В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рейман. Локомотив экономического роста. Назад
Леонид Рейман. Локомотив экономического роста.

Наша отрасль начинала с достаточно низкой стартовой отметки. В конце 1990-х уровень развития информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ) в России не только был весьма скромным - по некоторым показателям мы отставали даже от многих стран СНГ. Между тем, как убеждает мировой опыт, именно ИКТ представляют собой ключевой фактор развития современной экономики и всех сфер современной жизни. Они позволяют значительно повысить эффективность труда, улучшить качество услуг и обеспечить новый уровень государственного управления в целом.



За последние годы были предприняты большие усилия для того, чтобы довести уровень развития ИКТ в стране до должного уровня. Именно благодаря этим усилиям Россия сегодня стала мировым лидером по темпам развития отрасли. В этом отношении мы можем сравниться даже с Китаем с его огромным населением и его огромными сетями.

Темпы развития отрасли значительно превосходят средние темпы развития российской экономики, и к 2006 году объем отрасли ИКТ превысил триллион рублей. Это важное и знаковое событие. Как следствие, доля отрасли в структуре ВВП существенно увеличилась и на конец прошлого года достигла порогового значения в 5 процентов.

Это означает, что отрасль уже становится мощным локомотивом экономического роста. Согласно программе социально-экономического развития Российской Федерации, вклад отрасли ИКТ в общий рост экономики нашей страны (0,5 процента) станет сопоставимым со вкладом от нефтедобычи (0,6 процента).

Решение задач дальнейшего развития отрасли принадлежит к числу приоритетов деятельности правительства. Можно выделить несколько тесно связанных между собой направлений.

Одна из ключевых задач - поддержка развития конкурентоспособного отечественного производства в сфере ИКТ с выводом его на мировой уровень. На февральском заседании Президиума Госсовета в Нижнем Новгороде президент страны сказал, что существует традиционный путь развития, связанный с экспортом сырья, нефти, газа, и Россия является очень сильным игроком в этом секторе. Но стране необходим и новый, альтернативный, параллельный - как угодно называйте - путь развития, основанный на использовании инноваций. Это путь к инновационной экономике, построенной на знаниях. Тем самым роль отрасли ИКТ для развития в этом направлении и снижения сырьевой зависимости страны исключительно велика.

Большое внимание уделяется обеспечению населения и организаций на всей территории России современными и доступными информационно-коммуникационными услугами. С этой целью прилагаются значительные усилия по развитию национальной инфраструктуры связи. Нужно отметить, что рост наблюдается во всех сегментах отрасли связи и телекоммуникаций. Это и традиционная фиксированная связь, и связь мобильная. Похоже, количество мобильных телефонов уже вплотную приблизилось к количеству жителей России, а в крупных городах, в Москве и Петербурге уже существенно превосходит количество их жителей.

Необходимо развитие не только Интернета, но и перевод на новые цифровые технологии теле? и радиовещания, и модернизация такого традиционного института, как почта. Известна так называемая "проблема последней мили" ("last mile"), то есть оптимальной организации взаимодействия сети и ее непосредственного абонента. А в модели "электронного государства" это взаимодействие происходит именно в почтовом отделении.

В 2005 году Россия приступила к реализации мер, нацеленных на ликвидацию пресловутого цифрового разрыва. Цифровой разрыв - многоаспектное понятие, но для России он в первую очередь выражается в неравных условиях и возможностях получения информации и использования услуг ИКТ для людей, проживающих на разных территориях. Если в Москве обеспеченность мобильной и фиксированной телефонной связью, Интернетом и другими услугами соответствует, а иногда и превосходит уровень европейских государств, то в 40 тысячах из 150 тысяч населенных пунктов России нет никакой связи вообще.

Именно поэтому в законе "О связи" впервые был введен принцип универсального обслуживания. Такой механизм хорошо зарекомендовал себя во всех странах мира, и с его помощью которого мы пытаемся решить проблему информационной изолированности населенных пунктов и нашего населения. Механизм универсального обслуживания предполагает представление населению по всей территории страны гарантированного государством набора минимально необходимых услуг связи.

