.

Участники слушаний сходились во мнении, что схема "амнистии капитала" Минфина лишь частично решает задачу. Для того чтобы люди решились "узаконить" доходы, необходим также благоприятный инвестиционный климат. Конечно, никто не хочет, чтобы в стране легализовались доходы, полученные в результате преступлений: убийств, ограблений, торговли наркотиками... Но все хотят, чтобы закон действительно заработал. И деньги в Россию вернулись. Понятно, что налоговики и Минфин будут до последнего требовать ставку в бюджет повыше, а гарантий при этом давать поменьше. Именно поэтому ясно, что выбор механизма амнистии - это скорее политическая проблема, чем экономическая.

Впрочем, депутаты готовы принимать закон в первом чтении и в таком виде, а ко второму - улучшить его многочисленными поправками. Впрочем, понятно также, что раньше осени документ принят не будет.

14.06.2006
http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=104283

Док. 488596
Перв. публик.: 14.06.06
Последн. ред.: 11.09.08
Число обращений: 133

  • Моторин Михаил Альбертович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``