В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке РФ: `Студенты должны знать законы об образовании` Назад
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке РФ: `Студенты должны знать законы об образовании`
О приоритетах образования и науки в XXI веке говорится много. Эти приоритеты должны воплощаться в жизнь, в том числе через законодательство. Комитет Государственной думы по образованию и науке РФ рассматривает новые законопроекты, касающиеся научно-образовательной сферы, а также законопроекты, вносящие изменения и дополнения в существующие законы. Об особенностях законотворческой работы корреспонденту "Обучения & карьеры" Дмитрию Мисюрову рассказал председатель Комитета Государственной думы по образованию и науке РФ Николай Булаев.

- Николай Иванович, как вы считаете, Госдума этого созыва уделяет достаточно внимания сфере образования или это второстепенная сфера? Чем может гордиться научно-образовательный Комитет за прошедший год работы?

- Мы достаточно серьезно изменили формат работы Комитета - работаем в абсолютно открытом режиме. Комитет имеет несколько общественных советов: по науке, по образованию, по инновационной деятельности и интеллектуальной собственности. Все законопроекты, которые предполагается рассматривать в Комитете, обсуждаются в экспертных советах. Нужно также особо сказать о деятельности Комиссии Генерального Совета партии "Единая Россия" по вопросам образования и науки. Она тоже, по сути, была создана по инициативе Комитета. На всех этих площадках идет обсуждение законопроектов, предполагаемых к внесению в Государственную думу. Такой формат работы в течение минувшего года позволял нам избегать принятия неразумных, неадекватных решений и не вносить законопроекты, которые совершенно точно не будут восприняты образовательным сообществом. Поэтому я бы сейчас говорил не о том, какие законопроекты нам удалось принять, а о том, какие технологии подготовки законопроектов построены и используются.

Наиболее контрастно это проявилось в прошлом году при работе над 122-м законом, когда вносились поправки в законы, касающиеся сферы образования и науки. Образовательное и научное сообщества отметили, что принятые в 122-м законе поправки не носят негативного характера и те возможные негативные последствия, которые могли бы возникнуть, полностью демпфированы.

- Ваше отношение к принятому бюджету образования на 2005 год?

- Несомненно, этот бюджет имеет в себе больше положительного, чем отрицательного. Это и достаточно серьезное увеличение ассигнований на науку, и запланированное увеличение зарплаты в течение года на 30 %. Расходы на систему высшего образования в 2005 году будут значительно выше, чем в прошлом, на 24 %. Мы не просто фиксируем сегодняшнюю ситуацию, мы следуем тенденции, которая существует уже три года: это стабильное исполнение тех обязательств, которые бюджет берет на себя. За три года в стране не было ни одного случая, когда бюджетные обязательства в отношении какого#8209;либо федерального учебного заведения не были бы исполнены. В отношении стипендий планируется их повышение дважды - с первого апреля и с первого сентября.

- Как вы оцениваете введение в России двухуровневой системы бакалавр - магистр?

- В процессе работы с представителями общественности, научно-образовательного сообщества мы пришли к выводу, что слово "двухуровневый" не очень точно отражает интересы российской системы образования, нужно говорить о нескольких уровнях. В законопроекте будет прописан как отдельный уровень, специалист, с возможностью непрерывного цикла обучения. Потеря этого уровня подготовки для абсолютного большинства представителей вузов является неприемлемой.

- Сколько нужно будет учиться на бакалавра и магистра и как будет осуществляться переход с уровня на уровень?

- Бакалавр учится три-четыре года, магистр - еще два года, специалист, как правило, пять с половиной лет. Но после бакалавриата, сдав экзамен, можно пойти учиться как на магистра, так и на специалиста. Сейчас мы предложили авторам законопроекта (правительству РФ) точно определить отличия, которые будут существовать между обучением по схеме бакалавр - специалист и по схеме специалист.

- Если экзамен после бакалавриата не сдан, выпускника могут призвать в армию?

- Молодого человека с высшим образованием (в данном случае это бакалавриат), не поступившего в магистратуру или специалитет и не имеющего оснований для отсрочки, призывают в армию. Я в этом ничего страшного не вижу. Что касается вообще призыва студентов, Президент РФ определил позицию по данному вопросу. Во многих его выступлениях звучала мысль о том, что призыв студентов в армию - вещь на сегодняшний день необязательная. У нас есть очень большое количество отсрочек, некоторые могут быть отменены, но сейчас не та ситуация, когда нужно отменять отсрочки для студентов. Государство заинтересовано в том, чтобы в армию шел специалист с высшим образованием, более подготовленный, более грамотный, имеющий возможность освоить современную технику.

- Многоуровневая система коснется больше технических или гуманитарных специальностей?