С его помощью мы рассчитываем обеспечить к 2008 году 100-процентную телефонизацию всех населенных пунктов. Имеется в виду установка таксофонов даже в самых мелких населенных пунктах и создание точек коллективного доступа в Интернет в тех населенных пунктах, где проживает 500 человек и более. И мы уверены, что справимся с такой задачей. Во всяком случае, для этого созданы все предпосылки - уже удалось разработать и принять практически все необходимые в развитие закона "О связи" постановления правительства.

Один из наиболее динамично развивающихся сегментов отрасли - это производство и продажа IT-продукции. Основной рост здесь приходится на продажу программных продуктов, разработку программного обеспечения и системную интеграцию. В этих сегментах мирового рынка доля российских компаний весьма значительна, и они успешно конкурируют со своими зарубежными коллегами. По мере перемещения основного производства комплектующих изделий в Азию и снижения стоимости оборудования, основная конкуренция на мировом IT-рынке сосредотачивается в области производства программных продуктов.

Стремительный рост продаж таких продуктов и услуг свидетельствует о наличии у российских компаний огромного потенциала, задействовать который возможно и необходимо. По оценкам аналитиков, к 2010 году объем мирового рынка услуг разработки программного обеспечения достигнет примерно 140 миллиардов долларов США. Имеющиеся у России потенциал развития этой сферы, интеллектуальные ресурсы, опыт разработок, наличие успешных компаний дают нашей стране хороший шанс занять на мировом IT-рынке достойное место.

Однако чтобы обеспечить лидирующую роль российской IT-отрасли, необходима государственная поддержка. Экспорт программного обеспечения и информационных услуг мы рассматриваем в качестве одного из источников увеличения доходной базы государственного бюджета и инвестиций в развитие нашей IT-отрасли.

В 2005 году началась реализация комплексной программы стимулирования развития отрасли информационных технологий и вывода ее продукции на мировой рынок. Собственно, нужно говорить даже уже не о выводе, а о расширении участия этой отрасли в мировом разделении труда. Предложенные нами меры по стимулированию рынка впервые были рассмотрены в начале 2005 года на совещании в Новосибирске под председательством президента страны, обсуждались они и на заседании Госсовета в Нижнем Новгороде.

Эти меры заключаются в реализации известного проекта создания технопарков, во введении специального предпринимательского режима для компаний - экспортеров программного обеспечения, в формировании системы венчурного финансирования IT-отрасли. По всем этим направлениям уже идет практическая работа.

Не так давно, в марте, правительством была утверждена государственная программу развития технопарков в сфере высоких технологий. Основная функция технопарков - это формирование инфраструктуры для развития российских предприятий, в том числе в сфере IT. Финансировать создание технопарков предполагается из трех источников: частично из федерального госбюджета, частично - из бюджетов региональных, причем губернаторы уже активно включились в эту работу, и частично - за счет средств привлекаемых инвесторов. Мы рассчитаем на эффективную реализацию в отрасли модели частно-государственного партнерства и уверены, что на эти проекты обратят внимание как российские, так и западные инвесторы. Мы готовы оказывать всю необходимую государственную поддержку созданию технопарков.

Особенно важно, что эти проекты решают не только экономические, но и социальные проблемы, а именно, дают нашим талантливым программистам возможность получать нормальные высокооплачиваемые рабочие места. Тем самым появляется шанс остановить тот отток интеллектуального потенциала из страны, который стал большой проблемой в 1990-х и по-прежнему дает о себе знать.

Одновременно с созданием инфраструктуры ведется работа по внесению изменений в Налоговый кодекс с целью введения специального режима предпринимательской деятельности российских IT-компаний, которые имеют большой экспертный потенциал. Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение в Государственной думе. Его суть - в замене единым налогом существующий налог на прибыль, налог на имущество и ЕСН. Это примерно та же модель, что используется сегодня при упрощенном налогообложении малых предприятий.

Различие в том, что в действующем законодательстве критерием служит размер предприятия, а в наших предложениях - тот вид деятельности, которым занимается компания. И если это именно разработка IT-продукции, то такие компании смогут получить соответствующие льготы по налогообложению.

