В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Костиков: `Любая работа требует самоотдачи` Назад
Игорь Костиков: `Любая работа требует самоотдачи`
Игорь Владимирович Костиков был назначен на пост Председателя Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг 1 февраля 2000 года. Понятно, что такое назначение нужно заслужить, нужно быть профессионалом на рынке и нельзя ошибаться. Ведь наш фондовый рынок чувствителен к любым даже самым маленьким ошибкам любого участника, и для того, чтобы он состоялся, он нуждается в правильном регулировании. За два года в ФКЦБ Костиков И.В. сделал очень многое. Кому-то нравятся его начинания, кто-то ими недоволен. Так или иначе, нельзя отрицать, что Игорь Владимирович внес и вносит неоценимый вклад в развитие российского фондового рынка, и что сегодня очень многое зависит от действий ФКЦБ под его чутким руководством.



Для непосвященных: Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг РФ - это федеральный орган исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Для тех, кто хочет узнать о Комиссии подробнее: см. сайт www.fedcom.ru.



@: Игорь Владимирович, хотелось бы узнать побольше не только о Вашей профессиональной жизни, но и о Вашем жизненном пути начиная с самого начала - с детства. Какие Ваши самые ранние детские воспоминания?

И.К.: Я родился в 1958 году в Ленинграде. Я застал еще так называемый период оттепели при Хрущеве, и помню, что тогда было огромное количество анекдотов про Хрущева. Второе, что мне запомнилось, это большое изобилие в ленинградских магазинах, а следующее воспоминание о том, что все это изобилие куда-то исчезло. И дальше началась нормальная советская жизнь.


@: Расскажите про школьные годы. Как Вы учились, чем увлекались?

И.К.: Я не был отличником, учился хорошо, и единственная тройка была по русскому языку. Чем увлекался? Я плавал, немного занимался фехтованием, тихо ненавидел лыжи, потому что преподаватель был у нас требовательный и тот кто не укладывался в нормативы зимой ходил на лыжах летом по стадиону. Я увлекался историей, да и продолжаю ей до сих пор увлекаться. Какое-то время занимался вспомогательными историческими дисциплинами: немножко геральдикой, немножко нумизматикой. Немножко историей искусств, но, наверное, в Ленинграде это вполне естественно, ведь у нас почти каждый урок истории проходил или в Эрмитаже, или еще в каком-то музее.


@: Игорь Владимирович, кто Ваши родители?

И.К.: Мои родители - инженеры путей сообщения. Они работали в одном из ленинградских проектных институтов. Родители были интересными людьми и вращались в кругах ленинградской интеллигенции. Наверное, в какой-то степени тот круг общения сформировал мое решение выбрать экономику своей профессией. В воздухе витало недовольство ситуацией, которая была у нас в стране, эта ситуация довольно часто обсуждалась и, конечно же, вопрос постоянно переходил в экономику.

Я поступил на вечернее отделение экономического факультета Ленинградского государственного университета. Тогда в Ленинграде факультет политэкономии считался партийно-элитным, и без связей на дневной было не попасть. На вечернем отделении того же факультета позже учились Андрей Илларионов (сейчас советник Президента по экономическим вопросам), Алексей Кудрин (вице-премьер Правительства, Министр финансов РФ).


@: Расскажите о том, как Вы учились. Что Вас тогда интересовало?

И.К.: Сначала учиться было тяжело, а потом даже закончил практически на пятерки, хоть и без красного диплома.

Я с очень большим удовольствием и интересом изучал "Капитал" Маркса. В общем, все обучение на факультете политэкономии было выстроено вокруг "Капитала". Я нисколько не жалею, что посвятил его изучению много времени, потому что "Капитал" - великая книга, если убрать из нее идеологическое содержание, которого, кстати говоря, там не так много.

Учась в Университете, постепенно я начал сознавать, что существовала очень большая разница между образованием, которое давал провинциальный вуз (а ленинградский вуз был провинциальным), и тем образованием, которое давали некоторые московские вузы. И появилось желание пойти в аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений. Туда было достаточно трудно попасть, поскольку в год там принимали от 5 до 10 человек, большинство из них были москвичами. У меня ушло года три на то, чтобы я туда поступил.