- И тех, и других. Перечень специальностей, по которым подготовка на квалификацию специалист осуществляется в виде непрерывного цикла, будет определяться правительством. Мы просим правительство РФ подготовить этот список сейчас, чтобы он поступил в Государственную думу не после того, как закон будет принят, а в ходе рассмотрения законопроекта.

Дело в том, что и сейчас в законах у нас эти уровни прописаны - бакалавр, магистр, специалист, многие вузы уже работают по схеме бакалавр - магистр, бакалавр - специалист.

- Но это было добровольно, а станет обязательно... Те, кто будет поступать в российские вузы в 2005 году, уже будут ориентироваться на новый закон?

- Не думаю, что это будет введено уже в 2005 году. Возможно, законопроект внесут в Госдуму в марте-апреле, далее существует достаточно длинная процедура рассмотрения законопроекта...

- Сейчас возобновили дискуссии о возрождении аналога советского распределения после вуза. Выпускники прежде всего педагогических и медицинских вузов должны будут либо отдать потраченные государством на их обучение некие возвратные субсидии, или отработать...

- Я не думаю, что вопрос с возвратными субсидиями настолько хорошо проработан, что можно говорить о неком законодательном обеспечении этой проблемы. Пока официально внесенных законопроектов нет, поэтому о таких субсидиях можно говорить как о некой возможности. Что касается обязательств для человека, окончившего бюджетное отделение... Ведь у нас проблемы не только с учителями, врачами, очень остро стоит проблема кадров и в оборонной отрасли. Мое личное мнение: государство должно определиться, какие специалисты, в каком количестве будут ему нужны через год, через три. И еще: при поступлении на первый курс бюджетного отделения со студентом может заключаться договор. У гражданина, обучающегося за счет бюджета, должно появиться понимание, что государство платит за его обучение.

- Известно, что в России многие выпускники не могут найти работу по специальности. Что можно сделать, чтобы избежать такой ситуации?

- При той экономике, которая сегодня существует, нельзя винить во всем студентов. Трудно делать какие#8209;то прогнозы по рынку труда. Но мы уже в ближайшее время придем к тому, что прогнозирование на рынке труда будет более четким. Уже написан законопроект, предусматривающий участие работодателей в формировании заказов, общественной экспертизе вузов. Если он будет принят, предложение системы образования и спрос рынка труда станут более сбалансированы. Сейчас мы вынуждены относиться как к факту к тому, что человек работает не по специальности. Но я надеюсь, что вносимые законопроекты, в том числе об участии работодателей, об уровнях образования, позволят решить эту проблему.

- Законопроекты вносит в основном правительство РФ?

- Не только правительство. Есть депутатский законопроект, касающийся работы службы по надзору в сфере образования и науки. Но пока рано его комментировать.

- Будут какие#8209;то законы, касающиеся вопросов поступления в вузы, судьбы ЕГЭ - ГИФО?

- Есть законопроект, касающийся контрактников, отслуживших в армии не менее трех лет. Они без конкурса смогут поступать в вузы, отучившись год на подготовительном отделении. Причем планируется предоставлять им стипендию на уровне прожиточного уровня региона, где находится вуз. Законопроект довольно затратный, сейчас отрабатывают все детали.

Что касается ЕГЭ, его обязательности и исключительности, я думаю, в ближайшее время такой законопроект не появится. В отношении ГИФО также законопроектов нет.

- В прошлом году некоторые льготы студентам были отменены, например на проезд от места учебы домой и в городском общественном транспорте...

- Льгота по проезду от места учебы была фактически виртуальной. Проблема решалась в основном за счет средств, которые были у образовательных учреждений. Поэтому мы предложили опережающую меру, позволяющую вузам расширить свои возможности для поддержания нуждающихся студентов: с 1 сентября 2004 года в пять раз был увеличен стипендиальный фонд адресной поддержки студентов. Если раньше он составлял 5 % от общего стипендиального фонда, то с 1 сентября 2004 года - 25 %.

Что касается льгот для проезда в общественном транспорте, это определяется на муниципальном уровне и в абсолютном большинстве регионов для студентов сохранили ранее действовавшие льготы. Государственная дума РФ принимала соответствующее заявление, обратившись к региональным властям с предложением сохранить льготы для студентов.

- Нужно ли студентам знать законы об образовании?

- Думаю, студенты должны знать законы об образовании в достаточном объеме. В этих законах их права и обязанности, возможности и перспективы. Знание дает возможность развиваться.



http://www.zarplata.ru/a-id-6342.html

Док. 498001
Перв. публик.: 11.04.05
Последн. ред.: 28.09.08
Число обращений: 164

  • Булаев Николай Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``