Комплекс мер по стимулированию развития отечественного IT-производства включает также создание механизма обеспечения предприятий отрасли инвестиционными ресурсами. Как показывает мировая практика, наиболее эффективный путь решения такой задачи состоит в создании специализированных венчурных фондов. На сегодняшний день нашим министерством уже разработан и внесен в правительство пакет документов по созданию "Российского инвестиционного фонда информационно-коммуникационных технологий".

Этот пакет получил согласование практически во всех заинтересованных ведомствах, включая Министерство финансов. И мы надеемся, что в ближайшее время эти документы будут приняты правительством.

Активная государственная политика поддержки IT-производства уже привела к тому, что в 2005 году в России развернулся процесс открытия зарубежными компаниями новых центров по разработке программного обеспечения и их укрупнения. Среди этих компаний - такие производители с мировыми именами, как "Интел", "IBM", "Siemens" и другие.

Это означает создание новых рабочих мест, новые инвестиции в российскую экономику, а также возможность для российских компаний эффективно перенимать зарубежный управленческий опыт, - пожалуй, единственный вид опыта, которого им пока не достает.

Решается не только проблема "утечки мозгов", о чем я уже сказал. В России создаются крупные инновационные центры, тем самым и страна в целом становится крупной и заметной зоной мировой инновационной активности.

Растет интерес иностранных заказчиков и к российским компаниям - разработчикам программного обеспечения. В 2005 году объем экспорта программного обеспечения достиг миллиарда долларов, рост по сравнению с предыдущим 2004 годом - более 30 процентов. И это еще одно свидетельство значительного экспортного потенциала российской IT-отрасли.

Наряду с поддержкой развития отрасли, наше министерство реализует также целый комплекс мер, направленных на стимулирование и использование информационно-коммуникационных технологий в социально-экономической сфере.

Здесь наши основные усилия сосредоточены на трех направлениях.

Во-первых, это дальнейшая информатизация бюджетных учреждений образования, здравоохранения и т.д. с акцентом на выравнивание уровней развития ИКТ в этой сфере. За последнее время нам, благодаря совместным усилиям с Министерством образования и науки, удалось добиться значительных результатов в проекте развития образования в России. В рамках этого проекта предусматривается обеспечить 100-процентное подключение школ к Интернету, причем по выделенному каналу со скоростью не менее 128 Кбит/с.

Предполагается создание современных кабинетов информатики в тех школах, где еще нет компьютерных классов, по принципу: для городских школ - 13 рабочих мест для учеников и одно для учителя, для сельских -6 рабочих мест для учеников и одно для учителя.

Во-вторых, это создание эффективной системы "электронного правительства". Фактически это означает интеграцию ведомств в единое целое на основе информационно-коммуникационных технологий, без которых невозможно обеспечить связность управления на территории такой большой страны, как Россия, и предоставление государственных услуг по принципу "одного окна". Главное направление работы здесь - это создание общей инфраструктуры для среды "электронного правительства", включая центры управления доступом к данным государственно-информационных систем и типовым решениям.

В-третьих, это устранение "цифрового неравенства" на основе развития инфраструктуры связи. В ближайшее время необходимо сконцентрироваться на устранении инфраструктурных диспропорций в сфере связи. От успешного решения этой задачи и формирования современной ИКТ-инфраструктуры на всей территории страны напрямую зависит возможность реализации планов развития экономики и социальной сферы России. Как я уже говорил, у нас есть возможность добиться этого в достаточно короткий срок, к 2008 году.

Реализация намеченных мер позволит существенно улучшить ситуацию с доступностью для населения современных ИКТ, обеспечить на основе их применения модернизацию в социальной сфере, модернизацию государственного управления и в целом стимулировать развитие конкурентоспособности нашей страны и ее экономики.

К 2010 году реализация всех этих мер государственной политики позволит обеспечить повышение плотности телефонной сети в полтора раза. Мы увеличим обеспеченность компьютерами на 100 человек населения с 10 до 43, а долю пользователей Интернета - с 15 до 45 процентов населения. Доля отрасли ИКТ в структуре ВВП возрастет с 5 до 10 процентов, а доля занятых в отрасли - с 1,8 до 5 процентов. Мы также добьемся роста доли ИКТ в структуре экспорта Российской Федерации до 4 процентов.