@: Вы работали во время учебы в Университете?

И.К.: Да, я работал в Радиевом институте им. В.Г. Хлопонина. Предшественником этого института была радиевая экспедиция российской Академии наук, организованная в 1915 году академиком Вернадским. В этом институте работал Курчатов, институт был базой радиохимической части разработки советского атомного оружия. Я вначале работал на технической должности, а потом уже работал в экономической лаборатории. Это было для меня очень полезно и познавательно.

После окончания Университета я параллельно преподавал, работал в Комсомоле.


@: Какие у Вас тогда были планы, кем Вы хотели стать?

И.К.: Мне было интересно, мне хотелось узнать чего-то больше в профессиональном плане. МИМО в то время был совершенно уникальный научным заведением, там можно было найти специалиста по любой проблеме, связанной с зарубежной экономикой. Кроме того, МИМО в смысле экономической мысли был довольно свободным заведением. И доступ к информации был гораздо более свободным, чем в других учебных заведениях и научных центрах. И это давало поразительные результаты. В моей жизни, наверное, главное - тяга к знаниям. До сих пор узнать что-то новое для меня - одно удовольствие. Это, наверно, очень важно в профессиональном смысле, да и просто по жизни.

Итак, для начала я хотел во всем разобраться. Когда я шел на факультет политэкономии, я слабо представлял себе, о чем идет речь. Помню, очень известный в то время профессор МГУ, зав. кафедрой политэкономии Цаголов Н.А. сказал замечательную вещь о том, что молодые экономисты считают, что на 4-м курсе они уже все понимают, он же разобрался в предмете после того, как преподавал политэкономию 5 лет. И я могу только с этим согласиться. Потому что для меня Университет поставил гораздо больше вопросов, чем дал ответов. И ответы я уже начал находить позже.

В детстве я хотел быть дипломатом. И чуть им не стал. После окончания аспирантуры я работал в Комитете молодежных организаций СССР. Это была организация, обычный путь из которой был на дипломатическую службу. Но это был 1990 год, и я для себя решил, что пора заниматься частным бизнесом.


@: Как Вы пришли к такому решению?

И.К.: Началась горбачевская эпоха, повеяло свежим ветром, потом появилось кооперативное движение. Начали появляться новые банки. 19 июня 1990 года Абалкин, будучи заместителем Председателя Правительства Советского Союза, протащил через Совет Министров постановление об акционерных обществах и ценных бумагах. В тот момент показалось, что начинается новое время. И в 1990 году я и несколько моих коллег из Института мировой экономики создали фирму "Марка Лтд.", которая занималась консалтингом. Предметом деятельности фирмы было проведение конференций, семинаров по фондовому рынку, акционерному законодательству и регулированию, по новой системе бухгалтерского учета и др. И конечно, мы занимались консультированием. С очень многими людьми я познакомился в то время. Для меня это было важным бизнес-упражнением.

В 1992 году я был приглашен в Великобританию по программе Канцлера по подготовке кадров финансового сектора России. Полтора года я проработал в качестве помощника Управляющего фондами в одном из крупнейших английских фирм "Френдс Провидент эссестс менеджмент". Для меня это был невероятный опыт. Для меня переезд в Великобританию не был сложен, поскольку моя работа в аспирантуре была посвящена Великобритании, я знал страну, я знал там много людей. Учась в аспирантуре, я ездил в "Сэнт-Энтонис Колледж" (Оксфорд), в котором провел достаточно много времени, собирая материалы для диссертации.

Для меня было очень важно то, что я попал внутрь фондового рынка. Фактически "Френдс Провидент" организовала для меня "inhouse MBA". Мне дали поработать практически во всех сферах фондового рынка, меня направляли работать в несколько крупных инвестиционных банков: Salomon, Credit Suiss First Boston, "Cazenove", "Lang Krungshank". Причем это были не однодневные визиты, а полноценная практика. Достаточно много времени я работал в системе пенсионного страхования в самой "Френдс Провидент", в отделе инвестирования в недвижимость, в отделе маркетинга и продаж и т.д.


