Последнее десятилетие маэстро и его супруга Майя Плисецкая больше радуют ценителей прекрасного в США и Европе - именно там с большим успехом проходят премьеры новых опусов прославленного композитора. Но всё же юбилейные торжества Родион Щедрин решил, в основном, провести в России, где Московская филармония организовала фестиваль его музыки.
Настоящей сенсацией станет столичная премьера оперы Родиона Щедрина "Очарованный странник" по Николаю Лескову. Она была написана пять лет назад по заказу Нью-Йоркского филармонического оркестра и с фурором была исполнена им, солистами и хором, которыми дирижировал легендарный Лорин Маазель.
У нас шедевр Щедрина впервые представил неутомимый Валерий Гергиев. Он же с оркестром и солистами Кировской (Мариинской) оперы сыграет "Очарованного странника" в Москве.
Меломаны буквально замерли в предвкушении - в прошлом году они испытали восторг и шок от хоровой оперы Щедрина "Боярыня Морозова", доказавшей, что Щедрин пребывает в отменной творческой форме. В юбилейном фестивале примут участие крупнейшие российские музыканты - оркестры Михаила Плетнёва, Владимира Федосеева и Юрия Башмета, хор Бориса Тевлина, пианист Денис Мацуев и многие другие.
После смерти Дмитрия Шостаковича в 1975 году именно Родиона Щедрина мировая музыкальная общественность стала считать самым значимым и интересным советским композитором. Щедрин буквально ворвался в мировую музыку в конце 50-х годов прошлого века, введя в сферу академического искусства такой "низменный" жанр как частушка (Первый фортепианный концерт, "Озорные частушки" для оркестра, опера "Не только любовь").
На протяжении всего своего творчества Щедрин не устаёт поражать привыкших к его стилю ценителей неожиданными поворотами и феноменальной выразительностью каждого сочинения. Даже написанные по социальному заказу сочинения - например, оратория "Ленин в сердце народном" - и сейчас доставляют настоящее наслаждение "гурманам сонора".
Ветераны филармонических концертов вспоминают и легендарную "Поэторию" - уникальное сочинение для хора и оркестра на стихи Андрея Вознесенского. При её исполнении стихи читал сам поэт, а голос Людмилы Зыкиной в "Матери Владимирской" вызвал у публики подлинный катарсис.
Вклад Родиона Щедрина в музыкальный театр также признан во всём мире. Приятно отметить, что его шедевр 1978 года - опера "Мёртвые души" - к гоголевскому юбилею возвращается на сцену Большого театра, да ещё в трактовке Юрия Темирканова.
Если бы Михаил Швыдкой больше внимания уделял не телепосиделкам, а работе с кадрами, то на той же сцене вместо бездарной халтуры Десятникова "Дети Розенталя" мы бы давно наслаждались щедринской "Лолитой". Её постановка Мстиславом Ростроповичем в 2003 году в Стокгольмской опере вызвала настоящий общеевропейский ажиотаж.
Надеемся, что руководители культуры и телевидения Михаил Швыдкой и Михаил Сеславинский уже контролируют показ во время юбилейного фестиваля балетов Родиона Щедрина, которые он создал для своей музы и законной супруги, всеми любимой и почитаемой Майи Плисецкой. Речь идёт об "Анне Карениной", "Чайке" и "Даме с собачкой".
Также необходимо вновь насладить публику "Кармен-сюитой", причём в исполнении как примы кубинского балета Алисии Алонсо, для которой было написано сочинение, так и бесподобной Майи Михайловны.
К сожалению, во время этого фестиваля не планируется исполнение опуса, который настоящие гурманы считают не только непревзойдённой вершиной творчества Щедрина, но и одним из самых значительных сочинений музыки ХХ века. Речь идёт о грандиозном "Музыкальном приношении" для органа и ансамбля духовых, которое композитор, наряду со скрипичной сонатой и "Музыкой для города Кётена", посвятил 300-летию Баха.
Автору этих строк довелось присутствовать на премьере "Музыкального приношения" в октябре 1983 года во время фестиваля "Московская осень". Публика была просто зачарована более чем двухчасовым сочинением и удивительным мастерством игры Щедрина на органе Большого зала Московской консерватории.
Через месяц на втором исполнении "Музыкального приношения" присутствовал сам Иван Семенович Козловский. Когда я зашёл в его ложу за автографом, то легендарный тенор не смог сдержаться и выразил свои впечатления так: "Даже не верится, что в наше время люди могут писать такую глубокую, такую философскую музыку".
Записи этих концертов по идее должны сохраниться в Гостелерадиофонде. На наш взгляд, они должны быть обязательно показаны по каналу "Культура", потому что представлять творчество Родиона Щедрина без такого колоссального явления, как "Музыкальное приношение", недопустимо.