В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Рошаль: Будьте `взаимно правильны`! Назад
Леонид Рошаль: Будьте `взаимно правильны`!

На вопросы редакции отвечает Леонид РОШАЛЬ, председатель Комиссии по вопросам здравоохранения Общественной палаты РФ, директор московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.



- Леонид Михайлович, Государственная Дума одобрила в первом чтении законопроект об усилении ответственности за нарушение правил дорожного движения. Готовятся соответствующие поправки в 12 главу Кодекса об административных нарушениях. Состоялись и парламентские слушания на эту тему. Обостренное внимание депутатов к столь болезненной теме понятно: в 2006 году на дорогах России погибли около 34 тысяч человек, произошло 230 тысяч ДТП, - причем 80 процентов этих дорожно-транспортных происшествий произошло именно в связи с нарушениями дорожных правил... Между тем, отношение общества к обсуждаемой теме неоднозначно. Нам было бы важно узнать ваше мнение - мнение практикующего врача, известного педиатра и травматолога.

- Причины обращения Думы к теме дорожного травматизма, действительно, лежат на поверхности: показатели смертности на дорогах у нас более чем вдвое превышают аналогичные показатели на Западе. Значит, что-то не так в нашем королевстве... Замечу, что в структуре смертности травма вообще находится на одном из самых высоких мест, а среди травм - дорожно-транспортные наиболее часто являются причиной гибели людей.

Я очень рад, что сейчас принята программа по дорожно-транспортному травматизму и что этим делом начали серьезно заниматься. Например, меня очень порадовало решение МЧС о создании единой российской системы "Один-один-два". Я недавно ездил на машине в Смоленск, в Ярославль, и думал: вот случись что-то на дороге - кому и как сообщить? До "Скорой помощи" надо еще дозвониться, где эта "Скорая помощь"! Я еду по трассе - не знаю даже, как названия ближайших городов, каким образом я могу сообщить о происшествии? Только, если кто-то встречный или попутная машина, они доедут до поста милиции, потом до какого-то города, скажут, что на таком-то километре произошло ЧП. Потом машина "Скорой помощи" идет, то есть еще час-полтора приходится ждать, пока прибудет помощь...

Словом, то, что сейчас проводится работа в этом направлении, - это очень хорошо.



- Пока что ситуация на дорогах - из разряда объективных причин травматизма. Но есть ведь и субъективные причины - неготовность людей к сложной ситуации. Не всегда они адекватны дороге...

- Да, у нас очень слабая подготовка и водителей, и сотрудников ГАИ в части оказания первой неотложной помощи. Ведь люди, попавшие в ДТП, погибают иногда там, где не должны погибать, - потому что им, допустим, вовремя не очистили рот, не дали кислород, не сумели сделать искусственное дыхание, вентиляцию легких (и конечно не "рот в рот" - это противно, нехорошо, - а через специальные нагубники)...

По моему убеждению, уровень подготовки водителей, которые первыми оказываются рядом с пострадавшим, должен быть очень высок. И в школах надо преподавать не только правила уличного движения, не только проводить формальные уроки по оказанию первой помощи. Должны быть организованы серьезные центры по практическому обучению - на муляжах! - тому, как и что надо делать в экстренных случаях.

Я понимаю, что есть люди, которые просто покупают водительские права. Предполагаю, что некоторые будут покупать и справки о том, что прошли такое специальное обучение... Но, как бы то ни было, оставлять все в таком виде, как сейчас, невозможно.

Следующим после водителя рядом с пострадавшим оказывается представитель милиции. За рубежом судят, если полицейский не оказывает медицинскую помощь пострадавшим на дороге. У нас же, если милиционер притронется к пострадавшему, то может попасть в тюрьму, - его права и обязанности законодательно не регламентированы и не защищены. Между тем милиционер должен уметь сделать массу вещей - пусть не на уровне парамедика, но хотя бы половину того, - чтобы спасти жизнь человеку.



- Леонид Михайлович, предположим, мы научили всех участников дорожного движения приемам первой помощи. Но дальше ведь начинаются проблемы с техническим обеспечением...

