В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Бронштейн: `От первого лица` (15.02.2007) Назад
Александр Бронштейн: `От первого лица` (15.02.2007)
Гость передачи - профессор, доктор медицинских наук, руководитель Центра эндохирургии и литотрипсии Александр Семенович Бронштейн. Но разговор пойдет не о болезнях, не о лекарствах, даже не о правильном образе жизни; поводом для разговора послужила книга, написанная профессором Александром Бронштейном, - "Шоссе энтузиаста" (Центр эндохирургии и литотрипсии, президентом которого является автор книги, расположен на Шоссе энтузиастов).

- Александр Семенович, вы энтузиаст?

БРОНШТЕЙН: Не знаю, может быть. Потому что название придумала моя жена. Когда книга готовилась к выходу, друзья сказали мне, что удачное название - половина успеха. А поскольку я считаю, что моя жизнь состоялась (не знаю, насколько успешно, но я думаю, в достаточной степени), то я озадачил многих. Правда, сам я так ничего и не придумал, зато моя жена как-то поздно вечером предложила именно это название. Я просто крякнул: может, частично это соответствует написанному в книге, а с другой - это же пусть маленькая, но реклама нашему учреждению!

- Эта книга - автобиография, мемуары, воспоминания и рассуждения о жизни. О вашей жизни, жизни ваших родителей; о вашей матери, которая была фронтовым хирургом, потом земским врачом, как сказали бы теперь, и уже только эти два факта говорят о том, что ее жизнь не была легкой. Собственно, книга и посвящена ей. А еще в книге есть рассказы о ваших именитых друзьях; кстати, предисловие написал народный артист СССР Олег Павлович Табаков (который, впрочем, вашим пациентом не является)... Вы говорите, что ваша жизнь состоялась, и один из признаков успеха - знаменитые друзья?

БРОНШТЕЙН: Ну конечно нет! Что касается друзей, - мне просто хотелось доставить им удовольствие, потому что когда ты даришь человеку книгу, человек начинает себя там искать... Книга, конечно, имеет к этим людям отношение, потому что они тоже занимают часть моей жизни. Но в основном я писал о периоде жизни, который прожил вместе с матерью, - мало кому удавалось подобное: мы были вместе шестьдесят пять лет. Ну, может, чуть меньше, но все равно до таких солидных лет я как бы "был за мамой", и она, несмотря на то что я уже и сам был весьма серьезным мальчиком, всегда была мне мамой. И я даже не мог представить, что ее может не быть (а она ушла в девяносто восемь лет).

И сейчас, по прошествии двух лет, мне все кажется, что она придет. Она сделала мне подарок: пригласила девочку, дочь нашей сотрудницы, которая записала ее рассказ на видеокамеру. Все сделано очень неумело, - мама как бы диктовала свой рассказ на пленку, но я нашел это после ее смерти, и сейчас не могу без слез смотреть эту кассету. И у меня такое чувство, что она всего лишь находится в другой комнате. И последние кадры: девочка уходит и кричит в окно: "Ревекка Исааковна, где вы?" "Леночка, я здесь," - отвечает мама. И она здесь - и на кассете, и в моей жизни. Конечно же, моя книга безусловно посвящена моей матери, хотя я очень любил и отца (как и мои родители - друг друга). Но, как говорят в авиации, мама была ведущей, отец - ведомым.

А вообще о поколении моих родителей говорят, что это было поколение, которым пожертвовали. Моя мама действительно всю боль, всю тяжесть страны вынесла на своих плечах. И в последние годы, когда я уже был в достаточной мере свободен, в том числе в материальном отношении (я уже возглавлял нашу клинику, - она негосударственная, поэтому возможностей больше), я не помню, чтобы мама воспользовалась хотя бы какой-то возможностью. Она никогда не пользовалась косметикой, - не помню, чтобы у нее была губная помада или чтобы она красила ногти, да и всю жизнь у нее не было ни одной хорошей вещи. Даже то, что я раньше привозил из-за границы, она никогда не брала. Думаю, что именно на таких как она, стоит Россия, хотя людей этого поколения осталось очень мало. Но дай Бог, чтобы те, кто жив, жили как можно дольше, и наша обязанность - сделать все для этого.

- Ваша книга - в какой-то мере документ эпохи, даже если это и звучит несколько торжественно. Но вырастают новые поколения, которые той жизни не знали и не знают, и если они не интересуются, допустим, старым кино или литературой того времени, то и представления не имеют, как люди жили без воды, газа, пользуясь керосинками и примусами. А что такое примус, трудно объяснить даже тем, кто читал "Мастера и Маргариту". И такие бытовые мелочи из вашей книги тоже интересны сами по себе...


http://www.radiorus.ru/news.html?id=171928

15.02.2007

Док. 497865
Перв. публик.: 15.02.07
Последн. ред.: 28.09.08
Число обращений: 133

  • Бронштейн Александр Семенович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``