В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Примаков: Нельзя отказываться от главенствующей роли государства в создании инновационной экономики Назад
Евгений Примаков: Нельзя отказываться от главенствующей роли государства в создании инновационной экономики
И Н Т Е Р В Ь Ю

Наша задача - защищать интересы бизнеса, совпадающие с интересами развития общества, заявил президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик Евгений Примаков, отвечая на вопросы корреспондента "ФК-Новости".

- Система ТПП в стране - одна из важнейших площадок диалога бизнеса и власти. Что следует ожидать в 2008 году, какие задачи, какие темы самые острые?

- В системе ТПП сегодня насчитывается более 170 территориальных торгово-промышленных палат. Это серьезная сила. Наша принципиальная установка - защищать интересы бизнеса, совпадающие с интересами развития всего российского общества. Этой установке подчинены задачи, которые мы будем решать и в 2008 году, и в более длительной перспективе. О них шла речь во время встречи в декабре минувшего года Президента России с членами Президиума Правления ТПП РФ.

Как подчеркивалось на встрече, сегодня очень остро встала необходимость перевода экономики России на инновационные рельсы. В России за счет использования инноваций обеспечивается менее 10 процентов совокупного прироста экономики, тогда как на Западе - более 60 процентов. В этой связи надо выработать такие модели корпоративного управления, которые бы стимулировали развитие инновационного бизнеса и внедрение механизмов полного научно-производственного цикла. Особо надо наращивать усилия по развитию малого инновационного предпринимательства.

В 2007 году в России был принят долгожданный закон по малому и среднему бизнесу, появлению которого весьма способствовала ТПП РФ. Но он носит пока лишь рамочный характер, следует работать над тем, чтобы максимально быстро был также принят ряд сопутствующих законопроектов.

Очень важная тема - национальные проекты. Считаю необходимым подчеркнуть нашу солидарность с постановкой вопроса о том, чтобы эти проекты не ограничивались одноразовым финансовым вливанием. Мы поддерживаем позицию нынешнего руководства Минздравсоцразвития о необходимости разработки и принятия государственной стратегии развития здравоохранения на период до 2020 года. Этот серьезный шаг вперед должен быть подкреплен развитием отечественной промышленности, производящей медицинское оборудование и лекарства.

По всем приоритетным национальным проектам существуют резервы, которые следует использовать. Так, подготовлены и направлены в правительство предложения Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, реализация которых, несомненно, приведет к снижению стоимости и повышению доступности жилья. Усилия наших комитетов направлены на подготовку нормативных актов, обеспечивающих создание системы строительных сберегательных касс. Использование таких касс, позволяющих получить кредит на жилье под 5-6 процентов годовых, рекомендовал Президент РФ.

Мы продолжим поддерживать возрождение потребительской кооперации, которая способствует тому, чтобы наш сельхозпроизводитель мог продавать продукцию по экономически оправданным ценам. Без этого невозможно повышение качества ведения аграрного бизнеса. Сегодня производитель получает не больше 20-30 процентов от того, что платит покупатель, и это - самый настоящий рэкет по отношению к нашим аграриям.

Формирование эффективной и цивилизованной рыночной среды, демонополизация региональных и муниципальных рынков - еще одна чрезвычайно важная проблема. У палат есть все основания действовать здесь решительно и бескомпромиссно, тесно координируя свои усилия с правоохранительными органами, с Общественной палатой России и другими структурами гражданского общества.

За последние месяцы, когда отечественные монополисты подняли цены почти на все товары, остроту этой проблемы почувствовали на своем кошельке многие наши сограждане; не подорожали разве что босоножки на Чукотке да унты в Сочи. К сожалению, несмотря на принципиальные поправки, внесенные не так давно в антимонопольное законодательство, его правоприменение пока остается "узким" местом.

Мы обязательно усилим работу по искоренению всех разновидностей недобросовестного предпринимательства. Сегодня рейдерство, этот, с позволения сказать, вид бизнеса приближается по ежегодному обороту уже к 300 миллиардам долларов. В сфере государственных закупок получено конкретное поручение Президента РФ: организовать экспертизу товаров и услуг, поставляемых для нужд субъектов Федерации. Мы расцениваем это как положительную оценку проводимой нами уже в течение года экспертизы продовольствия и обмундирования, закупаемого Минобороны. Аналогичная работа начинается по подписанному соглашению с МЧС.

Мы намерены также шире использовать накопленный опыт внешнеэкономической деятельности, особенно в плане развертывания экономического сотрудничества со странами СНГ и взаимодействия с их торгово-промышленными палатами. Наше государство постепенно избавляется от избыточных функций по регулированию. Но очень важно, чтобы саморегулируемые организации, закон о которых недавно принят Государственной Думой, смогли должным образом распорядиться переходящими к ним полномочиями, чтобы профессиональная бюрократия не оказалась еще более изощренной и коррумпированной. Это не беспочвенные опасения...

- Как Вы отметили, в стране за счет использования инновационных технологий обеспечивается менее 10 процентов совокупного прироста российской экономики, в то время как на Западе более 60. Учитывается ли Вами необходимость усиления роли государства в деле преодоления нашей отсталости в этой области?

