В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Костиков разработал стандарты для российских компаний Назад
Игорь Костиков разработал стандарты для российских компаний
Накануне проведения "круглого стола" по проблемам корпоративного управления председатель Федеральной комиссии по ценным бумагам РФ Игорь Костиков ознакомил журналистов со структурой Кодекса корпоративного поведения. Этот документ, подготовленный по заданию российского правительства, должен определить порядок действий акционерных обществ и их руководства во всех сложных ситуациях и повседневной работе.

Вообще-то, с юридической точки зрения, это - довольно странное произведение. С одной стороны, он не Уголовный и не Гражданский кодекс и не какой-либо другой юридический документ, обязывающий акционеров вести себя так, а не иначе. С другой, это и не корпоративный кодекс чести, имеющий исключительно моральное значение. Во всяком случае, при его подготовке разработчики обнаружили немало разногласий и устаревших моментов в законодательстве страны и вынесли целый список поправок и дополнений к действующим законам, которые рассмотрят и утвердят законодатели. В частности, поправки в закон "О рынке ценных бумаг" будут рассмотрены Госдумой в первом чтении 27 июня. Они вводят институт профессиональных финансовых консультантов, затрагивают вопросы раскрытия информации, а также вопросы вознаграждения менеджмента компаний эмитентов. Возможно, что еще в течение весенней сессии Госдума успеет рассмотреть в первом чтении поправки к УК РФ, которые были также внесены ФКЦБ. Эти поправки ужесточают уголовную ответственность за не раскрытие информации на рынке ценных бумаг. Кроме того, в ближайшее время в правительство будет внесен блок поправок к законам "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах", которые будут рассмотрены уже в течение осенней сессии Госдумы.

И все же значение подготовленного ФКЦБ кодекса не сводится к усовершенствованию отдельных законов. Дело в том, что фондовые рынки разных стран работают по своим специфическим законам и попытки просто перенести их на российскую почву заканчивались безуспешно. Созданный в ФКЦБ документ можно назвать расширенной инструкцией, рекомендующей акционерам - от глав корпораций до рядового держателя акций - некий алгоритм действий.

Например, если вести речь о рядовых акционерах (в профессиональных фондовых кругах их еще называют розничными инвесторами), то в кодексе разъясняются их права: на получение информации о работе акционерного общества, его руководителях, планах компании и дивидендах, получаемых ею, о расходах, включая "святая святых" - размеры окладов ведущих менеджеров. Ведь не секрет, что, купив небольшое количество акций, и не имея права голоса, акционер (он же инвестор) не знает ничего о судьбе своих вложений и даже объявленные дивиденды не может получить в течение нескольких лет.

"Покупая пачку молока, человек получает больше информации о ее содержании (натуральное или порошковое, процент жирности, содержание минеральных солей и прочее), чем акционер о компании, чьи акции он покупает, - возмущался председатель ФКЦБ. - Человек должен быть уверен, что компания соответствует определенным стандартам, что она - не дутая, а эффективно работающая структура. Мы будем настаивать на соблюдении определенных стандартов. И еще мы будем добиваться большей открытости для акционеров, учитывая, конечно, что существует конфиденциальная информация, аутсайдерская и прочая, которая входит в понятие "коммерческой тайны". Однако без прозрачности действия акционерных обществ, без доступа рядовых акционеров к информации нельзя рассчитывать ни на появление вторичного рынка акций, ни на приток инвестиций на фондовый рынок.

Костикова можно понять. Сегодняшний российский фондовый рынок не выполняет обе важнейшие функции: он не определяет эффективность компаний (на рынке активно действует всего пять-шесть крупнейших российских "голубых фишек", в том числе 70% объема приходится на одну - РАО "ЕЭС России"), не способствует инвестированию компаний за счет продажи акций. Надо полагать, что именно последнее и сыграло роль в обострившейся за последнее время активности российских фондовиков. По сведениям, полученным ИА "Росбалт" на ММВБ, объем сделок на российских биржах в текущем году может перевалить за 50 миллиардов долларов. При всей условности подсчета (данные биржевиков и государственной статистики значительно расходятся), можно утверждать, что Россия по этому показателю перегонит Польшу - самый активный на сегодня фондовый рынок в Восточной Европе. Однако биржевикам не дает покоя другая цифра. Так, по данным казначейства США, в 1999 году в России находилось 60 миллиардов долларов наличными. Цифра, небольшая по объему, если говорить о рынках, но очень значительная для наличности. Поэтому биржевики нацеливаются на то, как извлечь из карманов (банок, чулок) сограждан эти суммы, запустить их в оборот. В целом, если говорить о макроэкономических задачах, это может способствовать повышению капитализации компаний, созданию их привлекательного имиджа и, в конечном счете, привлечению солидных инвестиций из-за рубежа. Правда, сами фондовые воротилы не говорят об этом прямо, но понятно, что сбережения граждан - единственный реальный источник, который может сегодня обеспечить инвестирование отечественной экономики через фондовый рынок.

Другая немаловажная причина, побудившая руководство ФКЦБ отвлечься от решения текущих проблем и заняться созданием кодекса - полный беспредел в деятельности акционерных обществ и неуверенность многих руководителей, как поступать в том или ином случае. Вот для них-то главным образом и подготовлены "инструкции Костикова". Отдельные главы кодекса посвящены процедуре проведения общего собрания акционеров, деятельности совета директоров, исполнительных органов и секретаря акционерного общества, а также вопросам раскрытия информации, касающейся деятельности акционерного общества, выплаты дивидендов и урегулирования корпоративных конфликтов. Есть и глава о существенных корпоративных решениях - крупных сделках, ликвидации, слиянии и поглощении, изменений в уставе общества. Все эти вопросы, ежедневно вызывающие крупные конфликты, вплоть до применения силы, оговорены в кодексе, хотя, понятно, без соответствующего законодательства их трудно будет решать.

По словам Игоря Костикова, основная задача кодекса заключается в соотношении действующего законодательства об акционерных обществах с существующими проблемами корпоративного управления. В этом смысле председатель ФКЦБ РФ очень надеется также на судебную реформу, которая приведет к созданию специализированных судов, занимающихся корпоративными конфликтами. Сегодня в разных судах одно и то же дело получает разные, порой прямо противоположные решения. С проведением судебной реформы появятся судьи-профессионалы по корпоративному праву и с их помощью, как считает Игорь Костиков, будет наведен порядок на фондовом рынке. Ну, а до тех пор рынок будет жить по кодексу, который рассмотрит и утвердит правительство России.


20.06.2001
http://www.rosbalt.ru/2001/06/20/12258.html

Док. 494172
Перв. публик.: 20.06.01
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 287

  • Костиков Игорь Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``