@: У Вас не было желания остаться в Великобритании?

И.К.: Нас было 20 человек из России, работающих в разных фирмах по этой программе, и несколько человек там остались. Вопрос о том, стоит ли остаться, постоянно обсуждался нами. Но я могу сказать, что все, кто вернулся, не пожалели. Понятно, что в Великобритании все стабильно и спокойно, но все-таки, на мой взгляд, слишком стабильно и слишком спокойно. И проявить себя там достаточно сложно. Кроме того, Великобритания - иерархическая страна, и если бы я там остался, то в любом случае попал бы в определенную социальную ячейку, выбраться из которой было бы практически невозможно. Так что великого искушения остаться у меня не было.


@: Чем Вы занялись после возвращения в Россию?

И.К.: К моменту моего возвращения "Марка Лтд." уже развалилась. И все пришлось начинать с начала. Мои друзья из "Френдс Провидент" разработали мне бизнес-план российской компании. Понятно, что российскую ситуацию они не знали, и приходилось впоследствии корректировать этот бизнес-план. И я создал инвестиционную компанию "АВК".

На мой взгляд, бизнес - это, прежде всего, люди, то есть нормальный коллектив. Второе, что важно, - это видение. Нужны две эти вещи - тогда все получается. Есть еще одно качество, которое очень важно не только для бизнеса, но и для жизни, - это терпение. Если ты хочешь достичь результата, мало того, что ты делаешь, нужно еще дождаться, когда проект реализуется.

Российский опыт плюс западные бизнес-технологии позволили мне создать преуспевающую компанию. Когда я получил лицензию, все говорили, что из этого ничего не получится. Это была 376-я (!) инвестиционная компания в городе. Но нам было, что предложить. Та схема заимствований, которая была предложена, была уникальна. В то же время мы очень многое сделали для организации системы определения риска, клиринга, расчетов, осуществления операций. Мы предложили нашу схему заимствований Алексею Кудрину, который был в то время главой Комитета финансов в Санкт-Петербурге. И мы, довольно тесно сотрудничая с ним, начали развивать это направление.


@: Люди, с которыми Вы создали "АВК", были те же, что создали "Марку Лтд."?

И.К.: Нет, это были новые люди. Я набирал команду постепенно. Набирал людей из Ленинградского университета, причем это были не экономисты, это были математики и физики. Используя дружеские отношения в Великобритании, я их отправлял в Лондон на практику. Потом они возвращались и становились участниками этого бизнеса.


@: Почему именно математики и физики, а не экономисты?

И.К.: Как показывает практика, для работы на фондовом рынке математики и физики наиболее приспособлены. На мой взгляд, это связано с формальной логикой у этих людей. Потому что, как ни странно это звучит, экономист - в некотором смысле человек "искусства". А чтобы выйти на рынок, чтобы представить себе систему рынка, нужно быть серьезным математиком.


@: Откуда Вы взяли первоначальный капитал для создания бизнеса? И насколько сложно было создавать бизнес?

И.К.: В то время требования к собственному капиталу были очень маленькие, поэтому такой проблемы не возникало. Естественно было сложно создавать бизнес. Поскольку с одной стороны, питерское фондовое сообщество несерьезно восприняло появление "АВК", с другой стороны, была конкурентная борьба. В России конкурентная борьба ведется гораздо более нетрадиционными методами по сравнению с другими странами мира. Там конкурентная борьба ведется на рынке, а в России "все средства хороши".

Реально можно было говорить о том, что компания заработала, где-то через три года, то есть только тогда появился стабильный бизнес.


@: Почему Вы приняли решение перейти на государственную службу?

И.К.: Надо сказать, что мне не раз предлагали перейти на госслужбу. И когда я разработал модель оценки рисков заимствований субъектами Федерации, поступило очередное предложение перейти в петербургский Комитет финансов и заняться этой проблемой там. Я посчитал, что на тот момент, денег я заработал для себя достаточною, с другой стороны, бизнес находился в спящем состоянии (был 1998 год). И мы договорились с партнерами о моем выходе из компании. Я подготовил коллектив, который сегодня успешно продолжает развивать "АВК".

