В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
рассмотрение разграничения полномочий между органами власти центра, субъектов федерации и местного самоуправления; подготовка к введени Назад
рассмотрение разграничения полномочий между органами власти центра, субъектов федерации и местного самоуправления; подготовка к введени
М. КОРОЛЕВА 14:04 в Москве, добрый день всем, мы продолжаем дневной эфир на радио "Эхо Москвы", Марина Королева в студии, наш гость, как и было обещано это Валерий Горегляд, вице-спикер СФ. Валерий Павлович, добрый день.
В. ГОРЕГЛЯД Добрый день.
М. КОРОЛЕВА Мы будем говорить как и о внутренних проблемах российских, так и о внешней политике. Предлагаю я, на самом деле, Валерию Павловичу начать с проблемы Ирака, которая много обсуждается сейчас в новостях, и в России тоже, собственно говоря, эта темы выходит, чем дальше, тем больше, на первые строки, на первые полосы газет, на первые строки во всех новостях. В смысле СФ нас, прежде всего, интересует вот что, естественно, насколько эта тема вообще обсуждается сейчас в СФ и насколько, так сказать, СФ может повлиять на какое-то решение, на официальную позицию России, скажем так, в этом вопросе?
В. ГОРЕГЛЯД К сожалению, действительно, Вы правы, Марина, в отношении того, что эта тема доминирует сегодня во всех сообщениях СМИ, это касается не только России, это касается всего мирового сообщества, действительно, никому сегодня не безразлично то, что будет проходить в этой точке планеты, потому что все мы опасаемся того, что этот локальный, как его подают наши американские партнеры, конфликт, может приобрести глобальный характер. И как известно из истории, мировые войны возникали даже формально по более пустяковым поводам. Поэтому конечно это тревожит всех. И это не может не тревожить и политиков. В результате СФ очень внимательно следит за теми событиями, которые происходят вокруг Ирака, мы посвятили этой проблеме прошлое заседание СФ, где заслушали информацию МИД по поводу ситуацию вокруг Ирака, высказали свои соображения.
М. КОРОЛЕВА Но необходимо отметить, что оно проходило в закрытом режиме, да?
В. ГОРЕГЛЯД Да, кстати, такое же мероприятие было в ГД, тоже проходило в закрытом режиме.
М. КОРОЛЕВА А почему, Валерий Павлович? Почему, что за секреты такие, что за секретная информация, связанная с Ираком, которую нельзя открыть для публики?
В. ГОРЕГЛЯД Я считаю, что подобного рода решения принимаются иногда в силу нескольких причин. Во-первых, действительно звучит конфиденциальная информация, которая не должна так широко распространяться. Во-вторых, вы знаете, мы, мне кажется, должны тоже иногда поберечь нервы нашего населения, поскольку и так очень много негативной информации, и я думаю, что достаточно звучит сегодня из СМИ тех сведений, которые нужны населению. Здесь все-таки обычно дается та информация, на основе которой принимаются политические решения. И она порой действительно носит конфиденциальный характер. От этого значение обсуждения, значение той работы, которую мы проводим, нисколько не умаляется. Что касается разъяснения решений, то существует целый ряд эффективных форм, такие, как сегодняшнее общение в нашем эфире, когда тот или иной политик, тот или иной представитель официального органа государственной власти может донести эту позицию, поэтому здесь я не вижу проблемы. Но важно, в конце концов, то, что мы отслеживаем события, которые происходят, мы на них адекватно реагируем, и мы стараемся воспользоваться всеми формами, которые даны нам по конституции, которыми располагает парламент, включая формы парламентской дипломатии для того, чтобы влиять на разрешение этой ситуации. В конце концов, мы работаем в различных международных парламентских организациях, европейских парламентских организациях, где, общаясь с нашими коллегами из других парламентов, мы можем доводить свою точку зрения. Поверьте мне, эта точка зрения влияет, потому что во многом те, решения, которые принимаются на высшем политическом уровне, часто готовятся на уровне парламентской дипломатии, потому что должна быть создана определенная атмосфера для того, чтобы политические руководители, у которых есть вся полнота власти для принятия таких решений, имели право опираться на позицию представительного органа власти своей страны, соответственно, на общественное мнение.
М. КОРОЛЕВА Валерий Павлович, Вы говорите, на мой взгляд, все-таки, прежде всего, о, такое выражение, парламентской дипломатии, она для меня ассоциируется с чем-то закулисным, да, все-таки эта некая закулисная дипломатия, не открытая, что ли, так вот. С другой стороны, важно понять вот что, насколько действительно формально наш парламент и в частности его верхняя палата может повлиять на какие-то решения, которые потом будут приняты от имени России, например, в Совете безопасности ООН, по поводу Ирака, например? Когда действительно представитель России поднимает руку и голосует за или против, скажем, военной операции в Ираке, то насколько на это решение влияет СФ, например?
