В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Константин Симонов: Возможен конфликт интересов Назад
Константин Симонов: Возможен конфликт интересов

Задачи либеральной модернизации, поставленные во многих последних выступлениях Владимира Путина, вполне решаемы, если наше государство предпримет два важных шага. Первый - создаст условия для того, чтобы население могло зарабатывать деньги. Второй - сделает так, чтобы люди могли сохранять заработанное, не боясь посягательств на свои средства ни со стороны самого государства, ни со стороны бандитов. Вот это и есть залог конкурентоспособного эффективного государства.

По крайней мере, так понимает конкурентоспособность действующий президент. С точки зрения экономики тоже достаточно понятно, какие задачи стоят перед страной. Это, прежде всего смена структуры экономики, о чем неоднократно говорил Владимир Путин, причем смена за счет грамотной налоговой политики, которая позволит снизить налоги на обрабатывающую промышленность, оптимизировать условия для развития частного бизнеса. Отсюда - создание современной банковской сферы, пенсионной системы. А главное, повышение конкурентности не только в сегментах естественных монополий, о чем много говорится, но и вообще во всей экономике.

Известно, что концентрация активов в руках российских компаний уже превысила южно-корейские показатели, и степень монополизации нашей экономики крайне высока. Поэтому роль государства в модернизации надо понимать как роль арбитра, который устанавливает правила игры, и следит за тем, чтобы эти правила соблюдались. Но при этом само не играет, а присутствует как контролер. Необходим выбор между либеральной модернизацией, которая понимается как создание условий для развития частного бизнеса, и кенсианской модернизацией, которая понимается как выбор неких отраслевых приоритетов в экономике и закачивание бюджетных средств в эти отрасли. Считается, что отрасли, как Мюнхгаузен себя за волосы, вытащат затем всю экономику. Однако выбор был остановлен, судя по составу нынешнего кабинета, на первом варианте модернизации, и мы видим, как достаточно серьезно выглядит финансово-макроэкономический блок кабинета министров, представленный Александром Жуковым, Германом Грефом и Алексеем Кудриным.

Конечно, определенные риски в структуре нового правительства существуют, и возникает вопрос, насколько эта система будет управляема, особенно в условиях, когда старые министры перешли на нижестоящий уровень, когда их лишили возможности принимать стратегические решения. Но многие из них остались либо заместителями министров, либо главами служб, либо главами агентств. Более молодые министры оказались начальниками опытных аппаратчиков, и тут возможны определенные конфликты. Далее. В структуре правительства существуют разные команды, появляется возможность противостояния того же либерального блока и силового блока, поскольку у них объективно разные интересы. Силовой блок, конечно, будет выступать за расширение финансирования оборонных отраслей, военной реформы и так далее. Значит, и тут есть почва для конфликтов - межэлитных, структурных, ведомственных. Более того, возможны конфликты и внутри самих команд. Хотя Михаил Фрадков и Дмитрий Козак, премьер-министр и глава аппарата правительства, наверное, и поставлены для того, чтобы мирить различные межотраслевые блоки внутри кабинета министров, чтобы эта трехзвенная структура работала эффективно, чего ожидает и Президент, и мы.

Нужно отметить и другие риски. Мы говорим, что наши граждане конкурентоспособны и востребованы на Западе, но многие эксперты признают, что люди сейчас живут не интересами либеральной модернизации, а дожидаются своего куска нефтегазового пирога. Не секрет, что правительству придется реализовывать курс, который не всегда понимается большинством населения. И здесь возможно неприятие правительственных программ, негативное отношение к законопроектам в социальной сфере. Наконец, существует сопротивление правительственному курсу крупных сырьевых корпораций, которые олицетворяют собой монополистов российской экономики, и подобное сопротивление наверняка, скажется на работе кабинета министров.

Таким образом, предвидеть риски и сглаживать конфликты - вот что предстоит, помимо прочего, делать правительству в ближайшие годы, чтобы понятие конкурентоспособности страны перешло из теоретической плоскости в практическую.



Константин Симонов

Генеральный директор Центра политической конъюнктуры России



Материалы в рубрике "Повестка дня" подготовлены при содействии информационного агентства "Росбалт"


http://www.fondedin.ru/


Док. 495294
Перв. публик.: 23.06.04
Последн. ред.: 23.09.08
Число обращений: 206

  • Симонов Константин Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``