В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Анна Абоносимова: Тарифное квотирование Назад
Анна Абоносимова: Тарифное квотирование
Заседание Круглого стола 4 февраля 2004 года (в кратком изложении). Ведущая - президент Фонда содействия СМИ "ПРЕССА" Анна Абоносимова.

ВЕДУЩАЯ: В 2003 году, в целях защиты отечественного товаропроизводителя, впервые были введены ограничения на импорт мяса в Россию. Премьер-министр М.М. Касьянов заявил, что это уже привело к росту производства мяса в стране и повысило инвестиционную привлекательность животноводства. Согласны ли с такой оценкой правительства профессионалы мясной отрасли?

М. Л. МАМИКОНЯН, председатель правления Мясного Союза России:
- Все спрашивают экспертов - квоты сделали, а поголовье крупного рогатого скота падает. Я это называю профанацией. Импорт нужно стабилизировать на каком-то уровне, чтобы он стал фактором роста производства собственного мяса. А по квоте этого года выходит фактическое повышение импорта. Мы понимаем, квотирование уравновешивает другие какие-то соглашения как внутри правительства, так и на международном уровне - ВТО, СНГ... Но выпадения из логического ряда. Предприятия были принципиальными противниками страновых квот. В бизнесе нужна гибкость. Вот пример - Америке сейчас дали квоты на говядину, Америка сейчас закрыта, бизнес не может оперативно переключиться на другие страны. Это создает нерыночную конкуренцию на внутреннем рынке. Сравним импорт в Россию до 2003 года и страновые квоты на 2004. Увидим - часть сложившихся экономически выгодных товарных потоков нарушена полностью. Так, из Бразилии мы импортировали объем свинины, соразмерный импорту из всей Южной Америки. В 2002 году было 340 тысяч тонн. Это не потому, что бразильский карнавал популярен у бизнесменов, и они там попутно покупают мясо! Это характеризует конкурентоспособность продукта на рынке. Теперь Бразилия получила существенно меньшие квоты. А большие квоты получили страны, где правительства активно вмешиваются в процесс ценообразования. Евросоюз и США являются самыми критикуемыми странами в рамках ВТО по применению господдержки сельского хозяйства и экспорто-поощряемых субсидий. Например, при цене говядины полтора евро 80 евроцентов получены от Евросоюза. То есть, мы поддерживаем менее конкурентоспособные страны за счет собственного рынка. Чем больше административного вмешательства, тем меньше у России возможностей развивать собственный аграрный рынок. Вряд ли до 2007 года мы сможем изменить это положение, но ничто не мешает нам вести публичную полемику. Что можно ожидать для бизнеса в России? Стремление правительства стимулировать инвестиционную активность в животноводстве работает в птицеводстве и свиноводстве. В части крупного рогатого скота - нет. Мы критикуем то обстоятельство, что квот не получили предприятия, которые хранят и перерабатывают продукцию.

ВЕДУЩАЯ: В ходе состоявшейся сегодня Интернет-конференции один из участников, директор мясокомбината "Иркутский" Н.И. Виниченко с негодованием говорил о том, что его, лишенного привычных рынков в Китае и Монголии, квотирование принуждает брать в Южной Америке столь мизерные партии мяса, которые впору возить в чемоданах!

В.В. МЕДОВИКОВ, член Совета Уральского Мясного Союза, генеральный директор Региональной торговой компании "РосСток" (г. Екатеринбург):
- Страновой принцип прямо указывает - в этой стране купить столько-то тысяч тонн. И никаких вариантов.Я против такого распределения квот - бизнес сам должен определяться. А главный инвестор сегодня, что бы ни говорили - мясопереработка. Которая может продать только конкурентоспособный продукт. Чтобы сделать деликатес, нужно только импортное мясо, которому местное сырье пока существенно уступает в качестве. В последние два года в соотношении "цена - качество" Бразилия была самым оптимальным вариантом. Не надо также диктовать импортеру, брать ему охлажденное мясо или замороженное. Понятно, что квотирование главным образом задевает Москву и область, Санкт-Петербург и Калининград с Владивостоком. Регионы получает мясо главным образом от них.

ВЕДУЩАЯ: Вы согласны с мнением правительства, что под воздействием мясных квот производство мяса в России выросло на 9 процентов?

В.В. МЕДОВИКОВ: Нет, я не согласен. Вообще квотирование должно быть стимулом, но нельзя вырывать слово из песни! Откуда дополнительное мясо - коров отправили на убой? А завтра что делать будем?

Э.А. БАГИРЯН, исполнительный директор Союза предприятий холодильной промышленности:
- К сожалению, наша роль в вопросах квотирования равна нулю. И мы считаем, что нанесен большой ущерб опту и всей системе поставки продовольствия в Россию. Защищать собственного производителя - благородно и необходимо. Но это не рыночное распределение. Аукционы надо проводить честно, а не за доли секунды, как это было в прошлый раз.

И.В. СТАРИКОВ, руководитель Комитета по агропродовольственной политике Совета Федерации РФ:
- Главная проблема для производителя не столько произвести, сколько продать свою продукцию. Среднестатистический россиянин сегодня тратит на питание до половины своего дохода. В развитых странах - не более 10-15. Квотирование не ведет к снижению цен на продукты питания, а напротив, подстегивает их рост. В перспективе мы будем иметь понижение потребительского спроса и стагнацию сельской отрасли в целом. Забвение интересов своих граждан ради высших политических интересов серьезно деформирует процесс конкуренции, и это позволяет странам, получившим немотивированные квоты, взвинчивать цены. Все это было бы оправдано, если бы мы вдруг стали свидетелями впечатляющих успехов - хотя бы в "скороспелых" отраслях. Но не появилось ни дополнительной свинины, ни мяса птицы. Почему? Я утверждаю, что в последние годы имели место приписки по валовому сбору зерна. В прошлом году мы экспортировали 19 млн. тонн. А нынешний недобор 20 млн. тонн зерна привел к тому, что этот мыльный пузырь лопнул. Причем лопнул очень неудобно - к началу президентских выборов. И помимо роста цен на хлеб, что имеет очень серьезный политический аспект, мы неизбежно сбросим поголовье. Вы профессионалы и знаете - чуда не произойдет. В регионах уже сейчас остро не хватает фуражного зерна. Быстро ввезти его в страну мы не сможем. Остается пустить скот под нож. Ограничив импорт, мы резко сократим стадо - и пойдут разговоры о неэффективности квотирования как такового. А этого бы очень не хотелось.


http://www.fondpressa.ru/press-service/detail.php?ID=1051

04.02.2004

Док. 501451
Перв. публик.: 04.02.04
Последн. ред.: 06.10.08
Число обращений: 224

  • Абоносимова Анна Вадимовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``