В. ГОРЕГЛЯД Вы знаете, во-первых, я не соглашусь в отношении Вашей оценки, что парламентская дипломатия это закрыто.
М. КОРОЛЕВА Закулисная, да, скорее я бы сказала.
В. ГОРЕГЛЯД Скорее, это самая открытая форма дипломатии, если можно так выразиться, поскольку все обсуждения и заявления, которые делает парламенты, они как раз делаются от лица народов своих стран и делаются для мировой общественности, для парламентов других стран, делаются довольно открыто. И их задача как раз состоит в открытости. А заслушивание информации, как это было на прошлом заседании СФ и ГД, это скорее элемент этой работы. И как я объяснил уже, это вызвано причинами, так скажем, наличием действительно закрытой информации, которой необязательно делиться со всеми. Как может влиять парламент задача парламента аккумулировать общественное мнение, аккумулировать те настроения, которые есть в стране, у наших избирателей, и, трансформируя их в политические решения, в решения парламентские, доводить их до тех руководителей, которые по конституции обличены правом заключать соответствующие соглашения, принимать решения от лица страны в том же Совете безопасности. И вот что касается этого случая, заседания СФ, то как раз в результате обсуждения СФ высказался за то, что сегодня не исчерпаны еще все политико-дипломатические способы урегулирования проблемы. Согласитесь, это позиция. И эту же позицию отстаивает и президент РФ, и МИД в своей практической работе.
М. КОРОЛЕВА Но вот СФ, он в данном случае, он просит, он требует или он рекомендует? Вот какова его роль в данной ситуации?
В. ГОРЕГЛЯД Что касается данной, конкретной проблемы, то мы высказываемся, и тем самым мы рекомендуем, мы поддерживаем или не поддерживаем позицию нашего руководства.
М. КОРОЛЕВА Могут прислушаться, а могут и не прислушаться, да?
В. ГОРЕГЛЯД Да. Но наступает, скажем так, момент "Ч", тот момент, когда власть, официальная государственная власть вынуждена обращаться в парламент для получения согласия на те или иные действия. Согласно конституции РФ, СФ обладает исключительным правом давать согласие президенту на использование войск для разрешения военных конфликтов, в том числе и за рубежом, на введение чрезвычайного положения, на введение военного положения в стране. Согласитесь, это очень высокое право. Но что касается этой конкретной проблемы, иракской проблемы, я надеюсь, что нам не придется прибегать к такой форме компетенции СФ. Я надеюсь, что высшее политическое руководство не будет выходить с соответствующими предложениями в СФ. И вся та работа, которая сегодня ведется, она как раз свидетельствует об этом, свидетельствует о том, что законодательная власть и исполнительная власть страны единодушны во мнении, что эту проблему необходимо разрешать, как я уже сказал, политическими методами, в конце концов мандат Совета безопасности ООН, данная резолюция 1441, как мы считаем, не исчерпана еще в полной мере. Наблюдатели и эксперты не закончили еще свою работу в Ираке для того, чтобы переходить к односторонним военным действиям.
М. КОРОЛЕВА Но я все-таки хочу вернуться к тому часу "Ч", о котором Вы говорили, хоть Вы и надеетесь, что этого не произойдет, но, тем не менее, европейские страны, их позиция заключается в том числе и в том, они предлагают например ввести так называемые "голубые каски" в Ирак, т.е. воспользоваться миротворческим контингентом. Может ли Россия, на Ваш взгляд, к ним присоединиться? И как тогда будет вести себя все-таки СФ?
В. ГОРЕГЛЯД Насколько я знаю, нет единодушной позиции европейских стран по этому поводу, это предложение Франции и Германии. Мы надеемся все-таки на то, что конечно лучше использовать для разрешения конфликтов миротворческие силы. Хуже всего, когда такое право дается одной стране, одной стране фактически выступать проводником борьбы с терроризмом, быть таким жандармом и т.д. Лучше, конечно, когда мировое сообщество сообща решает ту или иную проблему, в том числе и с привлечением миротворческих сил. Но понимая сложность ситуации, которая сложилась в Ираке, я думаю, что это решение тоже может быть достаточно опасным с точки зрения возможных последствий, введение миротворческих сил, тем более, что вы понимаете, что они составляются из представителей вооруженных сил входящих государств.