Задача нашего министерства - создать условия, которые позволили бы максимально эффективно реализовать потенциал информационно-коммуникационных технологий для решения задач развития страны, использовать наш потенциал для выхода России на самые передовые мировые позиции в этой сфере.



Ответы на вопросы участников круглого стола



- Быстрое развитие отрасли во многом связано с тем, что на этом рынке сложились хорошие правила игры. И здесь есть заслуга государства. Но сейчас появились некоторые признаки болезни роста. Бизнес начал чаще, чем раньше, сталкиваться локтями. Захват киргизского "Битела", связываемый - не знаю, насколько справедливо - с консорциумом "Альфа-Групп", когда наши рейдерские технологии изумили даже киргизов, ко многому привыкших в ходе своей революции. Столкновение "Telenor" с той же "Альфой", когда норвежцев в итоге объявили чуть ли не "крышей" для вражеских разведок...

Стремится ли министерство участвовать в урегулировании подобных внутриотраслевых межкорпоративных конфликтов? По крайней мере, в случаях, когда конфликты начинают создавать проблемы уже не только для самих корпораций, но и для репутации российского бизнеса в целом?



- Не думаю, что наше министерство должно брать на себя роль арбитра в такого рода корпоративных спорах. Скорее это задача для силового блока.

Министерство же должно анализировать причины возникновения подобных конфликтов и вносить в регулирование отрасли изменения, необходимые для того, чтобы компании не сталкивались локтями, а гармонично развивали бы отрасль в целом. Подобная работа важна, и министерством она ведется. За последнее время было принято значительное количество соответствующих нормативных актов. Мы и в дальнейшем будем стремиться совершенствовать регулирование в отрасли таким образом, чтобы сохранялись самые благоприятные условия для ее развития. При обязательном диалоге со всеми компаниями, работающими в отрасли, и опираясь на их мнение.



- Распределение радиочастотного спектра под гражданские и военные нужды в России заметно отличается от того, что мы видим в развитых странах. В то же время простое лобовое перераспределение явно вошло бы в конфликт с необходимостью обеспечения национальной безопасности. Вы видите пути решения такой проблемы?



- Конечно, проблема есть. Но объединение всех наших программ в какую-то одну большую универсальную представляется не очень эффективным. Если есть проблема, мы стремимся решать ее адресно, конкретно. Может быть, это небесспорный принцип, но в последнее время мы стараемся работать именно так.

Пример с распределением радиочастотного спектра - удачный. Сегодня значительная его часть представляет собой так называемый спектр совместного использования. Но с национальной безопасностью это связано мало, поскольку существует еще одна часть спектра, которая называется "для правительственного использования" и покрывает все потребности специальных служб и силового блока.

Тем более что технологии постоянно развиваются и требования любой новой технологии к эфиру гораздо более экономны, чем у технологии предыдущей. Возьмем, например, цифровое телевидение: на базе одного аналогового телеканала уже сегодня могли бы вещать 12 цифровых каналов, а если мы перейдем на формат кодирования MPEG-4, то и больше 20 каналов. Налицо феномен: с одной стороны, радиочастотный спектр, несомненно, представляет собой ограниченный ресурс, с другой стороны, пределов у него нет, поскольку совершенствование технологий сильно расширяет возможности использования этого сектора.

Как бы то ни было, для решения проблемы гармонизации распределения радиочастотного спектра еще в 2004 году была создана и успешно реализуется программа конверсии радиочастотного спектра. В рамках этой программы в 2005 году на конверсию было выделено 30 миллионов рублей, а в 2006 году - 1,12 миллиарда. Эти средства направляются именно на переоснащение воинских частей и организаций силового блока. И за счет такой конверсии высвобождаются сегменты радиочастотного спектра, перспективные с точки зрения развития новых технологий в ближайшем будущем.

В качестве другого примера я привел бы опять же универсальное обслуживание как инструмент решения проблемы цифрового неравенства. Как показывает мировой опыт, это наиболее эффективный путь. Финляндия с его помощью обеспечивает сегодня широкополосный доступ в Интернет с пропускной способностью 11 мегабит в секунду для каждой семьи. Канаде инструмент универсального обслуживания позволил принести связь, телевидение во все свои населенные пункты. А по условиям и специфике проблемы это очень похожая на Россию страна с суровым климатом, 20 процентов населения которой проживает на 80 процентах территории.

