В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Делягин: Одна легимитимность - советская Назад
Михаил Делягин: Одна легимитимность - советская
Мы зачем-то сами себя запугиваем жутким, чудовищным советским тоталитаризмом, который страшно всех угнетал.

Позвольте напомнить, что в СССР, в отличие от сегодняшней России, существовали многие права человека, их можно было защитить. Суд, прости, Господи, в большинстве случаев был независимым. Милиционеры ловили преступников, а не грабили население. Работали структуры образования и здравоохранения, безопасности личности. Понятия "пьяный мент" не существовало в природе. Было ощущение справедливости. Может, ее самой по себе было не очень много, но уж явно на порядок больше, чем сейчас.

А главное, существовала возможность самореализации молодежи, которой сейчас нет вообще. Полный плюрализм: хочешь, иди в диссиденты, хочешь - в ученые, хочешь - на административную работу. Уровень жизни 1990 года, реальные доходы населения того времени не достигнуты даже сейчас. И это притом, что в статистику включаются доходы Абрамовича, Ходорковского и прочей подобной братии.

Конечно, Советский Союз был далеко не идеален. Но формулу советского неблагополучия мне открыл один очень пожилой человек, которому я рассказывал про все ужасы сталинизма со всем пылом неофита. Он сказал: "Вина Сталина не в том, что вы здесь, молодой человек, сейчас лепили, а в том, что созданная им система породила Горбачева".

Аналитика в отношении перестройки очень часто напоминает обвинительные заключения. Но проблема в том, и это является очень яркой характеристикой перестройки, что в той части, в которой аналитика не является обвинительным заключением, она производит впечатление либо кондовой советской пропаганды, либо просто схоластики. Это характеризует и перестройку, и ее творцов ничуть не хуже, чем результаты. Для экономики, для уровня жизни народа, да и с демографической точки зрения, последствия перестройки хуже разрухи после Великой Отечественной войны.

Говорят, что перестройка принесла свободу. Но бедный человек не может быть свободен. Свободу получило пять процентов населения страны, которые, либо прямо, либо опосредованно участвовали в ее разграблении и уничтожении, и то некоторые из них сидят в тюрьме.

А в целом перестройка, с моей точки зрения, это преступление особой тяжести, преступление против человечества. Советская легитимность так и осталась единственной легитимностью, которая существует в современном обществе. И даже сменщик Путина будет наследником именно той самой советской легитимности, потому что больше никакой нет.

Как будет проходить борьба за советское наследство? Меня особо интересует столкновение цивилизации за природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока. Как сбалансировать это столкновение, чтобы нас не порвали конкуренты? Как вернуть свои территории? Вернуть не в силу природы советского империализма, а потому, что эти территории к самостоятельному развитию не способны, потому что они погрузились в варварство и экспортируют хаос на территорию Российской Федерации. Если мы не придем в Таджикистан и не наведем там порядок, то Таджикистан придет в Москву и наведет свой порядок здесь.



Михаил ДЕЛЯГИН

научный руководитель

Института проблем глобализации





http://www.fondedin.ru/




Док. 496457
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 185

  • Делягин Михаил Геннадьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``