М. КОРОЛЕВА Но вот Вы лично как вице-спикер, Вы выступали бы за или против, учитывая как бы все, весь исторический контекст вокруг Ирака, отношения России и Ирака и т.д., при нынешней ситуации?
В. ГОРЕГЛЯД Вы знаете, надо бояться в политике однозначных ответов. Надо тот или иной ответ давать сообразно той или иной ситуации, которая возникла. Если вы мне задаете этот вопрос сегодня, применительно к тому, как развиваются события сегодня, то я считаю, что нет необходимости использовать миротворческие силы в этом регионе для того, чтобы разрешить эту проблему, не исчерпаны, как я уже сказал, еще все политико-дипломатические способы, нет необходимости использовать в каком бы то ни было виде вооруженные силы. Как будет развиваться ситуация через месяц, через два, я сейчас не берусь однозначно сказать. Вполне возможно, что рецепты разрешения проблемы уже через месяц будут другими.
М. КОРОЛЕВА Валерий Горегляд, вице-спикер СФ, у нас в прямом эфире. Мы прервемся на минуту, и после новостей вернемся в студию на беседу.
НОВОСТИ
М. КОРОЛЕВА 14:17 в Москве, и мы продолжаем разговор с Валерием Гореглядом, вице-спикером СФ. Вот чтобы закончить с темой Ирака, еще один вопрос буквально по поводу вчерашнего, я бы сказала, очень резкого высказывания Жака Ширака, который буквально пригрозил сторонникам Америки отлучением от ЕС. Он имел в виду прежде всего восточноевропейские страны, которые только готовятся вступить в ЕС весной 2004 года, он считает, что их поддержка США пошла им не на пользу, как выразился Ширак, они упустили прекрасный шанс промолчать. Вот Ваш комментарий по поводу этого раздрая в ЕС, между старыми и новыми членами, вот не договорились.
В. ГОРЕГЛЯД Вы знаете, конечно, Жак Ширак сказал значительно мягче, т.е. я не согласен с Вами, что он уж так в явной форме пригрозил новым членам, в первую очередь, из Восточной Европы.
М. КОРОЛЕВА Но учитывая возможности перевода, возможно, это можно было бы даже и жестче перевести.
В. ГОРЕГЛЯД Да, но, тем не менее, я разделяю эту точку зрения, которую высказал президент Франции. И мне кажется, нашим коллегам из восточноевропейских стран, действительно, не стоило бы так торопиться в поддержке США, тем более, что им действительно вступать в семью европейских государств, а в ней не такие однозначные отношения к возможной акции в Ираке. Нет такой единодушной поддержки действиям США. Мне кажется, что наши европейские коллеги несколько, так сказать, перепутали в данном случае функции, статус, состав НАТО и ЕС. И действительно, в такой ситуации, вы знаете, как говорят, лучше жевать, чем говорить.
М. КОРОЛЕВА Хорошо, Валерий Павлович, у меня другой вопрос по поводу позиции России. Вот наш слушатель Сергей Петрович, например, считает, что позиция России в иракском вопросе очень слабая, чувствуется, что наше руководство не вполне свободно в принятии решений, кроме того, оказывается давление на людей, которые хотят выразить свой протест против политики США. Это, не подписал, к сожалению, из какого города, Сергей Петрович, но есть и такие мнения у наших слушателей. А Вы как считаете, вообще Россия выработала свою четкую позицию по иракскому вопросу или тоже есть определенные колебания?
В. ГОРЕГЛЯД Я думаю, что это как раз тот случай, когда у России есть очень четкая позиция по такой сложной проблеме. И Вы начинали наш разговор по тому, как относится к этому парламент, как он может влиять, так вот, это тот самый случай, когда и парламент, и исполнительная власть фактически высказываются одинаково. Четкая позиция как раз и состоит в том, что мы не признаем применения силы до тех пор, пока не будут исчерпаны все возможности политического диалога, пока не будет закончена работа экспертов. Мне кажется, сила и четкость позиции проявляется не только в бряцании оружием, не только в том, что делаются соответствующие заявления, угрожающие, военного характера, а именно в последовательности и ясности проведения той дипломатической линии, той политической линии, которую проводи государство. И в этом случае, я думаю, как раз мы весьма убедительны. И неслучайно это продемонстрировал визит президента РФ во Францию и в Германию, где были заключены очень важные в этой связи соглашения не без участия РФ.