Работу на этом направлении мы только начали. Тем не менее, наша задача - не просто дать денег на строительство связи. Наша задача - создать такой механизм, чтобы в малонаселенные регионы пошел бизнес, чтобы компании, которые занимаются развитием и созданием инфраструктуры и предоставлением услуг, почувствовали бы экономический интерес к тому, чтобы заниматься развитием именно в подобных регионах.

2006-й - лишь первый год реализации этого механизма, пока мы учимся, как наиболее правильно двигаться к поставленной цели, и конечно, будем вносить коррективы по мере того, как станет накапливаться опыт. Проблемы есть и еще будут, возможно - как раз такие, каких мы сегодня и не видим. И мы продолжим широко обсуждать их с компаниями-операторами, с экспертами и т.д. Но, разрабатывая сегодня программы и формулируя приоритеты, мы ориентируемся на конкретные сроки, о которых я уже сказал.



- Сейчас обсуждается законопроект об иностранных инвестициях в стратегические отрасли экономики. Это давняя и очень сложная проблема. Нет ли опасности расширительного толкования, когда помимо очевидных ограничений, связанных с шифровальными устройствами и специальной связью, окажется закрытым для внешних инвестиций весь телекоммуникационный сектор?



- Есть такая опасность. Но хотел бы подчеркнуть: моя позиция и позиция моих коллег по министерству всегда состояла в том, что никаких ограничений по прямым инвестициям в отрасль быть не должно. Ни к чему хорошему такие ограничения не приведут. Нам вполне достаточно существующих законодательных рычагов лицензирования и особых оговорок, сделанных для служб, занимающихся охраной государственного порядка и безопасности. Рычаги эти работают эффективно, и никаких дополнительных ужесточений не требуется.

Впервые дискуссия на эту тему развернулась в 2002-2003 годах, когда готовился закон "О связи", и тогда иностранцы очень волновались. Они боялись, что в этом появятся какие-либо ограничительные нормы. Но ничего подобного не произошло, напротив, в нашей отрасли сегодня абсолютно открытый либеральный рынок. Связь - пожалуй, наиболее либерализованная отрасль российской экономики. Из десяти с лишним тысяч предприятий отрасли всего три - государственные, не считая "Связьинвеста", контрольный пакет которого принадлежит государству. Но сегодня суммарная доля "Связьинвеста" на рынке российской связи - менее 50 процентов, а как акционерные общество "Связьинвест" регулируется ровно теми же принципами и механизмами, что и все прочие компании.



- Кажется, самым слабым звеном отрасли сейчас является почта. Почтовые отправления доходят до адресатов крайне медленно. Во многие населенные пункты практически никогда не доставляются вовремя ежедневные газеты, от чего страдают их подписчики и издатели. Что можно сделать для решения этой проблемы в самое ближайшее время?

И смежный вопрос. Сейчас идет спор о том, кто лучше справится с поддержанием почтовых ящиков в порядке - федеральная почта, сообщество СМИ или самостоятельная фирма. Но никто не поднимает одного очень важного аспекта - проблемы безопасности. Кто возьмет на себя ответственность за то, чтобы в почтовом отправлении не было опасных вложений?



- Три года назад в Петербурге проходила очередная международная конференция "Почтовая тройка", на которую традиционно съезжаются почтовики со всего мира. И на этот раз к конференции была приурочена выставка изъятых запрещенных вложений. Вы бы это видели - чего там только нет, начиная от кнопок и бритвенных лезвий, способных порезать пальцы тому, кто отрывает письмо, кончая отравляющими веществами и разного рода взрывными устройствами. Изобретательности и больной фантазии в данном случае нет предела, и мы, конечно, обязаны защищать людей от подобного рода вложений.

