В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Станислав Радкевич: Деньги партии. Назад
Станислав Радкевич: Деньги партии.


Роль денег в партийной жизни нередко рассматривается с двух крайних точек зрения. Сторонники одной из них, не боясь казаться циничными, будут утверждать, что деньги определяют в партии все. Их же оппоненты, напротив, постараются изобразить себя идеалистами, доказывая, что деньги для партии - дело десятое. При этом вас не будет покидать ощущение, что и те, и другие малость лукавят... Что же это такое в реальности - деньги партии? И если их не хватает, откуда их взять?



Сразу отметим, что и "монетаризм", и "идеализм" очень глубоко укоренены в истории современных политических партий. Так, "монетаризм" восходит к самым первым из них, элитарно-кадровым, вроде британской консервативной, которая в общих чертах сформировалась еще в третьей четверти ХIХ века. Первые консерваторы-партийцы почти сплошь были людьми состоятельными, из высшего (high) и средне-высшего (high middle) классов. Собственность была основой существования викторианских богатеев, фунты стерлингов - одним из важнейших средств политики; неудивительно, что, объединившись в политическую организацию, они именно деньги сделали основным фактором и мерилом ее развития.

И в дальнейшем определяющую роль деньги играли, прежде всего, в политических партиях правой ориентации. На смену консервативным приспели либеральные, после Второй мировой войны к ним добавились христианско-демократические, наконец, в конце ХХ века появились неоконсерваторы. Для всех этих партий состоятельного меньшинства размер их капитала был и остается проблемой номер один. Буквально: сколько у них денег, столько и власти. Исключения, конечно, возможны: иногда, например, сравнительно менее состоятельные кандидаты-демократы одолевают на президентских выборах в США более богатых кандидатов-республиканцев. Но подобные победы воспринимаются специалистами как парадокс, то есть исключение лишь подтверждает правило.

Из трех главных источников пополнения партийной казны: государственного, общественного и внутреннего (взносов и т.д.) - для правых партий на первом месте неизменно остается общественный. Взносы для них играют минимальную роль: скажем, в партийной казне французского Объединения в защиту республики они вплоть до последнего времени не превышали 10 процентов, и есть основания думать, что для правых эта цифра близка к "нормативной". Зависимость правых от госбюджета также невелика. Зато, устанавливая контроль над законодательной властью, правые партии почти всегда пытаются либерализовать режим финансирования политических организаций различными предпринимательскими структурами. Бизнес традиционно питает, в первую очередь, правую политику. Чем выше предпринимательская активность в стране, тем сильнее правые.

Наиболее упорными отрицателями денег как ключевого фактора партийной жизни изначально являлись левые политики. Классическая массовая левая партия - британские лейбористы - например, с момента создания в начале ХХ века и еще очень долго после того была плоть от плоти партией британских рабочих, по сути, политическим крылом их профсоюзов - тред-юнионов. Рабочий - человек небогатый, у него своя "финансовая политика". Он вначале сколачивает с товарищами по цеху кассу взаимопомощи, потом профсоюз, а потом и партию, но сила этой партии не в деньгах, а в миллионах ее членов, чьи голоса однажды и делают нашего друга рабочего, допустим, "эм пи", членом Палаты представителей британского Парламента, зарплата которого...

Часть зарплаты парламентарий-лейборист по уставу родной партии обязан перечислять на ее счет, но эти деньги не считаются государственными: они попадают в лейбористскую казну непосредственно от одного из членов партии и поэтому считаются "внутренними". Именно из "внутренних" источников - отчислений с зарплат депутатов, взносов рядовых партийцев, а также доходов многочисленных малых (и не очень) партийных предприятий - в основном пополняются бюджеты левых партий. Движение "внутрипартийных" денег, как правило, извне отследить довольно трудно. Это дает левым лидерам дополнительные возможности периодически заявлять, что деньги для их партий не важны, по случаю обвиняя кого-нибудь из правых в стяжательстве, коррумпированности и т. п.

Кроме того, именно левые, а конкретно, социал-демократические, партии обычно больше всех борются за государственную регламентацию финансирования политических организаций. Законодательная статистика показывает, что львиная доля юридических ограничений в данной области производилась в периоды, когда большинство в парламентах соответствующих стран принадлежит левым. Эта тенденция имеет четкий политический характер. Чем жестче регламентированы процедуры финансирования политических партий государством, тем труднее поддерживать правых их главным спонсорам-бизнесменам. Государственное финансирование не компенсирует таких потерь. Для левых же деньги из госказны - серьезное подспорье. А государственный контроль над их внутренними источниками финансирования трудно сделать по-настоящему эффективным.