М. КОРОЛЕВА Я напоминаю, у нас в прямом эфире вице-спикер СФ Валерий Горегляд, мы сейчас переходим, собственно, уже к нашим внутрироссийским проблемам. Сегодня в Москве при участии президента, кстати, проходит заседание так называемого Совета законодателей. Владимир Путин там уже выступил, назвал это совещание, заседание чрезвычайно важным, сказал, что Россия идет по пути совершенствования демократического устройства власти и общества, в общем, все необходимые важные слова со стороны главы государства в адрес этого мероприятия были сказаны. Я хотела бы, чтобы Вы пояснили нашим слушателям, что это собственно за орган такой Совет законодателей, с какой целью он собирается, как соотносится с СФ по функциям и т.д.?
В. ГОРЕГЛЯД Вы задали очень много вопросов, но я постараюсь их все объединить и ответить очень коротко. Совет законодателей для нашей политической действительности это не новость, он действует уже год. Он включает в свой состав руководителей органов законодательной власти субъектов федерации, таковых 89, как вы понимаете.
М. КОРОЛЕВА Т.е. это местные парламенты и их спикеры?
В. ГОРЕГЛЯД Местные парламенты и их спикеры. Идея создания Союза законодателей состояла в том, чтобы координировать законотворческую работу. Как известно, в нашем государстве согласно конституции, Вы правильно сказали, мы строим демократическое общество, у нас не существует вертикали законодательной власти, в отличие, может быть, от исполнительной власти. Каждый уровень власти законодательной, он абсолютно самостоятелен. Но тем не менее, самостоятельность не запрещает координацию, потому что отсутствие необходимой координации, разнобой в деятельности федерального законодателя, регионального законодателя вот как раз и привел к тому, что, с одной стороны, возникало дублирование и возникали коллизии в законодательных актах субъектов федерации и законодательных актов федерального уровня, т.е. те самые противоречия в законодательстве, которые пришлось в эти годы устранять. А с другой стороны, существуют целые правовые проблемы, которые не заполнены сегодня ничем, там, в этих правовых проблемах фактически возникает вакуум власти, фактически возникает та ситуация, когда продекларированные конституцией права граждан никто не реализует и никто не несет за это ответственности. Вот сегодняшнее заседание как раз и было посвящено обсуждению этой очень важной проблемы, проблемы, связанной с разграничением полномочий между органами власти, субъектом федерации, федерального центра и местного самоуправления. Причем надо отметить, что это уже не первая попытка решить эту проблему. В 91 году первый раз, мы когда провозгласили построение федеративного государства, попытались решить эту задачу, она была решена отчасти, естественно. А в 96 году была вторая попытка, и вот 2003 год, фактически новая попытка. Президент РФ внес соответствующий законопроект в ГД. Этот закон очень важен, потому что он затрагивает основы нашей государственной власти в России.
М. КОРОЛЕВА Вот, собственно, о чем идет речь, чтобы наши слушатели поняли?
В. ГОРЕГЛЯД Мы обсуждаем с участием всех уровней власти. Речь идет вот о чем, что конституция, как я уже сказал, гарантирует определенные конституционные права граждан, но эти права необходимо еще обеспечить. И обеспечение этих прав проходит через соответствующую законодательную работу, т.е. необходимо принятие законодательных актов на уровне субъектов федерации, на уровне федерального центра.
М. КОРОЛЕВА Вы имеете в данном случае в виду избирательную систему или вообще права граждан?
В. ГОРЕГЛЯД Нет, я имею в виду права граждан в широком смысле слова. Это и право граждан на труд, и право граждан на свободу, на безопасность и многие другие права, которые провозглашены конституцией.
М. КОРОЛЕВА Т.е. грубо говоря, сейчас они не знают, куда им бежать с их обеспечением прав?
В. ГОРЕГЛЯД Да, Вы очень точно ответили, потому что в старой системе, советской системе, она была достаточно отработана, сложилась годами, там у нас гражданин четко представляет, куда им идти жаловаться. Поскольку она была унитарная, она была централизованная, никакого федерализма не было, но зато понятно было, где, в каком месте сидит начальник, который олицетворяет ту или иную власть, а власть у нас одна была, к которому можно обратиться для решения своих проблем. Сегодня, к сожалению, граждане попадают в другую ситуацию, когда он приходит в местный орган власти, муниципалитет, и там ему говорят - извините, так скажем, это не наша компетенция, это вы езжайте в Москву, вот там разбирайтесь, кто вам чего обещал.
М. КОРОЛЕВА Но согласитесь, для чиновника ситуация прекрасная, потому что, как известно, для чиновника что важно переложить ответственность, да, на другие плечи?