- На нынешней фазе рыночного развития в России ни в коем случае нельзя отказываться от направляющей, я бы даже сказал, главенствующей роли государства в создании инновационной экономики. В нашей стране государственные средства остаются сегодня основным источником финансирования НИОКР. Частный капитал не стремится вкладывать средства в эту сферу, в обновление основных фондов, предпочитая получать надежные и быстрые прибыли прежде всего в сырьевых отраслях. Между тем в большинстве развитых стран доля расходов именно предпринимательского сектора в объеме национальных НИОКР приближается к 65 процентам, а в ЕС - к 75 процентам.

Тем не менее, нам есть на что опираться. Мы и сегодня сильны в производстве ряда высокотехнологичных инвестиционных товаров. При этом нельзя упускать из виду новые универсальные направления, такие, как, например, нанотехнологии, а также те производств, которые могут стать "локомотивами" перевода экономики на инновационные рельсы. Нужна целенаправленная промышленная политика, способная расставить приоритеты в развитии новых технологий и производств.

Следует активно способствовать участию частных компаний в системе партнерства с государством, особенно в инновационной сфере. Нынешний уровень такого участия нельзя признать удовлетворительным. К очевидным недостаткам следует также отнести слабую до последнего времени поддержку венчурного бизнеса. С целью содействовать частному предпринимательству в этой области по прямому указанию Президента РФ в 2006 году была создана Российская венчурная компания. Недавно компании было выделено 14 млрд рублей. Это радует, но достаточна ли эта сумма для развития целой сети венчурных компаний по всей России?

- Считаете ли Вы, что создание Российской венчурной компании обеспечит прорыв в развитии малого бизнеса в нашей стране?

- Конечно, дела не ограничиваются областью кредитования. Кроме этого, необходимо выстроить полноценную систему поддержки, чтобы и капиталу было бы интересно и выгодно вкладываться в малый инновационный бизнес. В сущности, каждой большой фирме крайне нужны малые предприятия. Это показывает западный опыт. Там крупное предприятие всегда окружено малыми, которым передается целый ряд функций, в том числе разработка инновационных проектов. Большой фирме выгодно поручать это малому бизнесу, чтобы потом его разработки ставить на поток. В США и других развитых странах малые фирмы дают 40-46 процентов всех крупных научно-технических нововведений. У нас, в России, этот показатель на порядок меньше.

Благодаря новому закону о малом и среднем предпринимательстве, вложения в малые инновационные фирмы станут менее рискованными. Будут предоставляться солидные льготы по использованию связи, техники, транспорта, аренде площадей и так далее. Следует также делать ставку на бизнес-инкубаторы. Пока же у нас из заявленных пятисот инновационных бизнес-инкубаторов создано лишь около ста.

Исключительно важное значение имеет также налаживание взаимодействия инновационных российских малых предприятий с зарубежными партнерами. Однако сегодня очень часто такие предприятия, занятые в сфере программирования, интеллектуальных сервисов, биотехнологий, производства новых материалов, оказываются целиком в собственности зарубежного инвестора. Вряд ли это отвечает нашим национальным интересам. Сотрудничество должно строиться преимущественно на основе создания совместных предприятий и инжиниринговых центров на условиях тиражирования полученных образцов в основном на наших производственных мощностях.

Все то, о чем я говорил выше, требует больших или меньших временных и материальных затрат. Есть, однако, в России инновационный потенциал, который можно начать использовать уже сегодня, - потенциал ВПК. В силу российской специфики это сегодня оптимальный путь.

- Значит, нужен механизм перетока инноваций ВПК в гражданские отрасли?

- Недавно была создана госкорпорация "Ростехнологии", способная стать таким механизмом. Когда мы говорим об использовании военных технологий и разработок в мирных целях, то имеется в виду и производство продукции двойного назначения, и диверсификация чисто военного производства, и создание банка новейших технологий, которым могли бы на коммерческой основе пользоваться производители гражданской продукции. Все это есть в ведущих странах мира. Чем мы хуже? Потенциал у нас в этой области огромный, надо научиться его быстро и эффективно использовать...

Невозможно добиться успеха в инновационной области без серьезной поддержки науки. Хорошо, что, надо надеется, отвергнута высшим руководством России попытка ряда чиновников реорганизовать Российскую Академию наук не столько с целью повышения эффективности фундаментального поиска, сколько увеличения непосредственного вклада Академии в бюджет, в экономику отдельных отраслей. Это близорукая точка зрения.

Перед нами стоит еще и серьезная кадровая проблема. Возраст наиболее квалифицированных ученых и преподавателей, инженеров и рабочих подходит к предельному. Через 2-3 года, если не переломить столь негативные тенденции, кадровый потенциал науки России резко сократится, восстановить его удастся, в лучшем случае, лишь через 15-20 лет. И это, безусловно, самым негативным образом скажется на наших усилиях перевести страну на инновационные рельсы.



http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1970&matID=167889
04.02.2008

Док. 490308
Перв. публик.: 04.02.08
Последн. ред.: 15.09.08
Число обращений: 141

  • Примаков Евгений Максимович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``