В России ситуация с финансированием политических партий за последние полтора десятка лет качественно изменялась, по крайней мере трижды. Первые годы существования демократической Российской Федерации знаменовались по сути безграничной свободой партий и спонсоров обмениваться различными ресурсами, включая финансовый. Первопроходцы частного бизнеса, шалея от прибылей, бывало, жертвовали каким-нибудь конституционным демократам-экологам больше тысяч у.е., чем было самих этих "зеленых" демократов в реальности. А генералы ВПК, чему пишущий эти строки был невольным свидетелем, случалось, солидно пыхтя, практически из собственного сейфа доставали пухлые пачки рублей "для Гены"...

Во второй половине девяностых все пошло по-другому. Под давлением оппозиционных Борису Ельцину партий, составлявших в Государственной Думе большинство, были утверждены законодательные нормы, которые теоретически сразу очень резко ограничивали свободу рук партийных спонсоров - особенно на время избирательных кампаний. Таким образом Коммунистическая партия Российской Федерации Геннадия Зюганова, Аграрная партия Михаила Лапшина и их союзники стремились хотя бы формально ограничить приток денежных средств в бюджеты их соперников-правых и центристов. Однако в жестких законодательных актах, как обычно, оказалось множество лазеек. К тому же строгость закона россияне в данном случае, как и во многих других, компенсировали повсеместным его неисполнением.

С началом нового века начался и новый период в области партийного финансирования. Лишенные устойчивой идеологической и эмоциональной привязки к массам избирателей, центристские политические организации ("Единство", "Отечество", "Единая Россия") нуждались и нуждаются в очень серьезной финансовой подпитке своих структур. Попытки нынешнего думского большинства предельно ограничить возможности попадания в будущий парламент "мелких партий" при максимальном расширении собственных возможностей (в частности, возможностей финансирования "крупняка" из всех известных источников, включая государственный) следует признать абсолютно последовательными. О дальновидности или близорукости авторов поправок к существующим законам "О политических партиях" и "О гарантиях прав избирателей...", конечно, можно и, наверное, нужно спорить. Но в логике им не откажешь.

Итак, действующий Федеральный Закон Российской Федерации "О политических партиях" от 11 июля 2001 года No 95-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 20.12.2004 No 168-ФЗ и от 28.12.2004 No 183-ФЗ), прежде всего, определяет круг источников, из которых могут пополняться денежные средства политической партии: а) вступительные и членские взносы; б) средства федерального бюджета; в) пожертвования; г) поступления от мероприятий, проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями; д) доходы партии от предпринимательской деятельности; е) поступления от гражданско-правовых сделок; ж) другие не запрещенные законом поступления.[1]

Все деньги партии размещаются на банковских счетах. Политическая партия, ее региональные отделения и другие ее подразделения вправе иметь только по одному расчетному счету. При этом любые пожертвования от физических и юридических лиц должны быть задокументированы.

Политическая партия не имеет право получать пожертвования от: а) иностранных государств и иностранных юридических лиц; б) иностранных граждан; в) лиц без гражданства; г) граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет; д) российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном капитале превышает 30 процентов; е) международных организаций; ж) органов государственной власти и местного самоуправления; з) государственных и муниципальных организаций; и) юридических лиц, имеющих в своем уставном капитале долю государственной или муниципальной собственности, превышающую 30 процентов; к) воинских частей, военных организаций, правоохранительных органов; л) благотворительных организаций и религиозных объединений, а также от учрежденных ими организаций; м) анонимных жертвователей; н) юридических лиц, зарегистрированных менее чем за один год до дня внесения пожертвования.

Объем пожертвований лимитирован. Общая сумма ежегодных денежных пожертвований одного физического лица не должна превышать десять минимальных размеров оплаты труда, а от одного юридического лица - сто тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на 1 марта предыдущего года.

Государственное финансирование политических партий организуется по итогам участия политических партий в выборах. Общий объем бюджетирования должен быть не менее 0,005 минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на 1 марта предыдущего года и умноженного на число избирателей, включенных в списки избирателей на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы либо президента Российской Федерации.

Политические партии имеют право на получение средств федерального бюджета в одном из следующих случаев:

а) если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы, поддержали не менее 3 процентов участников голосования по федеральному избирательному округу;

б) если по результатам выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным избирательным округам было избрано не менее 12 кандидатов, выдвинутых политической партией;

в) если зарегистрированный кандидат на должность президента Российской Федерации, выдвинутый политической партией, получил не менее 3 процентов голосов участников выборов.

Порядок выделения федерального бюджета прописан вполне определенно:

а) по результатам выборов депутатов Государственной Думы - не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов и в последующем ежегодно в течение всего срока полномочий парламента;

б) по результатам выборов Президента Российской Федерации - единовременно, но не позднее чем через год со дня официального опубликования результатов выборов.