В. ГОРЕГЛЯД Для того, чтобы у него такой возможности не было, как раз и должны федеративные реформы провести до конца, чтобы не было этих пустот, не было этих пробелов во власти, чтобы ясно было и понятно, за что отвечает каждый уровень власти, кто отвечает за здравоохранение, кто отвечает за выплату зарплаты бюджетников, кто отвечает за решение проблем муниципального хозяйства, кто отвечает за выполнение важных государственных функций. С одной стороны, это в конституции прописано, но с другой стороны, соответствующими законами до сих пор это не обеспечено. Есть 71-72 статья конституции, которые говорят о предметах совместного ведения. Вот здесь целый огромный пробел правового поля. Что такое совместное ведение совместное ведение на практике получается так, что есть целый комплекс вопросов, за которые не отвечает никто, ни федеральный центр, ни региональная власть, потому что один кивает на одного, другой кивает на другого. Этого не должно быть. И более того, все права власти и ответственность власти должны быть подкреплены соответствующими финансовыми источниками. Сегодня, к сожалению, и эта проблема не решена в полной мере, федеральный законодатель принимает законы, которые должны исполняться на уровне субъектов федерации, у субъектов федерации нет денег. Поэтому закон должен четко и ясно ответить, во что может вторгаться федеральный законодатель, во что не может вторгаться федеральная власть, за что она несет ответственность, за что не несет ответственность. И соответственно, любое решение, которое принимается в государстве, оно должно быть финансово обеспечено, а не так, как сегодня. Принят в 95 году закон о ветеранах, и до сих пор разные уровни власти спорят относительно того, кто должен финансировать выполнение этого закона. А реально денег у государства столько, что не может ни тот уровень, ни другой.
М. КОРОЛЕВА Но как я понимаю, сегодня прежде всего все-таки на Совете законодателей в Москве речь шла об избирательной системе, о введении так называемого пропорционального принципа, да?
В. ГОРЕГЛЯД И об этом речь тоже шла, лучше так скажем, потому что первый вопрос, как я уже сказал, это вопрос разграничения полномочий.
М. КОРОЛЕВА Об избрании по партийным спискам, да?
В. ГОРЕГЛЯД А второй вопрос, действительно, о смешанной системе выборов в субъектах федерации.
М. КОРОЛЕВА Как можно было понять по сообщениям СМИ, во многих субъектах федерации это вызывает серьезные вопросы, т.е. не все согласны с тем, что местные парламенты должны избираться именно так. Ваше мнение?
В. ГОРЕГЛЯД Безусловно, это очень трудный вопрос. С одной стороны, действительно, мы должны провести такую политическую конфигурацию, конфигурировать таким образом политическое поле, чтобы каждый избранный депутат имел ответственность перед своими избирателями, не просто как хороший человек, который понравился избирателям, а как человек, который реализует ту или иную идеологию, реализует ту или иную программу. И как президент сказал сегодня, он должен нести ответственность и перед избирателями, и перед той партией, которая его делегировала. А партия вместе, в рамках всего государства и в рамках конкретного региона, должна нести ответственность за те обещания, которые она давала избирателям. Поэтому для того, чтобы страна была предсказуемой, для того, чтобы с нами можно было бы иметь дело и нашим внешним партнерам, и для того, чтобы наше население доверяло, могло сверять те обещания, которые даются перед выборами, в период предвыборной избирательной кампании, и по итогам работы нашей власти, мы как раз приняли такое решение в свое время и приняли этот закон. Но с другой стороны, конечно, закон проявил свое несовершенство пока. Пока, правда надо еще сказать, что он не вступил в действие, он должен вступить в действие 14 июля 2003 года, но многие законодатели на местах говорят о том, что реализовать его очень трудно. И в этой связи мы договорились о том, что до 14 июля мы продолжим работу над этим законом и постараемся учесть те замечания, которые были высказаны сегодня на Совете законодателей, для того, чтобы закон был не просто хороший, а еще и реализуемый.
М. КОРОЛЕВА К сожалению, заканчивается наше время в эфире, я напоминаю, что у нас был в прямом эфире Валерий Горегляд, вице-спикер СФ. Как вы понимаете, в том, что касается избирательной системы, особенно на местах, здесь разговор мы с вами только начинаем. Спасибо, всего доброго.
В. ГОРЕГЛЯД Спасибо большое.



http://echo.msk.ru/programs/beseda/21334

Док. 494371
Перв. публик.: 18.02.03
Последн. ред.: 21.09.08
Число обращений: 216

  • Горегляд Валерий Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``