Сегодня любимая миллионами зрителей актриса Лидия Федосеева-Шукшина отмечает свое 70-летие.
Народная артистка РСФСР Лидия Федосеева-Шукшина категорически не дает интервью, не любит публичности и старается реже посещать светские рауты. Возможно, устала от чрезмерного внимания прессы в связи с ее замужеством с Бари Алибсовым. Несмотря на это народ любит актрису особенно трогательно. За уютность, обаяние и душевный свет. И за преданность памяти великого Шукшина. 34 года прошло, со дня смерти Василия Макаровича, а в его кабинете все осталось, как было при нем. К тому же Лидия Николаевна одной из главных своих забот считает налаживание работы фонда памяти Шукшина. Она и при жизни писателя была ему верной помощницей. Переписывала набело его прозу. Ходила по редакциям, когда он снимал сам или снимался. Читала верстки, корректуру.
Свою первую роль Лидия Федосеева сыграла в картине режиссера Граника "Максим Перепелица". Но ни зрители, ни критики почти не заметили молоденькую лаборантку в исполнении такой же юной актрисы. Впрочем, через четыре года ее роль - студентки Тани в фильме "Сверстницы" - принесла Федосеевой относительную популярность. Встреча с Шукшиным изменила творческую судьбу Федосеевой. Они вместе учились во ВГИКе, но судьбу решила их совместная поездка на съемки картины "Какое оно, море?". В поезде по дороге в Судак Лидия потихоньку наблюдала за Шукшиным: глаза у него зеленые - веселые, озорные и хулиганистые. Компания оказалась на редкость приятной, и Федосеева запела "Калину красную". И он подхватил...
Они поженились, и актриса вместе со своим мужем сыграла главные роли в кино-шедеврах Шукшина "Странные люди", "Печки-лавочки" и "Калина красная".
Простодушная наивность Федосеевой, ее безыскусная игра, скромная и в то же время запоминающаяся внешность позволили ей стать равноправной партнершей яркого актера Шукшина.
Вместе они создали ту неповторимую, естественную атмосферу реальной жизни, которая и подкупала зрителей в этих фильмах.
Коренная ленинградка, Федосеева буквально растворилась в своих персонажах деревенских женщин. "Василию Макаровичу Шукшину я обязана всем", - утверждает актриса. Действительно, в его фильмах она проявила свою сильную творческую индивидуальность. Шукшин создал и отразил ее тип народной красоты, тип русской женственности: жертвенной и терпеливой...
Они вместе могли сделать еще много интересного, но произошла трагедия: в середине семидесятых на съемках фильма "Они сражались за Родину", где снималась и Федосеева в роли Грикерии, Шукшин скоропостижно скончался. В 36 лет Лидия Николаевна осталась одна с двумя девочками. Нередко ее посещали мысли уйти в монастырь, казалось, жизнь кончена. Однако надо было растить детей. После смерти мужа она взяла двойную фамилию, стала работать в Театре-студии киноактера в Москве и очень много снималась: фильмы с ее участием выходили практически ежегодно. В свое время режиссер Динара Асанова говорила: "Я стараюсь снять ее в каждом своем фильме. Пусть в эпизоде, но непременно. Это - актриса!". Лаконично. Лидия Николаевна это заслужила, режиссеры приглашали ее наперебой: только бы согласилась.
И она всякий раз подтверждала свой профессионализм: роли выпадали иной раз весьма далекие от привычного ей типа женщин. Одна мадам Грицацуева из "Двенадцать стульев" чего стоила! С заразительным юмором исполняла актриса свою роль в телеспектакле по гоголевской повести "Иван Федорович Шпонька и его тетушка".
Федосеева-тетушка ходила по сценической площадке с намалеванными усами, с короткой трубкой во рту и так хлопала племянника по плечу (Олега Табакова), что тот шатался.
Особенной популярностью пользовались картины "Ключ без права передачи", "Вам и не снилось", "Из жизни отдыхающих", "Жена ушла", "По главной улице с оркестром".
В 90-х годах Лидия Николаевна Федосеева-Шукшина снималась в Польше, в восьмисерийном фильме "Баллада о Яношке". Играла больную, одинокую мать, которую предал сын. Зрители приняли телесериал сдержанно, поскольку по сюжету сыграла русская. Федосеева вернулась в Москву, где снялась в телесериале "Графиня Шереметева" в роли Екатерины Великой. Лидия Николаевна и не скрывает своей любви к костюмным картинам. В ее творческой жизни были "Юность Петра", "Демидовы", "Виват, гардемарины!". Она с удовольствием снималась в "Петербургских тайнах". Роль генеральши Амалии Потаповны фон Шпильце, интриганки, была центральной в сериале. По заказу французского телевидения на "Ленфильме" режиссер Муратов экранизировал 10 старых русских повестей. На французском языке Федосеева-Шукшина сыграла снова Екатерину II. А одна из последних работ Лидии Николаевны - в "Парке советского периода".
Редакция "Столетия" присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Лидии Николаевны с днем рождения и желает ей дальнейших творческих побед.