- Верно. Это тоже актуально, если говорить о вещах, которые имеют прямое отношение к снижению смертности. Скажем, то, что сейчас по национальному проекту увеличилось число "скорых" - очень хорошо, но в целом по стране у нас не хватает 40 процентов машин "скорых", это колоссальная цифра! К тому же, должно быть увеличено число не просто "скорых", а "скорых" реанимационных, которые работают на переездах и оборудованы всем необходимым. Что толку, что приезжает линейная машина, где нет отсоса, нет кислорода, зафиксировать шею нечем? Из жидкостей для внутривенного вливания там есть только физраствор и глюкоза, хотя нужны крахмал и другие препараты.

Конечно, серьезнейший вопрос - вопрос обучения и профилактики, в школах, везде. У нас это делается зачастую формально. Сколько раз я видел, как мама тащит - а это неположенные вещи! - ребенка за руки, или как перед автобусом выскакивают родители с детьми, тем самым подавая дурной пример... Решение о том, что дети до 12 лет должны сидеть на заднем сидении и быть зафиксированы, должно исполняться безоговорочно, особенно на трассах. Но вот пример: совсем недавно к нам привезли ребенка, который - и это после громкой кампании в прессе! - сидел на переднем сиденье у мамы на руках. Удар - и он оказался в переднем стекле быстрее, чем мама. И погиб.



- Необходимо ли, на ваш взгляд усиливать наказания за нарушение правил движения, в частности, за превышение скорости? Ведь большинство аварий на дорогах происходят по вине водителей-лихачей.

- Да, абсолютно необходимо усиливать наказание за превышение скорости. Я недавно был в Германии, в Англии, и меня в определенной степени поразило, что я там видел очень мало дорожных полицейских. Стоят радары, которые фиксируют скорость, - а после присылают домой и фотографии с номером машины, и квитанцию с немалым штрафом. Поэтому люди боятся нарушать правила, боятся, если полицейский увидит, что водитель или пассажиры не пристегнуты, - боятся штрафов, поскольку 100 или 200 евро за эти "мелочи" начисляются незамедлительно. Так что рубль (или, в их случае, евро) играет колоссальное значение.

Думаю, нам тоже надо переходить к автоматической регистрации скорости и номера, хоть это и будет стоить определенных денег для государства. И абсолютно никаких "покушений на конституционные права граждан" я здесь не нахожу.



- Наказание штрафом играет большую роль "у них", в законопослушном обществе. А у нас ведь можно и взятку дать вместо штрафа.

- Есть такая тема, есть... Вот, говорят, мы увеличим штраф - и милиция, ГАИ будут класть деньги себе в карман. Они, мол, такие плохие, живут на эти взятки. А у меня на это ответ простой: давайте сделаем их бедными! Давайте не нарушать правила, соблюдать скоростной режим, пристегиваться, не ездить пьяными - тогда не нужно будет платить. Ни штрафа, ни взяток!

Мы, водители, сами создаем прецеденты для того, чтобы сотрудники ГАИ нас штрафовали - в свой ли карман или в доход государства. Ах, они плохие, когда берут деньги? А мы что, хорошие, когда нарушаем правила? Мы хорошие, когда ездим пьяными? Странная логика: мы смотрим только в их карман, но посмотрите, скольких человек может убить и покалечить недисциплинированный или пьяный водитель! Почему же мы не оцениваем ситуацию с этой стороны? Думаю, надо без стеснения повышать штрафы, чтобы человек, сидя за рулем, понимал, что может лишиться многого, если будет нарушать закон, в том числе и утвержденные правила дорожного движения. И помнил о своей ответственности.

Вот такое у меня суждение. Будьте "взаимно правильными" - и все будет нормально. А сотрудникам ГАИ надо еще сказать спасибо, что они не дают разгуляться на дорогах тем, кто может разгуляться и причинить большое зло.



- Как вы считаете, будут ли обсуждаемые сейчас меры - в случае их принятия - действенными?

- Если они будут исполняться, то да.



Интервью вел Андрей ПАПУШИН.




http://www.fondedin.ru/


Док. 499506
Перв. публик.: 01.05.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 137

  • Рошаль Леонид Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``