Путин поздравил Лукашенко с днём рождения
Михаил Карпенко: Телеобучение
Михаил Карпенко: Телеобучение

Михаил Карпенко: ТелеобучениеНовая методология обучения, базирующаяся на использовании информационно-коммуникационных технологий, уверенно входит в практику деятельности разнообразных учебных заведений различных форм и уровней. В силу своей новизны эта методология пока не обрела устойчивого названия. Поскольку одной из главных ее черт является независимость от географии, независимость от расстояния между преподавателем и обучаемым, ее начали называть дистанционной (производное от английского существительного distance - расстояние, удаление), то есть обучение на расстоянии. Немедленно появились желающие называть такую методологию дистантной - производное от прилагательного distant. Словотворчество продолжалось, использовались термины "открытое образование", "гибкое обучение", в последнее время с типичной для западных стран небрежностью в терминологии (вспомним, например, термин "винчестер" для обозначения устройства записи информации в компьютере) большое распространение получил термин "электронное обучение" (e-learning). Хотя понятно, что методология обучения охватывает не только способы передачи информации, но и дидактику, организацию, управление учебным процессом, законодательное поле и множество других проблем, к которым электрон не имеет никакого отношения.
В других сферах деятельности для обозначения расстояния между субъектом и объектом обычно применяется более благозвучный и традиционный греческий термин "теле" - телевидение, телефония, телеметрия, телемеханика, телемедицина и др. Следуя этой традиции, авторы монографии решили называть новую методологию "телеобучением", распространив этот термин на название данной монографии, посвященной описанию исследований, разработки, внедрения и опыта применения новой методологии обучения в бурно изменяющемся современном обществе.


