В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Медведев. `Эпоха дешевых ресурсов миновала` Назад
Александр Медведев. `Эпоха дешевых ресурсов миновала`
Заместитель главы "Газпрома" Александр Медведев о росте цен на газ и будущем европейского энергоснабжения.

"Die Presse": Начнем с цен на газ. Что следует ожидать европейским потребителям?

Александр Медведев: Цену определяем не мы. 60% от нее составляют налоги. В первую очередь потребителям следует обратиться с этим вопросом к собственным правительствам. Эпоха дешевых ресурсов миновала. Цены удерживаются на высоком уровне из-за нехватки ресурсов, труднодоступности новых месторождений и высокого роста спроса на новых рынках. Для Индии и Китая объемы важнее цен.

"Die Presse": Можно ли отменить привязку газовых цен к стоимости нефтепродуктов?

Александр Медведев: Покупатели убеждают нас, что, несмотря на высокие цены, их устраивает такая привязка, потому что в этом случае цена остается предсказуемой.

"Die Presse": Крупнейший российский нефтяной концерн "Роснефть" считает своей основной задачей на ближайшее десятилетие "бурение, бурение и еще раз бурение". Что по этому поводу думает "Газпром"?

Александр Медведев: Не просто бурение, а эффективное бурение. Мы разведаем столько скважин, сколько потребуется для удовлетворения отечественного и зарубежного спроса. У нас достаточно ресурсов. Наши инвестиционные программы рассчитаны на многие годы и предусматривают экспорт в Северную Америку и Юго-Восточную Азию.

"Die Presse": Но добыча "Газпрома" падает. По некоторым оценкам, уже к 2010 году дефицит может составить 100 млрд. кубометров. Еще прошлой зимой на юге России у концерна возникали сложности с поставками.

Александр Медведев: Категорически не согласен. Прошлогоднее снижение добычи было связано с теплой зимой. Бессмысленно добывать газ, если он никому не нужен.

"Die Presse": Но освоение новых месторождений становится все более затратным.

Александр Медведев: Именно поэтому мы следим за ценами на нефть и газ. Евросоюз должны больше тревожить картельные сговоры среди производителей оборудования, техники и труб. Мы видим в этом нехватку мощностей.

"Die Presse": В последнее время вы заявляете о таком количестве планов на новые рынки сбыта, что напрашивается вопрос: а сможете ли вы их выполнить? Помимо Европы это рынки Северной Америки и Юго-Восточной Азии.

Александр Медведев: Спрос обеспечивает не только "Газпром", но и нефтяные компании, а также независимые газодобытчики. Объемы их добычи растут. "Газпром" владеет только 68% разведанных газовых ресурсов России. Как только мы заключаем договор на поставки с Китаем или Кореей, на добычу направляются необходимые инвестиции, и уже через четыре года экспортируется газ. Новая ценовая политика сделает продажу на внутреннем рынке почти такой же эффективной, как экспорт. А в России после введения новых цен на газ люди наконец начнут экономить энергию.

"Die Presse": В любом случае для освоения необходимы иностранные инвестиции. Не воспрепятствует ли этому новый закон, ограничивающий вложения зарубежных компаний в стратегические отрасли [российской экономики]?

Александр Медведев: Любое государство вправе защищать свои экономические интересы. Государственные компании всего лишь получают приоритетное право на освоение, а затем уже могут определять степень необходимости иностранных инвесторов. Присутствие зарубежных партнеров должно иметь смысл. В этом нет никакой политики, только экономика.

"Die Presse": Недавно Туркменистан подписал с Евросоюзом меморандум о взаимопонимании. На прошлой неделе глава "Газпрома" Миллер не смог встретиться с туркменским президентом. Как Вы оцениваете эти события?

Александр Медведев: Кто с кем встречается - дело соответствующих стран. Мы исходим из того, что все соглашения с нами будут соблюдены. Впрочем, еврокомиссар по вопросам внешней политики Бенита Ферреро-Вальднер сообщила, что нашла в Туркменистане 10 млрд. кубометров газа для Европы. Правда мне не кажется, что все это серьезно, ведь чтобы получить газ, его необходимо транспортировать.

"Die Presse": Но для этого будет построен "Набукко". Говорят, что "Газпром" нервничает.

Александр Медведев: Даже по самым пессимистичным прогнозам Европе к 2015 году потребуется минимум 100 млрд. дополнительных кубометров газа. А транспортных маршрутов у нее нет. "Северный поток" и "Южный поток" дадут 85 млрд. кубометров. Мы не считаем "Набукко" конкурентом, поскольку у нас есть собственный рынок, собственные партнеры и опыт сооружения подобных магистралей.

"Die Presse": Имидж "Газпрома" в Европе желает оставлять лучшего. Негативное восприятие концерна связано со скандальным прекращением поставок в начале 2006 года. Где гарантия, что вы не поступите так еще раз?

Александр Медведев: Во-первых, мы не отключали газ европейскому потребителю. Украина нарушила поставки, отбирая газ из экспортных магистралей. А мы приостановили поставки украинцам из-за отсутствия соответствующих соглашений.

"Die Presse": Вы можете представить себя на месте европейцев, которые опасаются расширения государственных российских компаний?

Александр Медведев: Наши промышленные партнеры не высказывают подобных опасений. Напротив, они знают, что мы выполняем свои соглашения. Определенные политические круги намеренно культивируют в народном сознании образ "плохого "Газпрома". Причем через "Газпром" этот образ распространяется и на всю Россию. На мой взгляд, дилемма заключена в том, какая же Россия лучше для мирового сообщества - сильная или слабая. Мне кажется, что слабая Россия таит в себе намного больше рисков. А сильная станет равноправным экономическим и политическим партнером.

17.06.2008
http://www.gazprom.ru/comments/2008/06/170000_29231.shtml

Док. 491475
Перв. публик.: 17.06.08
Последн. ред.: 17.09.08
Число обращений: 32

  • Медведев Александр Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``