В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Позгалев: проект `Родина Деда Мороза` достоин национального статуса Назад
Позгалев: проект `Родина Деда Мороза` достоин национального статуса
В этом году исполняется восемь лет проекту "Великий Устюг - родина Деда Мороза". О его итогах и перспективах корреспонденту РИА Новости Ксении Нижегородской рассказал губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев.

- Вячеслав Евгеньевич, удалось ли реализовать задуманное?

- Проект только начинает свое существование, поэтому говорить о подведении итогов еще рано. Предстоит сделать еще очень много. Один только генеральный план Вотчины Деда Мороза потребует целенаправленной работы в течение нескольких десятилетий. Что же касается предварительных, текущих итогов, то они весьма впечатляющие. Если в 1997 году Великий Устюг посетило чуть более 1 тысячи туристов, то по итогам 2006 года мы ожидаем 120 тысяч экскурсантов. Прогресс очевиден. Успешно ведется строительство новых объектов, как в Вотчине Деда Мороза, так и в самом Великом Устюге. Проблемы, конечно, тоже есть. Но мы не успокаиваемся на достигнутом. Над проектом работает команда профессионалов, которая выстраивает все шаги по дальнейшему развитию проекта. Кстати, говоря о проекте, хочу особо подчеркнуть роль правительства Москвы и лично мэра столицы Юрия Михайловича Лужкова. Во многом успех проекта - результат их работы! Правительство Москвы построило в Великом Устюге прекрасную школу-гимназию, в которой теперь учатся юные помощники Деда Мороза. В будущем году начнется строительство в Вотчине Деда Мороза филиала Московского зоопарка. Художественная подсветка Вотчины так же выполнена московскими специалистами. Но главное - это внимание, которое правительство Москвы уделяет нашему совместному проекту.

- На Вологодчине и в России родину Деда Мороза знают давно. А много ли гостей приезжает из других стран?

- Иностранцы пока составляют около 1% из числа посетителей Вотчины Деда Мороза. Как правило, это гости нашей страны, оказавшиеся на Вологодчине в силу служебных надобностей - в командировке или по обмену опытом. Большинство "иностранцев" - представители бывших республик Советского Союза, но есть и гости из дальнего зарубежья - Индии, Финляндии, Швеции, Польши, Германии, Соединенных Штатов Америки и ряда других стран. Но мы не гонимся за иностранным туристом. Проект "Дед Мороз" имеет все черты национального Российского проекта. Заметьте "Российского", а не "Русского". У нас многонациональная многоконфессиональная страна и Российский Дед Мороз - символ сплочения и объединения всех народов, населяющих Россию вне зависимости от национальности и веры. Дед Мороз, в первую очередь, нужен нам самим - нашим детям. Для иностранцев это всего лишь экзотика. Для россиян - это наш внутренний мир, наше ощущение справедливости и добропорядочности.

- Как повлиял проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" на жителей Великого Устюга? Изменился ли сам город?

- В 1999 году мы провели исследование отношения жителей Великого Устюга к проекту. Результаты были не радостные - около 35% опрошенных высказали настороженное или негативное отношение к нему. Проект поддерживали мастера-надомники, те, кто изготавливает своими руками сувениры и предметы народных художественных промыслов. Они же первыми почувствовали, что несет в их дома многотысячная армия туристов. Противниками проекта были чиновники, так как требования к качеству их работы возросли.

Опрос населения, проведенный весной этого года, показал уже совсем другую динамику. Отношение населения Устюга к проекту изменилось в положительную сторону. Лишь 10 - 12% населения видят в нем угрозу. Две трети респондентов однозначно высказались "за". И это неудивительно. За 8 лет существования проекта сделано очень много. 8 лет назад уровень безработицы в Великом Устюге и районе был более 11%. Сейчас - это лишь 3%. При этом, у жителей Великого Устюга есть возможность выбора работы по своей профессии и желаемому уровню оплаты. А главное - есть уверенность в будущем города, уверенность в будущем детей. Изменился за эти годы и сам город. В исторической части проведено благоустройство, центральная пешеходная улица города - Советский проспект - вымощена тротуарной плиткой, которая, кстати, скрывает полностью обновленные коммунальные системы города. 8 лет назад в Великом Устюге была лишь одна гостиница "Сухона", загруженная на 20%. При этом о качестве гостиничных услуг можно было сказать одной фразой - "удобства на этаже". Сейчас в городе 3 комфортабельные гостиницы. Несколько десятков мини-гостиниц в пригороде. Та же "Сухона" за 8 лет превратилась в гостиницу класса "три звезды". Увеличилось количество кафе и ресторанов. Появились частные таксисты, обновился автобусный парк. Словом, положительные изменения есть. И это только начало.

