В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Глазычев: Ресурсы влияния Назад
Виктор Глазычев: Ресурсы влияния

Действительно, Русский мир целесообразно рассматривать как мир, созданный советским государством. А если так, то мы, как де-юре наследники этого государства, несем ответственность за сохранение и, может быть, за развитие Русского мира.

Как социолога меня в числе прочего интересует русскоязычный мир в Интернете. Там чрезвычайно интересные линии взаимодействия совершенно интеллитарного порядка. Не идеологического, хотя идеологическую окраску они нередко и приобретают. Скажем, есть "женские" сайты, обладающие чрезвычайно высокой культурной мощью. На одном из них, который объединяет порядка 2,5 тысячи русскоязычных дам, живущих по всему миру: в Перу, Израиле, Америке, Австралии, - обсуждается все что угодно. И какие фирмы продают правильные машины "оверлок", а какие - неправильные, и где лучше купить ткань по мелкооптовым ценам. Это семейный круг, важнейшая составляющая Русского мира, применительно к которому все, о чем говорил Евгений Ясин, имеет огромное значение.

Почему я об этом вспомнил? Потому что это одна из зон, абсолютно не замеченных пока государственной политикой, где нужен не перехват - он невозможен, сеть не перехватывается, но изучение, мониторинг, поддержка сетевых взаимодействий. Тем более что там от "оверлоков" довольно часто переходят к политическим дискуссиям и вокруг Прибалтики, и вокруг много другого. Иногда модераторы их останавливают... Но в любом случае эта сторона Русского мира должна стать предметом нашего вполне прагматического внимания.

Мы часто упускаем из виду такой важный процесс последних лет, как возврат в Россию, реэмиграция. Формально большого статистического веса процесс этот, конечно же, не имеет. Никто, впрочем, и не подсчитывал - не знаю я таких данных. Речь идет о молодых, успешных специалистах, возвращающихся сюда сегодня, чтобы подняться на новый уровень своего бизнеса и карьеры. Каждый из таких - это шлейф огромнейших связей в странах их временного пребывания.

Сознательно придерживаясь сугубо прагматического подхода, не считаю себя вправе говорить исключительно о вещах высоких. Налицо такой феномен присутствия Русского мира и инструмент его значительного давления на ситуацию, как русскоязычная поп-культура. Нравится нам это или нет, она до сих пор доминирует даже в Прибалтике, не говоря уже про Украину и Казахстан. Это видно по статистике как официальных продаж, так и пиратства. Да просто послушайте, что звучит в Паланге или Юрмале.

И этот феномен, который требует осмысления, тоже является потенциально мощным каналом закрепления, ибо сейчас годится все, что работает на задачу удержания. Пока мы станем той самой великой державой, способной на самом деле эмоционально удерживать всех, время уйдет. А времени у нас уже нет.

Наконец, чрезвычайно существенное обстоятельство. Эмоциональная привязанность к исторической памяти - это куда больший ресурс, чем обычно считается. Я немало путешествую, встречаюсь с разными людьми. И когда коренной, в третьем поколении американский, профессор показывает фотографию своей прабабушки, выехавшей из какой-то глуши под Могилевом, это есть признание им и интереса, и внимания к России. Этот ресурс эмоционального расширения нашего присутствия тоже должен быть оценен, осмыслен, категорирован, если угодно.

Дело это государственное, но без мощного подпора экспертного сообщества государство никогда не поставит практических задач, которые должны быть поставлены.



Леонид ГЛАЗЫЧЕВ

Профессор Московского архитектурного института (Госакадемии),

председатель Комиссии по вопросам регионального развития

и местного самоуправления Общественной палаты РФ




http://www.fondedin.ru/


Док. 499540
Перв. публик.: 01.07.07
Последн. ред.: 01.10.08
Число обращений: 100

  • Глазычев Вячеслав Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``