В Комитете финансов я начал заниматься реализацией разработанной модели. Не могу сказать, что мне удалось сделать это до конца, мои коллеги в Комитете финансов только сейчас заканчивают эту работу. В России реализовать эту модель сложно, но возможно, ее реализация дает очень большой эффект для бюджета.


@: Как Вы попали в ФКЦБ?

И.К.: Честно говоря, вопрос о моем назначении в ФКЦБ не ставился. Для меня это назначение на должность было несколько неожиданным. Я приехал в командировку из Питера в Москву, в Минфин регистрировать проспект эмиссии ценных бумаг Санкт-Петербурга. И мне звонят из Администрации Президента и говорят, что Указ уже подписан. Я совсем не ожидал.


@: Какие Ваши дальнейшие планы?

И.К.: На сегодняшний день мои планы связаны с ФКЦБ и с развитием рынка. Когда я пришел в ФКЦБ и присмотрелся к рынку, у меня было впечатление, что мы находимся где-то в "Мастере и Маргарите" Булгакова в варьете имени Воланда.

Пришлось выстраивать систему рынка, и мы ее выстроили, реформировали рынок. Проблемы на рынке были следующие. Во-первых, налогообложение: на фондовом рынке у нас налоги были практически запретительные. В рамках общей реформы налогообложения, Комиссии удалось практически полностью поменять налогообложение. Следующий вопрос, с которым мы столкнулись, это эмитенты. Когда мы первый раз подняли вопрос о Кодексе корпоративного поведения в апреле 2000 года, скептицизм был всеобщий. Мы провели очень серьезную работу с эмитентами, которые, в конце концов, начали осознавать, что Кодекс несет новую этику в отношения на рынке. Начали понимать, что есть определенные этические принципы, которые нельзя нарушать, если ты хочешь развиваться, если хочешь привлекать капитал.


@: Игорь Владимирович, что бы Вы посоветовали молодым людям, которые хотят чего-то добиться на финансовом рынке?

И.К.: На мой взгляд, существует три необходимых критерия. Первое - нужно быть очень любопытным. Второе - очень терпеливым. И третье - очень настойчивым.

Кроме того, невозможно достичь чего-то без профессионализма. И еще одно: нужно изучать оценку математических рисков на финансовом рынке, без хотя бы какого-то понимания теории риска говорить о фондовом рынке просто невозможно.


@: Необходима ли молодому специалисту западная практика?

И.К.: На практику нужно ехать обязательно, иначе создается удивительно извращенное представление о рынке. И практика должна быть не такая: съездил, посмотрел, как там люди работают, - а нужно понять, как устроен финансовый рынок изнутри, нужно там работать.


@: Как Вы проводите свободное время? Что любите?

И.К.: Свободного времени у меня не так много: обычно с 11 вечера до 7 утра, в выходные - с 9 вечера до 10 утра.

Я люблю классическую музыку, люблю ходить слушать живую классическую музыку.

Люблю хорошее кино. Из последних фильмов понравился "Гарри Поттер". А вот "Властелин колец" - мне не очень понравился: игровой фильм, в котором от романа мало что осталось. Люблю старые советские комедии и английские телевизионные фильмы.

Много читаю. Читаю много исторической литературы, читаю много научной литературы по фондовому рынку, читаю западные романы по бизнесу - они очень интересные и часто познавательные. Из классики: Тургенев нравится, люблю Ильфа и Петрова, нравится "Мастер и Маргарита", "Горе от ума" перечитываю с удовольствием.


@: И последний вопрос, что бы пожелали молодежи?

И.К.: Я уже говорил о нескольких критериях, которым стоит соответствовать. Еще я хотел бы им сказать, что любая работа требует самоотдачи. Если нет самоотдачи, то ничего не получится. И еще одно: помните, что никакие знания лишними не бывают.


Что ж, советы довольно красноречивые. Как говорится, терпение и труд все перетрут. Еще немного любопытства и жажды новых знаний, и все у Вас получится!



http://career.akzia.ru/careerup/06-03-2002/23.html

Док. 494271
Перв. публик.: 06.03.02
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 248

  • Костиков Игорь Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``