В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ХАЙ-ТЕК Назад
БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ ХАЙ-ТЕК

Недавний президентский указ о создании Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи дает исполнителям всего три месяца сроку. За это время нужно сделать массу вещей, начиная с самой "малости" - утвердить положение об агентстве, то есть четко прописать его функции. Но главная проблема - разделить сферы влияния между будущей структурой, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию и РАМН. В указе говорится о перераспределении функций и полномочий, а также о передаче в ведение нового агентства федеральных государственных предприятий и учреждений с принадлежащим им имуществом. Кроме того, в нескольких регионах России в ближайшие годы планируется построить 14 новых медицинских центров высокотехнологичной помощи.

Деталей не могут сообщить ни руководители Минздрава, ни директора этих самых учреждений, которые в скором времени должны будут сменить хозяина. Заместитель министра здравоохранения и социального развития РФ Руслан Хальфин заявил, что указ прежде всего направлен на то, чтобы сделать высокотехнологичную помощь более доступной населению. Именно поэтому, по его словам, необходимо создание еще одной структуры. Сейчас центры, оказывающие населению помощь, которая подпадает под это определение, подчиняются Минздравсоцразвития, Российской академии медицинских наук (РАМН) и Федеральному медико-биологическому агентству. В министерстве считают, что это многовластие мешает их эффективной работе. Хотя в РАМН обозревателю "МН" сообщили более примитивную версию: новое агентство якобы создается под конкретного человека - эндокринолога, академика Ивана Дедова, который, несмотря на правительственную поддержку и давление на академиков, так и не был избран президентом РАМН на последних выборах. Медицинские академики вообще считают создание этого агентства "актом мести", о чем свидетельствует их открытое письмо первым лицам государства, опубликованное на прошлой неделе. "После переизбрания руководства попытки необоснованного вмешательства во внутреннюю жизнь и структуру отечественной медицинской науки стали нормой взаимодействия РАМН и Минздравсоцразвития... Итогом борьбы стало создание Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи, фактически "перехватывающего" функции РАМН", - говорится в письме.

Многие руководители крупных специализированных научных центров либо отмалчиваются, либо не в восторге от будущих структурных изменений. Директор НИИ трансплантологии и искусственных органов академик Валерий Шумаков и директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени Бакулева академик РАМН Лео Бокерия отказались комментировать этот указ. Директор Института нейрохирургии имени Бурденко академик Александр Коновалов еще несколько месяцев назад, когда возможность создания "высокотехнологичных центров" только начали обсуждать, заявил "МН", что концентрация лучшей медицинской техники всего в нескольких точках страны - это не выход.

"Принято, например, решение о строительстве нового федерального нейрохирургического центра в Тюмени. При тяжелых травмах, когда требуется экстренная помощь нейрохирурга, такое учреждение не поможет, - считает он. - В клиниках страны много нейрохирургических отделений, где работают сильные специалисты, которые могли бы сделать значительно больше, если бы у них были элементарные компьютерные томографы.

В нашей стране около 2 млн. человек, получивших черепно-мозговые травмы, остаются инвалидами, а многие умирают, потому что врачи в больнице из-за отсутствия необходимой техники не могут вовремя распознать осложнения".

Академик Коновалов уверен, что если нормально оснастить нейрохирургические отделения существующих клиник, можно добиться куда более существенного результата.

"В указе многое не прописано, и трудно понять суть изменений, кроме того, что в ведение нового агентства будут переданы федеральные и академические центры. Получается, что для нас это будет смена руководства, - заявил "МН" заместитель директора по науке НИИ клинической онкологии Российского онкологического научного центра (РОНЦ) Сергей Тюляндин. - У меня лично много сомнений - боюсь, нас ожидает неразбериха. В принципе ситуация в здравоохранении улучшается, наши больные получили наконец доступ к современным противоопухолевым препаратам, новой диагностической технике, но много недоделок. Так, согласно недавнему приказу министерства, онкологический больной после выписки может получать лекарства лишь на месте под контролем врача, который часто не очень ориентируется в специфике различных противоопухолевых препаратов. Федеральные же центры сейчас не имеют возможности выписывать лекарства. Боюсь, теперь подобных нестыковок станет больше. Но главная наша тревога в том, что не знаем, куда идем. Не знаем даже суммы финансирования на следующий год".

Главная же претензия медиков, занимающихся высокими технологиями, в том, что вопрос этот широко не обсуждался. А нет обсуждения - нет и оценки.



http://www.ras.ru/

Док. 490616
Перв. публик.: 21.07.06
Последн. ред.: 16.09.08
Число обращений: 127

  • Бокерия Лео (Леонид) Антонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``