В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тимофей Борисов: Алена и Эльбрус Назад
Тимофей Борисов: Алена и Эльбрус
Год спустя после Беслана

Фото шестимесячной Алены в те дни облетело весь мир. Беспомощная малышка на руках здоровенного спецназовца. Сегодня, год спустя после Беслана, она уже ходит и разговаривает.

Смотрит в наведенный на нее объектив фотоаппарата. Неожиданно обнимает руками пожилую женщину, которая с ней рядом, как бы стремясь защитить, и испуганно начинает повторять: "Бабуля, матарш, бабуля, матарш".

От этой сцены становится не по себе, ведь "матарш" по-осетински значит "не бойся". По словам бабушки Клары Цкаевой, с которой Алена сейчас живет во Владикавказе, они с дедом разговаривают с ней в основном по-русски, но и по-осетински ребенок тоже все понимает. Пожилая женщина берет в руки детскую книжку, на страницах которой изображены животные, листает страницы и показывает пальцем, а Алена говорит: "Заяц, ежик..."

В лексиконе девочки нет слова мама. Дед Алены Борис Цкаев рассказывает: "Иногда только вспомнит слово Фатима, неожиданно, бывает, скажет".

Фатима и есть мама Алены. То есть была. Второго сентября прошлого года она вместе с Аленой, трехлетним сыном Махарбеком и девятилетней дочкой Кристиной оказалась в заложниках в бесланской школе. Когда террористы 2 сентября разрешили покинуть школу матерям с грудными детьми, Фатима вынесла Алену, отдала в руки незнакомого милиционера и добровольно вернулась в школу к двум оставшимся детям.

На следующий день Фатима Цкаева с дочерью Кристиной погибла в спортзале школы.

Сыну Махару повезло, сначала его выбросили из окна спортзала наружу, а уже из-под стен школы на руках вынес кто-то из знакомых. Он остался жив, но, по словам бабушки, что-то в нем поменялось. На нем, трехлетнем, три дня с террористами сказались сильнее, чем на Алене. "Бывает, играет в войну, подойдет ко мне с игрушечным автоматом и грозно, очень серьезно говорит: "Руки вверх". Так, что страшно становится от его тона. А недавно как закричит не своим голосом: "Помогите!" Мы с дедом перепугались, забегаем в его комнату, спрашиваем: "Махарчик, что случилось?" Он говорит: "Так мама с Кристиной в школе кричали".

Четырехлетний Махар живет сейчас с отцом в селе недалеко от Беслана. Муж Фатимы Руслан, зять Клары и Бориса Цкаевых, переехал в село после смерти жены. Не может жить в пятиэтажке, которая выходит окнами на школу. Иногда привозит сына к бабушке. Алена же весь этот год так с бабушкой и дедушкой во Владикавказе и прожила.

Спрашиваю: "Общаетесь, знаете того милиционера, который вынес Алену на руках из школы?"

- Да, это местный житель Эльбрус Гогичаев. Он работает в отряде быстрого реагирования ГИБДД Осетии. Эльбрус несколько раз приходил к нам домой уже потом после освобождения. Говорит, что оказался в тот момент рядом с Аленой и поэтому вынес ее из школы. Рассказывают еще, что Фатима хотела сначала отдать Алену Кристине, чтобы та ее вынесла, но террористы вернули девочку на место, потому что с грудными детьми выпускали только матерей, а детей оставляли в заложниках.

Теперь Клара и Борис Цкаевы живут лишь ради Алены.


http://www.rg.ru/2005/09/01/beslan.html

"Российская газета" - Федеральный выпуск No3862 от 1 сентября 2005 г.


Док. 501298
Перв. публик.: 01.09.05
Последн. ред.: 06.10.08
Число обращений: 158

  • Борисов Тимофей Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``