В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Даниил Дондурей: Дело не только в бюджете Назад
Даниил Дондурей: Дело не только в бюджете

Начну с небольшого замечания по поводу меценатства. С конца 1998 года уже действовал федеральный закон о кинематографии, прекраснейшим образом пролоббированный. Однако в конце 2002 года действие пункта 15 этого закона было приостановлено. Как верно сказал Юрий Белявский, воруют всюду и по-разному: в развитых странах - по несколько процентов, в неразвитых - даже и по 10 процентов. Но у нас к моменту приостановки действия этого пункта о меценатах норма отката в кинематографе доходила до 90 процентов.

Мне самому пришлось однажды участвовать в качестве эксперта на судебном процессе, где рассматривались два документальных фильма об Эрмитаже, один короткометражный на 20 минут, другой на 30 минут, снятые за 25 миллионов долларов на деньги наших нефтяных меценатов. На самом деле общая максимальная стоимость обеих картин - 300-400 тысяч долларов.

Причем я не помню ни одной жалобы кинематографистов по поводу откатов в 50, 60, 90 процентов. Это к вопросу о моральной готовности общества, государственных структур, включая правоохранительные, и самих деятелей культуры.

Согласен с Александром Рубинштейном в том, что сегодня государство отвратительно управляет культурой, что для сфер, нуждающихся в бюджетной поддержке, приняты неправильные модели, что административная реформа в сфере культуры не принесла ничего, кроме урона. Это единственная сфера, в которой народ все лето наблюдал открытую войну между министром и руководителем агентства. А затем ко всеобщему удивлению оказалось, что все это можно решать в рабочем порядке.

Тема нашего обсуждения - культура в условиях административной и бюджетной реформ. Но пока здесь говорили не обо всей культуре, а исключительно о тех ее сегментах, которые связаны с поддержкой бюджета. А это лишь маленькая часть культуры. Бюджет министерства культуры на нынешний год - 1,7 миллиарда долларов, в то время как во всей сфере досуга вращается как минимум 12-15 миллиардов.

Значит, бюджетное финансирование составляет менее 20 процентов всего бюджета культуры. Однако весь доклад построен на той части культуры, которая связана с бюджетом. Хотя к культуре принадлежит, более того, служит основным институтом представления ее продуктов такая мощнейшая сфера, как телевидение. К госбюджету оно никакого отношения не имеет, а в плане культурной политики никто в стране телевидением не занимается. Есть только название "Министерство культуры и массовых коммуникаций", но нет ни аналитики, ни кураторов массовых коммуникаций. Между тем такие сферы, как телевидение и кино, не просто важны - они невероятно важны. Их место в культуре неизмеримо больше, чем все, что мы сегодня обсуждаем.

За последний год реформы в сферах здравоохранения, образования, в науки стали предметом острейших и мощнейших общественных дискуссий. Но нет соразмерной реакции на происходящее в сфере культуры, культурной политики, в фундаментальных системах вроде электронных и неэлектронных СМИ. В плане национальной экономики и национальной безопасности об этом вообще ничего не говорят.

Нет дискуссий, нет научных обсуждений, это не обсуждается в политических программах на том же "телеке". Значит, не служит предметом национальной повестки дня, национального анализа. Впечатление, что теорией культуры занимается один только всеобщий кумир Шойгу.

На самом деле культура - это, по крайней мере, три уровня. Во-первых, производство смыслов, сохранение национальной аутентичности, моделирование будущего. Хотя эти важнейшие вещи не имеют отношения к тому, что мы сегодня обсуждали. Во-вторых, это институты культуры и культурной деятельности. Лишь 15-20 процентов из них подпадают под патронаж министерства культуры, а остальными не занимается никто. В-третьих, это культура как искусство, как создание новых художественных образцов. Хорошее было бьеннале, плохое - пусть решают эксперты мирового уровня, которые здесь были и много про это уже написали. Давайте не будем лезть в эту эфемерную, сложную, эзотерическую область. Особенно в изобразительное искусство, где просто принципиально другая экономика, чем та, которая описана в докладе.

Не буду включаться в дискуссию о театрах, где тоже многое непросто. Согласен, театру надо помогать. Но у нас огромное количество театров, больше, чем в какой-либо другой стране мира, и в основном это театры дотационные.

Мы не умеем собирать и анализировать информацию о культуре. Нельзя считать нормальной ситуацию, когда я рассказываю руководителям киноотрасли о том, что происходит в кинематографе. Но у них нет аналитических служб, которые бы серьезно и многосторонне этим занимались.



Даниил ДОНДУРЕЙ

главный редактор

журнала "Искусство кино"





http://www.fondedin.ru/


Док. 496663
Перв. публик.: 25.12.05
Последн. ред.: 25.09.08
Число обращений: 186

  • Дондурей Даниил Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``