Сегодня на всех ключевых сортировочных центрах действуют автоматические сканирующие устройства, типа рентгеновских аппаратов, и химические анализаторы, выявляющие различные виды взрывчатки, ядов, пачкающих порошков и т.д. Это позволяет обеспечивать безопасность подавляющей части почтового обмена. Самыми современными устройствами контроля и анализа вложений оснащаются и все строящиеся новые центры.

Дискуссия о том, кому должны принадлежать почтовые ящики, идет очень давно. Поскольку хозяина у почтовых ящиков фактически нет вообще, большинство из них пришло в малопригодное для работы состояние. Сама почта, кстати, никогда не настаивала на том, чтобы взять их на свой баланс. Эту идею выдвинул первый вице-премьер Дмитрий Медведеву, когда 30 марта встречался с редакторами печатных СМИ и обсуждал вопросы, связанные с доставкой периодики.

Мы ищем способы привести это хозяйство в порядок и модернизировать, на что потребуются огромные деньги. Для почты содержание почтовых ящиков - отнюдь не дополнительный способ заработать, а тяжелое бремя. Но здравый смысл в таком решении есть, поскольку появляется лицо, ответственное за состояние ящиков и за все, что там оказывается. А сегодня - с кого за это спросить? В России - 42 тысячи почтовых отделений, и наша основная задача - привести эту важнейшую часть инфраструктуры страны в состояние, отвечающее современному уровню развития информационно-коммуникационные технологий. При этом потребуется не сокращать количество почтовых отделений, а, возможно, даже несколько его увеличить, но главное - обеспечить предоставление через эти почтовые отделения такого спектра услуг, который позволит повысить экономическую эффективность всей почтовой системы в целом.

Надо сказать, что в 1990-х, да и в начале XXI века почта не пользовалась большим вниманием государства. И в этой системе происходили довольно странные процессы, в частности, некоторые почтовые отделения оказались приватизированными точно таким же образом, как, например, парикмахерские. Несколько субъектов Федерации национализировали "свои" части почты или объявляли об их акционировании, как недавно произошло в Татарстане.

Все это привело к тому, что пришлось заняться серьезнейшей работой по воссозданию единой структуры почты. Такая работа заняла примерно два с половиной года и практически завершилась к сегодняшнему дню созданием ФГУП "Почта России" с постановкой на его баланс всего наличного имущества почты.

Это оказалось исключительно тяжелой задачей - понятно, что предшествующие десять лет этим имуществом пользовались очень разные люди. Но мы ее решили, и на базе созданного в результате государственного предприятия "Почта России" приступили к модернизации всей почтовой системы. Действует группа консультантов, которая разрабатывает проект такой модернизации во всех ее аспектах, от расширения спектра услуг до качественного обновления инфраструктуры.

Например, для улучшения скорости доставки почта запустила два самолета, которые перевозят отправления по территории России. Для убыстрения сортировки писем и бандеролей уже начали строиться самые современные электронные сортировочные пункты в Москве (по итальянскому проекту) и в Петербурге (по проекту фирмы "Сименс"). По всей территории России будет создано порядка десяти таких пунктов.

К началу нынешнего года на почтовых отделениях страны действовало 10 тысяч пунктов коллективного доступа в Интернет, причем без учета Москвы и Петербурга. В регионах услугами этих пунктов воспользовались в 2005 году около 4 миллионов человек. В течение 2006 года планируется создать еще 10 тысяч пунктов коллективного доступа в Интернет. Это та самая основа "электронного государства", которая дает людям реальную возможность получать информацию о деятельности власти. Далеко не каждый из наших соотечественников может позволить себе купить персональный компьютер и оплачивать доступ в Интернет из дома. Но люди охотно пользуются пунктами коллективного доступа, в том числе для нужд малого и среднего бизнеса.

Например, фермеры, в первую очередь Краснодарского и Ставропольского краев, приходят туда, чтобы узнать уровень закупочных цен. И когда к ним приезжают с предложением взять "по хорошей цене" молоко или мясо, фермеры могут возразить: "Нет, в соседнем районе цены другие".



- Вы рассказали об амбициозных, далеко идущих, вплоть до 2010 года, планах. Другие министры тоже рисуют много планов, но неизменно жалуются на то, что денег под такие планы нет. Как обстоят дела с финансами в министерстве информационных технологий и связи? И каково процентное соотношение государственных средств и частного капитала?