Оглавление
Участие в подготовке материалов и текстов    
Предисловие    
Глава 1. Общественный прогресс и глобальные изменения
1.1.    Тенденции развития информационно-коммуникационных технологий ...
1.2.    Развитие этносов    
1.3.    Численность студентов    
1.4.    Влияние глобализации    
1.5.    Переход к обществу знаний    
1.6.    Мировая тенденция возрастания спроса на высшее образование    
1.7.    Концепция развития всеобщего и непрерывного образования    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 2. Современные особенности людей как субъектов образования
2.1.    Изменения мозга и интеллектуальных способностей человека    
2.2.    Биохимическая энергия человека и ее роль в современном обществе    
2.3.    Человеческий капитал и его роль в национальном богатстве    
2.4.    Человеческий потенциал    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 3. Высшее образование как производительная отрасль экономики
3.1.    Экономическая эффективность образования для государства    
3.1.1.    Вклад отрасли высшего образования в экономику через реализацию
образовательных услуг на внутреннем и внешнем рынках    
3.1.2.    Вклад образования в экономику через увеличение производства    
3.2.    Экономическая эффективность образования для личности    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 4. Когнитивная нейрология и психология обучения
4.1. Мозг и обучение. Основы когнитивной нейрологии    
4.1.1.    Основные вопросы дидактики к нейрологии    
4.1.2.    Принципы организации мозга    
4.1.3.    Дифференциальная психофизиология    
4.1.4.    Гипотетическая модель когнитивной функции мозга    
4.1.5.    Модель пофазового усвоения знаний    
4.1.6.    Фундаментальные проблемы когнитивной нейрологии    
4.2.    Интеллектуальные способности как предикторы успешного обучения....
4.2.1.    Основные вопросы психологии интеллекта    
4.2.2.    Проблема измерения интеллекта в современной психологии    
4.2.3.    Среда или наследственность: проблема детерминации интеллекту
альных способностей человека    
4.2.4.    Динамика и факторы развития интеллектуальных способностей    
4.2.5.    Интеллект и креативность в практике современного образования    
4.2.6.    Вклад образования в развитие интеллекта    
4.3.    Квантификация знаний и умений    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 5. Количественные подходы к оценке процессов обучения
5.1.    Процессы усвоения учебного материала    
5.1.1.    Обучаемость и особенности ее оценки при телеобучении    
5.1.2.    Темповая характеристика учебной деятельности как фактор
обучаемости    
5.1.3.Типология обучаемости на основе темповых особенностей
психических процессов    
5.1.4.    Уровни усвоения знаний    
5.1.5.    Квантификация объема усвоенного учебного материала    
5.1.6.    Структура учебного процесса на основе пофазовой модели
обучения    
5.1.7.    Балансовый метод    
5.2.    Изучение накопления знаний людьми в течение жизни    
5.2.1.    Бюджет учебного времени и стратегии обучения    
5.2.2.    Исследование нормативных и реальных бюджетов учебного времени
у разных возрастных групп    
5.2.3.    Исследование реальных затрат времени на обучение
(при активном отношении к обучению) взрослым населением    
5.2.4.    Математическая модель накопления знаний в течение жизни    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 6. Телекоммуникации и виртуальные среды
6.1.    Принципиальные подходы к разработке образовательной телекомму
никационной сети распределенного вуза    
6.2.    Базовые вопросы создания образовательной телекоммуникационной
сети распределенного вуза    
6.2.1. Определение способа связи, обеспечивающего работу сети    
6.2.2.    Первый этап развития образовательной сети - использование
односторонней спутниковой связи. Информационно-спутниковая
образовательная технология    
6.2.3.    Второй этап развития образовательной сети - использование
двусторонней спутниковой связи. Система "Платон"    
6.3.    Планирование сети и разработка модели локальной сети удаленного
центра доступа    
6.3.1.    Определение топологии учебной локальной вычислительной сети    
6.3.2.    Архитектура локальной сети центра доступа    
6.3.3.    Виртуальные образовательные среды в сети центра доступа    
6.4.    Создание общих информационных ресурсов    
6.4.1.    Образовательный контент    
6.4.2.    Программное обеспечение для работы с образовательным
контентом в распределенной сети    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 7. Научное обоснование параметров дидактического и материального
обеспечения образовательной среды телеобучения
7.1.    Практическая дидактика    
7.2.    Образовательная технология телеобучения    
7.3.    Организационные параметры учебного процесса    
7.4.    Стандартизация образовательного процесса    
7.5.    Формирование и контроль профессиональных компетентностей
студентов    
7.6.    Технологический расчет минимальной потребности учебных и общих
площадей распределенного вуза    
7.7.    Формула технологического баланса и прямой расчет образовательных
технологических ресурсов    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 8. Библиотечные технологии в телеобучении
8.1.    Исторические этапы развития библиотек    
8.1.1.    Возникновение и развитие вузовских библиотек    
8.1.2.    Трансформация вузовских библиотек в условиях формирования
информационного общества    
8.2.    Новые технологии в библиотеках в условиях информационного
общества    
8.2.1. Формирование библиотечных фондов и обеспечение доступа
к информационным ресурсам    
8.2.2.    Электронные порталы и web-сайты университетских библиотек    
8.2.3.    Электронная доставка информационных ресурсов по межбиблио
течному абонементу    
8.2.4.    Электронная справочная служба библиотеки    
8.2.5.    Доступ к ресурсам библиотек через он-лайновые каталоги    
8.2.6.    Работа с ресурсами Интернет в вузовских библиотеках    
8.2.7.    Электронные (цифровые) библиотеки    
8.2.8.    Вопросы организации доступа пользователей электронных
библиотек к произведениям, защищенным авторским правом    
8.3.    Трансформация функций библиотечного работника в современной
библиотеке    
8.3.1.    Развитие информационной грамотности пользователей    
8.3.2.    Новые функции библиотечного работника     
8.3.3.    Образовательная деятельность вузовских библиотек    
8.3.4.    Обеспечение работы с ресурсами на иностранных языках    
8.4.    Формирование распределенных информационно-образовательных сред
8.4.1.    Корпоративные библиотечные сети и консорциумы России    
8.4.2.    Федеральные проекты информационно-образовательных сред    
8.4.3.    Вузовские и региональные информационно-образовательные среды
8.5.    Телекоммуникационная двухуровневая библиотека (ТКДБ) СГА
как распределенная информационно-образовательная среда    
8.5.1.Структура ТКДБ    
8.5.2.    Специфика контента ТКДБ    
8.5.3.    Виртуальный читальный зал ТКДБ    
8.5.4.    Кадровая структура телекоммуникационной библиотеки вуза    
8.6.    Тренд развития вузовской библиотеки    
8.6.1.    Сравнение экономических показателей традиционных и телекомму
никационных библиотек    
8.6.2.    Развитие современных информационно-образовательных сред    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 9. Современные подходы к качеству образования
9.1.    Эволюция понятия качества и современные подходы к управлению
качеством    
9.2.    Оценка качества работы высшего учебного заведения     
9.3.    Менеджмент качества и факторы, определяющие качество
образовательной среды    
9.4.    Воспитание и формирование личностного социального капитала    
9.5.    Корпоративная интеллектуальная система информационной поддержки
управления качеством на примере СГА    
9.6.    Информационно-интеллектуальная система "Личный компьютер"
(ИИС"ЛиК")    
9.7.    Система локальных актов и внутренний аудит качества    
9.8.    Практический пример применения рейтинговой системы оценки
качества вузов    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 10. Особенности управления персоналом распределенного вуза
10.1.    Организация работы и управление ППС в распределенном вузе    
10.2.    Управление персоналом в производстве учебных продуктов     
10.3.    Повышение квалификации сотрудников в распределенном вузе    
10.4.    Мотивация сотрудников в распределенном вузе    
Выводы    
Глоссарий    
Литература    
Глава 11. Оздоровление в образовательном процессе
11.1.    Образование - фактор здоровья и долголетия    
11.2.    Оздоровление как часть учебного процесса    
11.3.    Реализация технологии оздоровления    
11.4.    Гарантия безопасности инновационных образовательных технологий.. 7
11.5.    Реализация системы сертификации безопасности    
Выводы    
Глоссарий     
Литература    
Глава 12. Концепция вуза будущего
12.1.    Вуз 2030 (концепция)    
12.2.    Изменения в инфраструктуре высшего образования    
12.3.    Изменение в дидактике высшего образования    
12.4.    Изменения в законодательном поле высшего образования    
12.5.    Изменения в методах высшего образования    
12.6.    Структура массового вуза-2030    
12.7.    Решение проблемы малокомплектных школ с использованием
технологии телеобучения    
Литература    
Краткая биография Карпенко Михаила Петровича    

 

 

 



Док. 491354
Перв. публик.: 17.09.08
Последн. ред.: 11.10.08
Число обращений: 846

  • Карпенко Михаил Петрович

  • Евразийская интеграция
    eurasian-integration.org


     








    Наши партнеры

    politica.viperson.ru
    vibory.viperson.ru
    narko.viperson.ru
    pressa.viperson.ru
    srv1.viperson.ru
    Разработчик Copyright © Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``