В рамках реформы избирательного законодательства предполагается повысить барьер для прохождения политических партий в думу до 7 процентов. При этом в федеральном Законе "О политических партиях" предлагается зафиксировать десятикратное увеличение государственного финансирования политических партий, причем права на эти деньги по-прежнему сохраняются за теми партиями, которые набрали на последних парламентских выборах более 3 процентов голосов. Объем государственного финансирования "проходных" партий предлагается осуществлять ежегодно из расчета 5 рублей на голос избирателя.

Отмечу, что установление контроля госчиновников над партийной казной - не единственная опасность, которую несет с собой государственное финансирование политических партий. Бюджетные деньги вроде наркотика. Систематическое прикармливание партии государством чревато, в принципе, и полной потерей независимости ее лидеров от бюрократов. За этим могут последовать качественные изменения ее социальной базы, а то и превращение в секту.

Однако вредна и другая крайность - попытки некоторых партийных лидеров в молодых демократиях заимствовать принципы фандрайзинга, разработанные для "неправительственных" (правильнее - неполитических) общественных организаций. В России это, по-моему, первыми зафиксировали участники семинаров, организуемых для представителей различных политических партий американским Международным республиканским институтом и ему подобными структурами.[2]

Особенности российской национальной благотворительности таковы, что помощь оказывается исключительно "сирым и убогим". Политические же партии в общественном сознании совсем не ассоциируются с убожеством и слабостью. Скорее, наоборот, в них видят объединения энергичных честолюбивых людей, которые борются за деньги и/или власть. Обращение таких людей за безвозмездной помощью вызовет у потенциальных благотворителей в лучшем случае недоумение. Но возможны и более сильные эмоции...

Иное дело торговля. Торговля - игра понятная, а для предпринимателей (основных спонсоров) еще и привычная. Здесь они чувствуют себя как рыба в воде и торгуются охотно, иногда даже вовсе не предполагая что-нибудь купить.

Конечно, рынок политических услуг отличается от воскресной ярмарки. Но, чтобы больше зарабатывать, надо делать то же самое: выставлять побольше товаров, производить шум и в нужный момент уступить гривенник, чтобы "наварить" червонец.

При этом товары партии необязательно обозначать скучным словом "услуги". Лучше - словом "вещи". Например - кресло в таком-то и таком-то кабинете. Или - такое-то и такое-то постановление областного правительства. Или - такой-то площади участок для проведения геологоразведочных работ в тундре. Или - столько-то экологических пикетов у АЗС конкурента... Многие предприниматели нуждаются в подобных вещах и готовы заплатить за них приличные деньги.

Производить шум, значит рекламировать свои товары. Нет рекламы - нет бизнеса. Или шире: под лежачий камень вода не течет. Кто сказал, что нельзя рекламировать лоббизм? А если так: "Мы пролоббировали закон всемирного тяготения. Он действует до сих пор. Партия такая-то". Возможности косвенной рекламы партийных товаров намного шире, чем прямой, а пиара, по-моему, и вовсе ограничены лишь талантом пиарщика.

В психологическом отношении торговлю парттоварами стоит воспринимать не как тягостную необходимость, а именно как игру. Торговать - не христарадничать. Продавец и покупатель - равные стороны. К тому же их базовые интересы совпадают. Продавец стремится побольше продать - покупатель побольше купить. Надо пойти навстречу друг другу, и все получится.

Торговец чиновничьими креслами, газетными полосами и массовыми акциями так же, как и любым другим товаром, может применить множество технологических приемов, описанных в любой книге типа "Сто способов успешных продаж". В одной ситуации он сделает скидки (покупателям-оптовикам, например), в другой применит прямой маркетинг, скажем, разослав потенциальным спонсорам список своих товаров, в третьей... Главное не заиграться. Не переступить рамки закона. И помнить, что партийный фандрайзинг - лишь средство. Не цель. Цель у политической партии все-таки совсем иная, чем у супермаркета.

Проницательный читатель, наверное, догадался, что стиль статьи изменен с формально-юридического на шутовской не случайно. В конце концов, лучшая форма обучения партстроительству - тоже игра. "Наука - баба веселая, - говаривал академик Тимофеев-Ресовский, - и паучьей серьезности не терпит". Исторически сведенные брови - плохое средство делать деньги для партии. Ведь подлинная партия - открытая система. Откройтесь и вы. Улыбайтесь. Только никогда ничего не просите. Спонсоры придут к вам сами. И все дадут.



Станислав РАДКЕВИЧ

Руководитель департамента аналитики

Центра политического консультирования "НИККОЛО М"




--------------------------------------------------------------------------------

[1] При написании правовой части статьи были использованы материалы, подготовленные юристом ЦПК "НИККОЛО М" Александром Янченко. - Прим. авт.

[2] В. Сатарова. Политические партии и партийное строительство. // Препринт. М., 2005. С. 138.




http://www.fondedin.ru/


Док. 496522
Перв. публик.: 25.04.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 176

  • Радкевич Станислав Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``