В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рошаль. Все хорошо, прекрасная маркиза? Назад
Леонид Рошаль. Все хорошо, прекрасная маркиза?
30 сентября 2006 года состоялось пленарное заседание Общественной палаты Российской Федерации, на котором было рассмотрено современное состояние отечественного здравоохранения. В обсуждении темы приняли участие руководители и члены Комиссий Общественной палаты РФ, депутаты Государственной Думы, представители министерств и ведомств. В качестве итогового документа участники пленарного заседания ОП РФ приняли Справку "Оценка состояния российского здравоохранения гражданским обществом" и рекомендовали ее к рассмотрению федеральными органами власти, руководителями Министерства здравоохранения и социального развития РФ и его структур на местах.



Многим не нравится тот проект решения, который подготовила Комиссия Общественной палаты по вопросам здравоохранения. Между тем Комиссия работала совместно с депутатами Государственной Думы, Счетной палаты, с Российской академией медицинских наук, с профсоюзами, с нашим Экспертным советом, который составляет почти 100 человек. В связи с этим хочу поднять вопрос о нашей роли. Вот, скажем, состоялся судьбоносный указ Президента о Федеральном агентстве по медицинским технологиям с передачей ему всех НИИ и фактическим разрушением Российской академии медицинских наук. Кто-нибудь спросил, что думает об этом общество, поинтересовался мнением Общественной палаты?



Программа "Здоровье" - замечательная программа. Но спросил ли кто-то, что мы о ней думаем? Если бы спросил, может быть, в процессе ее реализации было меньше ошибок и недоразумений.

Правильно президент сказал: "Вас не ждут". Но чтобы так не ждали, я не ожидал. Общественная палата - консультативный орган. Так почему бы с нами не проконсультироваться? Иначе не понятно, зачем мы вообще существуем. Мы направляли замечания в министерство здравоохранения и социального развития, в Администрацию Президента. В ответ - очень знакомые по прежним временам бюрократические отписки.

В итоге решения принимались в спешке - и закон No 95, и закон No 122, и закон No 131. Последние два закона, как теперь выясняется, очень сильно ударили по муниципальному здравоохранению... После этого вряд ли кто решится сказать, что мы удовлетворены российским здравоохранением, что его уровень соответствует требованиям Конституции Российской Федерации.

Действительно, в какой области за прошедшие 5 лет показатели здравоохранения улучшились?

Медицинские учреждения по стране в целом на 30-40 процентов не обеспечены лекарствами, хотя статья 41 Конституции гласит: во всех государственных муниципальных учреждениях пациентам должна быть оказана бесплатная медицинская помощь.

Младенческая смертность у нас почти вдвое больше той, что мы показываем официально (11 смертей на тысячу новорожденных). Потому что у нас в России, если хотят уменьшить показатели младенческой смертности, то учитывают живорожденных с 28 недель, тогда как весь мир считает их с 22 недель. Мы к переходу на такую статистику не готовы. Но надо хотя бы не бояться говорить об этом и принимать соответствующие политические решения.

Налицо развал структуры медико-санитарных частей на предприятиях. В значительной мере поэтому - туберкулез, венерические заболевания, СПИД, гепатит. И количество этих заболеваний растет.

Существует кадровый дефицит. Простой пример - школа. В каждой поликлинике есть школьные и дошкольные отделения. Школы и без того были не полностью укомплектованы врачами и медицинскими сестрами. Сейчас, когда повысили заработную плату участковым врачам, они из школы уходят. Между тем школа - это отработанная система диспансеризации, осмотров, питания. Это - основа хоть каких-то системных подходов в охране здоровья подрастающего поколения.

Здравоохранение в целом недофинансировано в 2 раза. Выпустите из человека половину крови... Он будет жить? Чтобы система здравоохранения просто существовала, на ее нужды необходимо расходовать как минимум 5-6 процентов ВВП. У нас расходуется около 3 процентов. А ведь когда-то министр Герман Греф - есть официальная бумага! - планировал снизить расходы до 2,2 процента. Президент эту норму сломал, дав 88 миллиардов и подняв финансирование до 3 процентов ВВП. Но сколько нам еще надо решить проблем!

Национальный проект осуществлять надо, это не дискутируется. Но как мы будем выходить из нынешнего положения? Каковы перспективы развития? Где мы видели концепцию, законы, касающиеся здравоохранения? Похоже, мы развиваем "лакокрасочную промышленность" - все у нас замечательно, все хорошо. Как тут не вспомнить старую песню о доверчивой маркизе...