- Будет ли создан на родине сказочника детский городок аттракционов, луна-парк или еще что-нибудь занимательное для детей?

- Что касается луна-парка и аттракционов, то, в первую очередь, мы заботимся о познавательной стороне Вотчины Деда Мороза, а не о развлекательной. То есть - задачи, "развлечение ради развлечения", у нас не стоит. Мы надеемся, что приезжая в Вотчину Деда Мороза, юный житель страны, в первую очередь, сможет чему-то научиться, что-то понять. Это не "отдых для тела", это "праздник для души".

Для гостей вотчины открыта "Тропа сказок", ведется проектирование второй очереди этого аттракциона. Для организованных групп проводится интерактивное занятие "Чаепитие у русской печи". Заканчивается строительство комплекса водных аттракционов, который зимой превратится в прекрасный каток. Есть планы по сооружению "Города мастеров" - объекта показа, посетив который юные друзья Деда Мороза смогут познакомиться с традиционными народными промыслами. Ведется разработка музейного объекта "Казна Деда Мороза", в которой главными сокровищами будут не деньги и драгоценности, а человеческая доброта и щедрость. В более далекой перспективе строительство главного объекта парка - "Дворца Деда Мороза".

- Вячеслав Евгеньевич, проект претендует на статус особой экономической туристско-рекреационной зоны. Какие перспективы у этой идеи?

- Действительно, проект "Великий Устюг - родина Деда Мороза" был представлен на конкурс по присвоению ему статуса особой экономической туристско-рекреационной зоны. Наш проект был одобрен и вошел в число 18 лучших проектов России. Как пройдет конкурс - загадывать не будем. Будем работать! Будем доказывать целесообразность и эффективность государственных вложений в проект.

- А предусмотрены ли для предпринимателей, работающих в этом проекте, какие-либо льготы или иные преференции?

- Льгота одна - возможность работать, зарабатывать и честно платить налоги. Первые пять лет предприниматели внимательно присматривались к проекту. У многих было ощущение, что это разовая акция, не имеющая продолжения. Только спустя пять лет бизнес рассмотрел в Деде Морозе серьезный проект для вложения долгосрочных инвестиций. Если в начале реализации проекта доля государственных, областных и муниципальных вложений достигала 95%, то сейчас их не более 30%. Все остальное - доля коммерческих предприятий. При этом объемы финансирования проекта возросли. Сейчас бизнес активно вкладывает средства в строительство гостиниц, ресторанов, предприятий обслуживания, производство сувениров. В государственной собственности пока остаются ключевые объекты проекта - "Дом Деда Мороза", доля в акционерных обществах "Дед Мороз", "Вотчина Деда Мороза" и "Почта Деда Мороза". Со временем, когда бизнес освоится в проекте, эти предприятия будут переданы в частные руки.

- Каждый год на родине Деда Мороза отмечается новый праздник. То это "День рождения Деда Мороза", то "Праздник Лаптя". А чем в этом году в Устюге будут удивлять гостей?

- Не секрет, что одним из слабых мест проекта "Великий Устюг - родина Деда Мороза" пока остается его сезонность. Около половины всех туристов приезжают в город в декабре - январе. В оставшиеся десять месяцев поток туристов значительно снижается. Вот тогда и появляются различные творческие и культурологические мероприятия, которые привлекают туриста в межсезонье. Придуманный в прошлом году праздник "День рождения Деда Мороза" увеличил туристский сезон почти на месяц. Это значит, что больше туристов смогли посетить Деда Мороза, эффективнее стал работать туристский комплекс города, выше загрузка гостиниц, больше прибыль у коммерсантов. А как следствие - больше коммерческих вложений в проект. То же самое можно сказать и о "Празднике Лаптя", фестивале "На полянах Деда Мороза", "Прокопьевской ярмарке". Кстати, в Великом Устюге уже несколько лет неофициально отмечается "День рождения Козьмы Пруткова", который собирает несколько десятков почитателей творчества этого легендарного вымышленного писателя. Однако те, кто приезжает к Деду Морозу зимой даже не догадываются, что они многого не видят. В зимний период закрыт для посетителей Троице-Гледенский монастырь, в котором сохранился уникальный резной деревянный иконостас. Зимой нет возможности показать геологический памятник Опоки. В народе его еще называют "Russian Grand Canyon" (Русский "Гранд-каньон"). Высота отвесных берегов реки Сухона достигает там 83 метров, а возраст происхождения нижних слоев почвы оценивается в 250 миллионов лет. Там же расположен и прекрасный природный фонтан, доступ к которому возможен только летом. Так нам есть что показать и не только зимой.


http://www.rian.ru/interview/20061117/55730118.html

Док. 490188
Перв. публик.: 17.11.06
Последн. ред.: 15.09.08
Число обращений: 134

  • Позгалев Вячеслав Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``