- Начну с благодарности коллегам из "Единой России", которая всегда считала проблемы почтовой связи приоритетными, и когда в Государственной Думе поднимались вопросы о выделении дополнительных средств на развитие почты, всякий раз нас поддерживала.

Конечно, для развития почты или для той же конверсии радиочастотного спектра государственная поддержка необходима. Но мы в министерстве никогда не делали и не делаем главную ставку на бюджетные средства. Главное - создание условий для того, чтобы наша рыночная по своей сути отрасль и развивалась бы рыночными способами, за счет компаний, которые в отрасли работают. Нынешний ее рост именно этим и обусловлен.

В 2000 году, когда в правительство впервые была представлена концепция развития рынка телекоммуникационных услуг, предусматривавшая 33 миллиарда долларов инвестиций в течение 10 лет в телекоммуникационную инфраструктуру, практически все отнеслись к этим цифрам скептически. Хотя правительство одобрило эту концепцию, нам говорили, что вкладывать в отрасль по 3 с лишним миллиарда в год невозможно.

Но могу вас уверить, что сегодня эта цифра не только достигнута - она превзойдена. В 2005 году российские и иностранные инвесторы вложили в отрасль почти 5 миллиардов долларов. Поскольку в 2001 году инвестиции составляли лишь около 1,3 миллиарда, то в среднем, в пересчете на год, планку в 3,3 миллиарда долларов мы уже превысили. Надеюсь, и дальше будем превышать. Именно за счет инвесторов отрасль и развивается, в этом - ее сильная сторона, и нужно эту сильную сторону поддерживать.

Конечно, источник этих средств - те деньги, которые потребители платят за предоставляемые услуги, нередко критикуя операторов связи за завышенные тарифы. Однако думаю, что постоянное улучшение качества предоставляемых услуг и развитие конкурентности продолжат оставлять все меньше поводов для такого недовольства.



- Сегодня еще не говорили о такой подотрасли, как телерадиовещание. Недавно создана правительственная комиссия, которой, очевидно, предстоит разработать концепцию развития телерадиовещания. Какой видится эта концепция министерству?



- Переход на цифровое телевидение - исключительно важный вопрос. Напомню, что те принципы перехода на цветное телевидение, которые в свое время были заложены в план "Стокгольм-61" (ST61), фактически определили развитие всего телевидения более чем на 40 лет вперед. Столь же важна и концепция перехода на цифровое телевидение, поскольку она станет основополагающей на следующие 40-50 лет. Министерство и вся отрасль ведут работу в этом направлении уже четыре года. В 2005 году был завершен один из ее важных этапов - в Мордовии была запущена опытная система цифрового телевидения, охватывающая всю территорию этой республику.

Здесь мы пытаемся отрабатывать подходы к развитию цифрового телевидения уже в масштабе всей страны. В первую очередь переход на цифровое телевидение позволяет существенно улучшить обеспеченность зрителей телевизионным контентом. Достаточно сказать, что до перехода на цифровое телевидение большинство (примерно 70 процентов) населения Мордовии могло смотреть максимум три, а иногда и две программы телевидения. Сегодня на всей территории республики 12 каналов телевидения.

И сразу же возникает следующая проблема - какие именно каналы войдут в состав социального пакета. Но это как раз вопрос уровня правительственной комиссии, а не нашего министерства. Наша задача - создать условия для распространения цифрового телесигнала и активизировать развитие цифрового телевидения, опираясь на самые перспективные технологии. Причем это откроет новые огромные возможности перед российской промышленностью. Массового производства цифровых телеприемников не дороже 200 долларов не развернул еще никто. Пока выпускаются лишь элитные модели, например приемник фирмы "Шарп" стоит 2 тысячи долларов. И у наших предприятий есть хороший шанс занять достойное место среди производителей цифровых телеприемников бытового класса.



Леонид Дододжонович РЕЙМАН

министр информационных технологий и связи РФ





http://www.fondedin.ru/


Док. 498818
Перв. публик.: 30.06.06
Последн. ред.: 30.09.08
Число обращений: 131

  • Рейман Леонид Дододжонович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``