В июле 2005 года правительство постановило: через год представить документы для выработки постановления о гарантиях оказания бесплатной медицинской помощи. Надо сделать расчеты, разослать по регионам, чтобы и там могли строить свои бюджеты. Но я не знаю, когда будут готовы соответствующие документы... Вообще, многие приказы, которые издавало министерство здравоохранения и социального развития, не имеют способов реализации. Или настолько запутаны, что народ не знает, что с ними делать. Вот качество работы нашего министерства. Здесь умеют только графики составлять и показывать. А как народ будет лечиться?

Речь, прежде всего, о регионах. Если у них не будет квот, то сколько они смогут направить больных на лечение? Как они вообще будут работать? Конечно, квоты - это от лукавого. Положим, какое-то учреждение, например, клиника сердечно-сосудистой хирургии, способно прооперировать тысячу пациентов, а ему государство оплачивает операции двухсот человек. Еще некоторое количество состоятельных людей заплатят из своего кармана. А остальные где деньги возьмут? Помирать должны?

Но это же безумие. В газетах читаю: помогите собрать деньги на лечение ребенка с гемофилией. Или еще с чем-то... Это же позорище для страны! Почему молчим об этом?

В больницах антисанитария. Хуже того. На недавнем Пироговском съезде, где была почти тысяча делегатов, сделан красноречивый вывод: в нашем здравоохранении идет профессиональная деградация - взятки, поборы, прямой торг с больными и их родственниками в медицинских учреждениях.

Я ко всему прочему - директор Института неотложной детской хирургии и травматологии, через который проходят 60 тысяч детей. Найдите мне хоть одну маму, с которой мы взяли бы хоть копейку. В реанимации - тяжелейшие больные, лечение стоит дорого, но все можно сделать по системе обязательного медицинского страхования. Впрочем, это в Москве. А в остальной России что творится? Между тем у нас каждый человек, независимо от того, где он родился и живет, должен получать качественную медицинскую помощь.

Что делать государству? Надо давать дотацию по обязательному медицинскому страхованию в бедные регионы, чтобы они могли полностью оплачивать лечение граждан. ОМС, между прочим, - это контролирующая организация. И если такое страхование полноценно, хорошо работает, то почему не распространяется в масштабах страны?

В принципе, лучше российской системы здравоохранения в мире нет. Поверьте, я объездил и Англию, и Францию, и Германию, видел зарубежных врачей общей практики. Они все равно начинают идти по нашему пути организации поликлиник. Не так давно алма-атинская Конференция Всемирной организации здравоохранения признала: одна из лучших систем первичной помощи - российская. Мы же в ответ планируем закрыть женские консультации, детские поликлиники, увести узких специалистов, а взамен ввести врачей общей практики. Таким образом, своими руками подводим мину под отечественное здравоохранение!

В результате в поликлиниках остались работать люди от 50 лет и старше. Уходить некуда - только на пенсию. То, что с подачи президента основательно повышена заработная плата участковым врачам, правильно. Однако одновременно надо было, конечно, повышать зарплату и узким специалистам, и врачам дошкольных учреждений. В конце концов, почему заработная плата у медицинских сотрудников почти в два раза ниже зарплаты госслужащих?

А средний уровень медицинской подготовки нам надо поднимать. Участковый педиатр или терапевт проходят повышение квалификации один раз в пять лет, а сегодня идет колоссальный оборот знаний. Значит, систему постоянного повышения квалификации надо внедрять и в России.

Вернусь к тому, с чего начал. Мне не нравится кулуарность принимаемых решений. В течение 2005 года не было проведено ни одной коллегии министерства здравоохранения и социального развития. Провели лишь итоговую коллегию - лучше бы не проводили. Надо откровенно признать: в результате административной реформы создан монстр, который по идее должен заниматься здравоохранением, социальной сферой, условиями труда. Как всем этим занимается министерство - известно: труд плачет, социалка плачет, здравоохранение рыдает.

Правильно сделали регионы, которые не пошли по пути федеральных структур и оставили прежние министерства: здравоохранения отдельно, социального развития отдельно. И мы считаем, что нужно, постепенно передавая функции, вернуться к министерству здравоохранения.



РОШАЛЬ Леонид Михайлович,

Президент Международного благотворительного

общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах,

заведующий отделением неотложной хирургии и травмы

детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии

Научного центра здоровья детей РАМН,

председатель Комиссии по вопросам здравоохранения

Общественной палаты РФ



http://www.fondedin.ru/

Док. 499261
Перв. публик.: 01.12.06
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 147

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``