В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по результатам 63-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке, опубликованное в газете `Известия` 1 октября 2008 года Назад
Интервью Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по результатам 63-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке, опубликованное в газете `Известия` 1 октября 2008 года
Вопрос: Что было самым интересным, самым важным в Нью-Йорке? Какие тенденции наметились? О чем больше всего говорили и каковы конкретные результаты дискуссий?

С.В.Лавров: Неделя была интересной. Главный вывод я бы сформулировал так: никто не хочет делать заложником того или иного кризиса огромные проблемы, которые сегодня стоят перед всеми и требуют конструктивного, позитивного взаимодействия. Тем более если кризис этот был искусственно спровоцирован. И обратите внимание - кто поднимал кавказскую тему в своих выступлениях? Почти исключительно - представители западных государств, причем далеко не всех.

Наиболее ярко отношение Европы к происходящему выразилось в выступлении президента Франции Николя Саркози. Он очень четко обозначил: в сегодняшнем мире нужно в первую очередь заниматься теми вещами, которые напрямую связаны с общими интересами. А не пытаться говорить об общих ценностях, чем так увлекались наши западные партнеры последние годы. Причем увлекались несколько недобросовестно - представляя дело таким образом, будто Россия от общих европейских ценностей отходит.

Что же это за общие интересы? Прежде всего недопущение развала мировой экономической и финансовой системы. О чем, кстати, в эти дни говорил и министр финансов Германии - он прямо призвал к тому, чтобы признать финансовую многополярность. А Саркози говорил о необходимости построения регулируемого капитализма.

Финансовые вопросы современного мира должны решаться коллективно - вот что имеется в виду. И продолжение реформы мировых финансовых институтов конечно же будет важнейшим элементом международных дискуссий. Идет речь и о том, чтобы все страны вернулись к социально ориентированной экономике. Это та самая модель, которая возникла в свое время в Европе. Во многом, кстати, как ответ на социальную ориентированность политики Советского Союза. И отпуска, и пенсии, и ограничение рабочей недели, и бесплатная медицина, и образование - все это во многом стало стимулом для формирования социально-экономической модели Европы. В качестве ответа на политический вызов с той стороны "железного занавеса". В США эта модель тоже в свое время успешно внедрялась. А сейчас, видимо, настал момент понять, почему эта система дает сбой.

Так что первое и самое срочное - модернизировать и демократизировать финансовую систему. А второе - выправить экономические перекосы. Причем выправить их в сторону социально ориентированной экономики. Думаю, именно на эти темы и будут сейчас вестись международные дискуссии.

Вопрос: А кто эти дискуссии будет вести - Россия, Европа?

С.В.Лавров: Мне кажется, не избежать участия в этих дискуссиях и Соединенным Штатам. Но не в качестве страны, определяющей повестку дня и выводы, к которым предстоит прийти. А в качестве пусть и наиболее мощного, но равноправного участника.

Вопрос: Сложилось впечатление, что в своем выступлении на сессии Генассамблеи Джордж Буш несколько отошел от привычных стереотипов американского мышления. Например, он чуть ли не впервые заявил о важности коллективных действий. О чем это свидетельствует? Нет ли у вас ощущения, что американцы поворачиваются в сторону более здравой внешней политики?

С.В.Лавров: Есть такое ощущение. Жизнь заставляет.

Вопрос: Что Россия может предложить европейцам в плане безопасности? На этой неделе, встречаясь с иностранными коллегами, вы не раз делали акцент именно на создании системы общеевропейской безопасности. Насколько реально осуществление этого плана, который впервые предложил в Берлине президент Медведев?

С.В.Лавров: Это многослойная тема. В Европе есть структуры типа ОБСЕ. Но почему-то у них не получается реально заниматься проблемами безопасности. В недрах ОБСЕ произошел перекос - военно-политическим уделялось слишком мало внимания. Абсолютно игнорировался кризис вокруг Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). А возник этот кризис из-за искусственной увязки с некими стамбульскими обязательствами - хотя Россия выполнила все, что от нее требовалось.

В условиях такого паралича ОБСЕ мотором в сфере безопасности стала выступать НАТО. Альянс стал проявлять просто-таки гиперактивность - и с размещением баз, и с одобрением односторонних планов США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе. Вскрылась очень интересная тенденция: решения принимались в Вашингтоне - без какой-либо консультации с другими членами НАТО. А потом все это оформлялось как решение всего альянса. Любые попытки протестовать, призывать к коллективным решениям старались не предавать огласке, чтобы споры не выходили за рамки внутринатовских дискуссий. Но в современном мире факты утаить очень сложно. И мы прекрасно знаем, как горячо проходили дебаты внутри НАТО - по поводу того, кто и как генерирует и "продавливает" эти якобы коллективные проекты.

А параллельно тормозилось развитие евросоюзовской составляющей в сфере безопасности. Натовские структуры делали все, чтобы Евросоюз не развертывал независимо от альянса никакой деятельности в сфере безопасности и миротворчества. Так, например, было, когда Европа решила помочь Совету Безопасности ООН развернуть операцию на границе Судана с Чадом и Центральноафриканской республикой.

Есть свидетельства, что при подготовке операции натовские структуры предлагали европейцам опереться на возможности альянса. Но Европа решила действовать самостоятельно. И при этом предусматривается сотрудничество с другими партнерами, в том числе с Россией. В частности, по просьбе Франции, которая сейчас председательствует в Евросоюзе, мы направляем в Африку вертолетное звено. Наши военнослужащие будут вместе с европейскими работать в этом регионе.

Так что здесь много составляющих. Есть ОБСЕ, есть НАТО, есть политика безопасности и обороны Евросоюза, есть ОДКБ, есть те же структуры в рамках ОБСЕ, которые призваны нас объединять, но почему-то не объединяют. И пока мы не разберемся, кто конкретно отвечает за реализацию тех или иных принципов, будут возникать проблемы. Поэтому президент Медведев и предложил все это обсудить - откровенно, без эмоций.

Вопрос: Обсуждение уже началось?

С.В.Лавров: Мы рассчитывали, что как раз в эти дни такое обсуждение состоится. Но кавказский кризис несколько изменил повестку дня. В ближайшее время планируются консультации стран - участниц ОДКБ - по нашей инициативе. Есть договоренность с целым рядом западноевропейских государств о проведении консультаций на ту же тему. Думаю, в ближайшие три-четыре месяца такие консультации будут очень интенсивными. После чего мы сможем, впитав идеи партнеров, предложить конкретную схему действий. И пригласить страны евро-атлантического региона к диалогу.


http://www.mid.ru/brp_4.nsf/2fee282eb6df40e643256999005e6e8c/f439bc0050b7da08c32574d6002233e8?OpenDocument

02-10-2008


Док. 499971
Опублик.: 02.10.08
Число обращений: 74

  • Лавров Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``