В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий Александров: `Нельзя оскорблять публику спектаклем` Назад
Юрий Александров: `Нельзя оскорблять публику спектаклем`
Праздник в концертном зале "Дзинтари" начнется жизнерадостной оперой Гаэтано Доницетти "Любовный напиток". Режиссера пригласили из Питера - это лауреат премий "Золотая маска" и "Золотой софит" Юрий Александров, поставивший уйму спектаклей в самых престижных оперных театрах мира.


1 августа открывается Юрмальский оперный праздник

Поет Ирида Мартинес.

Без пауз

Организатор фестиваля, хирург Дайнис Калнс позвал "Час" на репетицию и познакомил с режиссером. Александров как раз добивался от солистов и хора выразительности движений, самолично исполняя что-то вроде канкана. "Стреляйте ножками", - призывал он женщин. Семь потов лились рекой и с него, и с артистов, которым, глядя на него, сачковать было просто неудобно.

Для режиссера это 10-я премьера в сезоне, и предстоит еще одна, в Швеции. Всего им поставлено более 200 спектаклей.

- Как у вас хватает на все физических и моральных сил?

- Для меня это норма, - спокойно объясняет Юрий Исаакович. - Человек должен быть постоянно занят. Можно организовать свой труд таким образом, что ты знаешь, что делаешь через три года (а я знаю, что я делаю через три года в любой день) спокойно и планово.

Сейчас на моем столе лежат партитуры, которые я буду ставить в 2011 году. Остальные работы уже запущены: либо художники делают эскизы, либо я готовлю экспозиции. Это нормально. А если у меня три дня пауза, я начинаю бросаться на стены.

- Ваша репетиция оставила впечатление не классики, а бродвейского мюзикла. А "Хованщину" вы ставили в каком ключе?

- Режиссер должен быть разным. Очень избегаю однообразия - идеологического, пластического. Режиссер должен понимать, где он находится, и не только ставить произведение, но и рассчитывать на конкретную публику.

Поскольку наш спектакль фестивальный и проходит не на академической сцене, а на площадке, где отдыхающие только что захлебывались в волнах "Новой волны" и кто-то еще остался жив, то хочется показать им классическое искусство, но в очень доступной, экстравагантной форме.

Нечто подобное у меня было в "Арена ди Верона", когда я ставил там "Турандот". Публика со всего мира - кто-то в смокингах и бриллиантах, а кто-то в шортах и сандалиях. Нужно было найти такой подход, чтобы это коснулось всех.

И тут такой подход будет уместен. Тем более я всегда ставлю спектакль пять недель, а здесь на все отпущено пять дней.

- Вы считаетесь режиссером-экспериментатором. От чего зависит эта степень эксперимента или интерпретации?

- Я по образованию музыкант, окончил консерваторию как пианист. Для меня партитура - самое важное. Степень эксперимента в опере всегда проблематична. Многие мои коллеги экспериментируют уже до того, что непонятно, что происходит. Тут нужен мудрый компромисс между собственными амбициями и публикой, имеющей свое понимание этого жанра. Нельзя оскорблять публику своим спектаклем. А это бывает.

Я всегда пытаюсь бежать немножко впереди публики, тащить ее за собой. Но уважительное отношение к публике превыше всего. Сейчас очень много всяких вещей (телевидение, эстрада), которые оттаскивают публику от нашего жанра: он сложный, к нему надо привыкать с детства.

Опера должна быть красивой

- Жанр оперы, поговаривают, в кризисе?

- Сейчас очень сложная экономическая ситуация в мире. А опера - это искусство, требующее капиталовложений. Если драма может быть - два стула, два артиста, черный фон и это уже спектакль, то на оперу люди приходят, чтобы увидеть то, что они не видят в жизни: красивые декорации, костюмы, чувства... Тот миф, о котором они все мечтают.

Лишить этого оперу очень просто, лишив ее финансирования. Поэтому опера иногда испытывает затруднения. Но они проходят, и она опять поднимается на гребень волны. Я много ставлю в мире, и я вижу огромные переполненные залы. Это показатель.

Другое дело, что бюджеты ужимаются и приходится выкручиваться. Но если ты имеешь прекрасных певцов и замечательного художника рядом - такого как Вячеслав Окунев, с которым я постоянно работаю, - всегда бывает положительный результат.

Сейчас в нашем деле верх берет коммерция. Агенту главное - продать спектакль. Если это "Травиата" или "Богема", ему обеспечен полный зал. Если другое название, то хотят скандала.

- В одном из интервью вы сказали "я не хочу быть купцом, хочу быть педагогом". Но купцом быть приходится?

- Не только купцом, я в своем театре еще и прораб, веду строительство. У меня замечательный дворец в центре Петербурга - особняк барона фон Дервиза. И я поклялся его восстановить в первозданной красоте до мельчайшей детали.

Я и купец, потому что должен продавать свой театр, артисты должны кушать. Надо находить в себе силы заниматься тем, что тебе не близко, но необходимо коллективу. За моей спиной 250 человек, которых я собрал со всей страны.

Нет музыки - нужна концепция

- Размышляя о "Хованщине", вы сказали, что русские могут победить кого угодно, только не себя. И война русского с русским - это самое страшное. До сих пор Россия сидит в этом?

- Об этом еще писал Достоевский. Русский народ очень страстный. Если он чего-то хочет, то пытается добиться этого любой ценой. Хуже, когда он ничего не хочет. Годы большевизма сильно изуродовали русский народ. Одна из моих задач: как-то привести его в чувство своим искусством.

Думаю, у русских сейчас проблема восстановиться не только этнически, но и нравственно. Они очень озлобились, обнищали, разучились работать, спились в какой-то части. Сейчас идет огромный восстановительный процесс нации. Если это произойдет - будет великое счастье, если нет, то это угроза обществу.

- Судя по опросам, Сталин в России снова становится народным кумиром...

- Диктаторы, особенно прошлые, начинают пользоваться особой любовью. Потому что демократия, к сожалению, не дала еще ощутимых результатов в изменении жизни к лучшему. И все уповают на мессию, хозяина, который придет и мечом, и калачом решит проблемы. Это старый миф о дяденьке, который придет и сделает нашу жизнь хорошей. Дяденька может прийти, но это не значит, что все будет хорошо.

- Вас беспокоит наплыв в оперу режиссеров-дилетантов - из драмтеатра, из кино, и в то же время жесткая критика, которой "все позволено"?

- Судить оперу по внешним признакам очень просто. Есть замечательный дирижер, есть концертмейстер, который выучил партии с солистами, а если солист выйдет и красиво споет, то режиссеру остается придумать некую закавыку, некую загадку, которую публика будет расшифровывать весь спектакль. И так и не расшифрует.

Потом глобальная ошибка: эти режиссеры пытаются поставить спектакли по тексту. А текст в опере - самое ущербное, что может быть. Для композитора это всего лишь повод. Тот же Доницетти иногда просто повторял один и тот же текст - на разную музыку. Ему не важен был текст, а подтекст. И музыкальная драматургия.

Если режиссер, пришедший в оперу, не музыкант, если он не может читать партитуру, не может заниматься музыкальной драматургией, он абсолютно беспомощен. Он голый. И тогда он придумывает некую концепцию, которую пытается натянуть на головы артистам, публике, и это всегда мстит.

Но есть такие "музыкальные папарацци", которые любят подхватить и раздуть скандал. Это же пиар! Многие западные агенты хотят скандала, но я с такими не работаю. Я сразу спрашиваю: "Вам нужен скандал или качественная работа?" Когда начинают мяться, я прекрасно понимаю, куда они тянут.

- А как артисты, которые будут петь на юрмальском празднике, воспринимают ваши идеи?

- Дайнис Калнс приглашает каждый раз разных певцов, но все они высочайшего уровня. И с ними легко. Когда у человека нет проблем с вокалом, у него освобождается голова. А если свободная голова, с ним можно разговаривать.

Досье

Народный артист России Юрий Александров, работая с 1978 года режиссером в Мариинском театре, создал в 1987 году Камерный музыкальный театр "Санкт-Петербургъ опера". Задуманный как творческая лаборатория, он развился в профессиональный театр, хорошо известный далеко за пределами российского оперного пространства.

В оперных праздниках Дайниса Кална Юрий Александров ставит спектакли в 4-й раз.

Справка

В "Любовном напитке" заняты Ирида Мартинес (сопрано, Коста-Рика), Евгений Акимов (тенор, Россия), Пьер-Ив Прево (баритон, Франция), Кришьянис Норвелис (бас, Латвия) и др. Дирижер Владимир Кираджиев (Австрия).

Сергей НИКОЛАЕВ
Источник: Час

30.07.2008
http://www.d-pils.lv/news/2/312500

Док. 502620
Перв. публик.: 30.07.08
Последн. ред.: 08.10.08
Число обращений: 66

  • Александров Юрий Исаакович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``